Губы зубы язык воздушная участие

Губы зубы язык воздушная участие

Струя голоса

Предлагаем схему анализа артикуляции звука перенести на плотную бумагу и использовать в качестве закладки для учебного пособия. При знакомстве с новым звуком схема по­может ребенку самостоятельно проанализировать произнесе­ние звука и дать его характеристику. При изучении гласных звуков особое внимание уделяется положению губ. Оно изо­бражено в верхнем правом углу страницы альбома. Гласный звук обозначается красным квадратиком1: , в квадратике указывается положение губ:

После изучения гласных звуков дается понятие «слог». Ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков, обучается составлению слоговых схем, в которые вводятся гласные звуки или буквы:

Слоговые схемы позволяют ощутить ритмический рисунок слова, который можно простучать, прохлопать, прошагать.

Позднее ребенок учится ставить ударение, определять ударный слог, выделять ударный гласный звук. Знакомство с согласными звуками начинается со звука [м]. Как и при изучении гласных звуков, после анализа артикуляции зву­ка по схеме (см. выше) делается вывод: звук [м] согласный, потому что воздушная струя выходит не свободно, преграду строят губы; звонкий, потому что произносится при уча­стии голоса. Через сравнение ребенок учится различать твердое и мягкое произнесение и звучание согласных зву­ков. Вводятся обозначения согласных звуков:

— твердый звонкий согласный звук;

—мягкий звонкий согласный звук;

—твердый глухой согласный звук;

— мягкий глухой согласный звук.

________________________________________________

1 Здесь и далее: гласный звук обозначается квадратиком крас­ного (к) цвета; твердый согласный звук — синего (с); мягкий со­гласный звук — зеленого (з).

В пособии предлагаются упражнения для работы над просодической стороной речи: силой, высотой голоса, дли­тельностью, темпом.

Представлен и ряд упражнений по формированию фоне­матического восприятия. Первоначально изучаемый гласный звук выделяется из начала слова (звук [у]), затем - в начале слова и в конце (звук [а]), позднее — в начале слова, в середине и в конце (желательно в ударных позициях). Изучаемый звук, независимо от его местоположения, интонационно выделяется в слоге, протяжно произносится, усиливается голосом. Для работы по развитию фонематиче­ского слуха на каждой странице раздела «Звук» предлага­ется сюжетные картинки.

Параллельно с развитием фонематического слуха некоторые задания способствуют формированию элемен­тарных навыков звукового анализа. Звуковые схемы слогов и слов рисуются цветными карандашами или составляются с помощью цветных фишек.

После знакомства со звуком ребенок готовится к чтению обратных и прямых слогов. С опорой на артикуляцию зву­ков ребенок учится образовывать обратные слоги и прямые.

Например, на звук [м], [мь]: По указке взрослого он произносит:

ам, ум, ...

ма, му, ...

Ребенок также знакомится с образованием прямого слога с гласным звуком [и], когда согласный звук перед ним про­износится мягко. Для усвоения четкого произношения звука на страницах раздела «Звук» даются стихи, чистоговорки, скороговорки, пословицы.

В целях предупреждения смешения звуков (близких по способу и месту образования) в речи и букв при письме пред­лагаются специальные упражнения по их дифференциации.

Раздел «Буква» связан с формированием у детей произ­носительных навыков. Порядок изучения букв соответству­ет последовательности усвоения ребенком произношения звуков. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом с опорой на артикуляцию. Для усвоения ха­рактеристики звуков и букв предлагаются «Домики букв». С введением буквы рекомендуется выполнять звуко-буквенный анализ слов (для этого используются кассы букв), что способствует формированию фонематического восприятия навыка письма.

На каждой странице раздела «Буква» даются образ бук­вы, печатное изображение буквы и способ ее конструирова­ния из пальцев рук. Для усвоения графического образа бук­вы предлагаются упражнения «Сколько букв», «Найди бу­кву», «Полубуковка».

Особо обращается внимание на буквы е, ё, ю, я: в начале слова или слога буквы читаются так, как называются. В прямом слоге они указывают на мягкость согласного. Звуко­вой анализ слов с йотированными гласными не проводится. В форме занимательных упражнений проводится чтение обратных и прямых слогов. Столбики слогов со стечением согласных, столбики слов и небольшие тексты для чтения даются с постепенным усложнением. В помощь детям для осознания прочитанного слова поставлено ударение. При­влекается внимание детей к некоторым правилам правопи­сания: парные звонкие и глухие согласные на конце слова; безударные гласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, раздельное написание предлогов, большая буква в написа­нии собственных имен, обозначение мягкости согласных бу­квами и, е, ё, ю, я и буквой ь, правильной записи предложе­ний. Проводится устная подготовка к употреблению на письме разделительного ь и ъ знаков; При обучении ребенка чтению предусмотрены разнообразные виды упражнений:

