Юпик допускает ошибки, дети его исправляют.
3. Физминутка «Спроси правильно».
Логопед бросает мяч и произносит слово. Дети ловят мяч, ставят вопрос «Кто это?» или «Что это?» и возвращают мяч логопеду.
4. Закрепление по пособию темы занятия (с. 8).
а) Логопед предлагает рассмотреть картинку в левом верхнем углу страницы 8 и назвать предметы, стоящие на полке (игрушки: мяч, пирамидка, кубики, машинка).
—Это живые предметы?
—Как о них спрашивают?
—Что еще можно поставить на эту полку?
Такое же задание дается по картинке справа «В зоопарке» (в клетках сидят звери: волк, медведь, лиса, заяц).
б) Дети рассматривают картинку «В живом уголке».
—Куда пришли воспитатель и дети?
—Какие предметы окружают детей?
—Про какие предметы на картинке вы спросите: «Кто это?»; «Что это?»
в) — Юпик получил задание помочь Ивану провести границу между царствами живых и неживых предметов. Покажите, как он ее проведет.
Задание выполняется карандашом, шнурком или цепочкой, начиная с пунктирной линии.
5. Логическое упражнение «Четвертый лишний».
Логопед ставит четыре картинки: три с изображением живых предметов и одну — неживого предмета, и наоборот. Дети выделяют лишний предмет и объясняют свой выбор.
6. Итог занятия.
— Сегодня мы познакомились со словами, называющими предметы.
—О каких предметах спрашивают: «Кто это?»
—О каких предметах спрашивают: «Что это?»
ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Слова, называющие действия.
Цель: дать понятие о словах, называющих действие; уточнить и расширить глагольный словарь; развивать логическое мышление; закрепить умение составлять схему предложения.
Оборудование: схема «эстафеты», предметные картинки о спорте, раздаточные картинки с изображающие животных, альбом 1.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед демонстрирует предметные картинки: боксер, футболист, хоккеист, парашютист, пловец, мяч, перчатки, ракетка, гиря, скакалка, велосипед.
Один ребенок ставит к картинкам вопросы «Кто это?» или «Что это?» Другой ребенок отвечает.
Знакомство со словами, называющими действия предмета.
— Боксер, футболист, хоккеист — это спортсмены. И мы сегодня, как спортсмены, будем участвовать в эстафете, передавая флажок с одного этапа на другой.
На доске изображена схема эстафеты и передвижной флажок.
Первый этап эстафеты.
— На старт! Внимание!
— Плывите! — Прыгайте! — Приседайте! — Бегите! | Дети имитируют движения. |
— Что вы делали?
Логопед делает вывод: Плавали, прыгали, приседали, бегали — это слова, называющие ваши действия. К ним ставится вопрос «Что делали?».
— Скажите еще слова, называющие действия спортсменов.
Флажок переставляется на второй этап.
Второй этап эстафеты.
Работа по пособию (с. 9). Дети рассматривают картинку «В спортивном зале».
— Что делают дети? Скажите только, слова, называющие действия детей.
Третий этап эстафеты. Физминутка.
а) Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке!
Потянулись, потянулись.
Вправо, влево поклонились
И на месте в бег пустились.
—Что вы делали?
—Что называют эти слова?
б) Пальчиковая гимнастика.
— Гонки многоножек (попеременное передвижение пальцами-ножками по столу. Каждая ножка делает по одному шагу).
— Гонки двуножек (движения выполняются средним и указательным пальцами).
Четвертый этап эстафеты.
—Животные тоже соревнуются, кто быстрее передвигается.
—Как передвигается медведь (сорока, змея, заяц, лягушка, щука)?
—Ходит, летает, ползает, бегает, прыгает, плавает — что называют эти слова?
У детей картинки с изображениями животных: слон, гусеница, бабочка, кит, кузнечик, волк и т. д.
—Подумайте, как передвигается ваше животное?
—Составьте предложение по схеме:
—Кто из них передвигается быстрее?
—Поставьте картинки в ряд по мере увеличения скорости передвижения животных.
Пятый этап эстафеты. «Лишнее слово» (с. 10).
едет коньки
плывет клюшка
мяч бежит
забивает шайба
— Что изображено на картинке: предмет или действие предмета? Назовите лишнее слово.
Итог занятия.
— Сегодня мы познакомились со словами, называющими действие предмета. Назовите каждый по одному слову, называющему действие предмета.
Финиш.
ЗАНЯТИЕ № 5
Тема: Слова, называющие признаки предмета.
Цель: дать понятие о словах, называющих признаки предмета; расширить и уточнить словарь признаков предмета; упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными; тренировать детей в составлении простого распространенного предложения; развивать логическое мышление.
Оборудование: простые карандаши, звездочки, мяч, предметные картинки, альбом 1.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед произносит слово, называющее предмет, а дети к нему подбирают слово, называющее действие предмета.
солнце ... (светит)
дождь...
ветер ... и. т. д.