— дополнить слог до целого слова;

—«собрать» слово из «рассыпанных» букв или слогов;

—вставить букву и назвать слово — «Буква заблудилась»;

—соотнести слова и картинки;

—исправить деформированные предложения;

— прочитать текст, выполнить задания по его содержанию: решить логическую задачу, пересказать текст, озагла­вить, продолжить;

—прочитать пиктографический текст;

—выполнить упражнение «Математическая грамота»;

—выучить стихи, пословицы, скороговорки;

—отгадать загадки, ребусы, решить кроссворды.

В результате такой работы ребенок научится слитному чте­нию слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а также составлению из букв разрез­ной азбуки слов и предложений изученного звуко-слогового состава, написание которых не расходится с произношением.

В разделе «Говори правильно» предлагаются упражне­ния для развития лексико-грамматического строя речи. Материал этого раздела подобран в соответствии с изучае­мым звуком. Работая над лексико-грамматической темой, ребенок закрепляет в речи изучаемый звук.

Задачи раздела «Говори правильно»:

—развивать способность к наблюдению за языком;

—привлекать внимание к морфемному составу слов, к спо­собам словообразования, к составу предложений и связи слов в предложении;

—воспитывать навык практического использования лексико-грамматических категорий.

В разделе «Говори правильно» даны отдельные пример­ные виды работы по формированию лексико-грамматическо­го строя речи. Содержание этого раздела можно углубить или сократить в зависимости от уровня развития речи ребенка.

На всех этапах обучения предусматриваются упражнения для развития связной речи ребенка: составление предложе­ний различной конструкции, составление рассказов с изу­чаемым звуком по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам, рассказов с творческим продолжением.

В предложенной системе обучения предусмотрены спе­циальные упражнения для развития восприятия, внима­ния, памяти, мышления.

Задачи и содержание коррекционного обучения представ­лены по периодам в перспективном планировании, к которому предлагаются конспекты фронтальных логопеди­ческих занятий по формированию звукопроизношения, раз­витию лексико-грамматического строя речи и обучению гра­моте. Цель занятия определяет его структуру. Этапы заня­тия взаимосвязаны и предусматривают усложнение речевых и речемыслительных упражнений.

Для поддержания интереса детей и более эффективного обучения на занятиях вводятся различные побудительные ситуации. Это маленький пришелец из космоса Юпик, ко­торый, шагая от страницы к странице, изучает основы рус­ского языка вместе с детьми. Большинство занятий подчи­нены одному сказочному сюжету: «Вольной мышонок», «Герда отправилась на поиски Кая», «Крошечка-Хавро-шечка» и др. Некоторые занятия организованы в форме пу­тешествий, экскурсий, эстафет, сюжетно-дидактических игр.

Работа с пособием должна носить творческий характер и индивидуализироваться в соответствии с речевым дефектом ребенка.

Если ребенок еще не овладел правильным произношением всех звуков родного языка, то пособие «Учим ребенка говорить и читать» ему необходимо, так как в нем предусмотрен поря­док изучения звуков от простых к более сложным. С этой кни­гой ребенок попадет в удивительный мир родного языка. Она поможет зажечь в ребенке огонек любознательности, жажды новых открытий в овладении родной речью, увлечет его, разо­вьет вкус к занятиям и самостоятельному чтению.

Многолетний опыт работы с детьми 4-7-летнего возраста убеждает нас в том, что раннее обучение основам родного языка, когда у ребенка еще сохранно интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языко­вые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребенка в школе, позволит ему комфортно ощу­щать себя в обществе.

Первый период обучения

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(I период)

Тема занятия Кол-во занятий Дикция. Интонационная выразительность речи Формирование фонемати­ческого восприятия
СЕНТЯБРЬ
1-2 недели. Обследование речи детей
3 неделя
Понятие о речи. Функ­ции речи.    
Понятие о предложении. Понятие о слове. 1-2 Повествовательная интонация предложе­ния.  
Слова, называющие предметы. Вопросительная инто­нация предложения.  
4 неделя
Слова, называющие действия.    
Слова, называющие признаки предмета.    
Понятие о звуке.   Выделение начального гласно­го звука, в слове. Выделение конечного согласного в слове.
Звук у. Понятие о гласном звуке; Протяжное и отрыви­стое произнесение зву­ка у. Выделение звука у из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Буквы У, у. Восклицательная интонация  
Звук а. Произнесение звука ас постепенным усилении- ем и ослаблением голоса. Выделение звука а из ряда гласных, слогов, из состава слова (из начала, середины, конца слова в ударной позиции).
         

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(I период)

Обучение грамоте (работа с разрез­ной азбукой, письмо, чтение) Лексико-грамматический строй речи
СЕНТЯБРЬ
1-2 недели. Обследование речи детей
3 неделя
   
Составление схемы предложения (без предлога) Составление простых предложений по картине, по опорным словам, по. схеме.
  Одушевленные и неодушевленные имена суще­ствительные.
4 неделя
  Составление предложений по схеме.
  Составление простого распространенного пред­ложения. Согласование прилагательных с существительны­ми.
   
  Дательный падеж существительных муж, рода, ед. ч. Винительный падеж существительных жен­ского рода ед. ч. с окончанием у. Глаголы с при­ставкой у.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Чтение и письмо букв У, у. Составление и чтение схемы предложения с предлогом у. Раздельное написание предлога и слова. Ребусы уточка, улица. Предлог у.
  Винительный падеж одушевленных существи­тельных мужского рода единственного числа сокончанием -а. Множественное число имен существительных с окончанием -а. Глаголы прошедшего времени женского рода.
Тема занятия Кол-во занятий Дикция. Интонационная выразительность речи Формирование фонематиче­ского восприятия
Буквы А, а. Повествовательная, восклица­тельная и вопросительная ин­тонация при произнесении звука а  
2 неделя
Звуки а, у. Буквы А, У. 1 восклицательная интонация. Звуковой анализ слов ау, уа. Соотнесение слова и схемы.
Звук о Интонационное произнесение звука о. Выделение звука о из ряда глас­ных, слогов, из состава слова в ударной позиции. Анализ звукового ряда типа а о у.
Буквы 0, о Произнесение звука о с изме­нением высоты голоса. Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости. Повествовательная и воскли­цательная интонация при чте­нии. Соотнесение слова и схемы.
3 неделя
Звук и. Произнесение звука не посте­пенным усилением и ослабле­нием голоса. Выделение звука и из состава слова. Анализ звукового ряда типа аоу и.
Буквы И и. Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости. Восклицательная интонация. Соотнесение слова и схемы.
Звук э. Произнесение звука э с посте­пенным усилением и ослабле­нием силы голоса. Выделение звука э из состава слова. Соотнесение слова и схемы.
4 неделя
Буквы Э, э. Произнесение ряда гласных на одном выдохе, с изменени­ем высоты голоса.  
Звук ы. Произнесение звука ы с посте­пенным усилением и ослабле­нием силы голоса. Выделение звука ы из состава слова. Анализ звукового ряда типа о ы уа.
Буква ы Произнесение звука ы с изме­нением высоты голоса. Произнесение ряда гласных на одном выдохе. Обозначение буквой звука ы в схеме слова.

Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) Лексико-грамматический строй речи
Чтение и письмо букв А, а. Чтение схем сложных предложений с противительным союзом а. Ребус лак. Кроссворд. Составление сложных предложений с противительным союзом а.  
2 неделя
Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо слов ау, уа.  
  Несклоняемое существительное пальто.
Составление из букв разрезной азбуки и письмо ряда гласных типа аоу. Чтение. Ребусы сок ,стол, огород. Чтение и составление схемы предложения с предлогом о. Предлог о.
3 неделя
  Родственные слова. Притяжательные прилагательные с окончанием и. Многозначность слова кисти.
Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа ауои. Чтение. Составление предложения с однород­ными членами с союзом и. Объединение предложений в рассказ.
  Образование сложных слов.
4 неделя
Составление из букв разрезной азбуки и чтение ряда гласных типа а э у о. Ребус эхо. Кроссворд. Чтение.  
  Множественное число существительных с окончанием -ы. Согласование прилагательных с сущест­вительными Согласование числительных и существительных.
Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа аоуы. Ребус дым. Чтение.  
Тема занятия Кол-во занятий Дикция. Интонационная выразительность речи Формирование фонемати­ческого восприятия
Звуки ы-и Буквы ы-и   Дифференциация звуков ы-и.
НОЯБРЬ
1 неделя
Гласные звуки и буквы. Беззвучное артикулирование гласных звуков. Выделение гласных звуков из состава слова. Соотнесение слова и схемы слова.
Понятие о слоге. Деление слов на слоги. Слогооб­разующая роль гласных звуков. Ритмический рисунок слов (определение ритмического рисунка слова и подбор слов к нему). Слоговый анализ двух- и трех­сложных слов. Соотнесение слова и слоговой схемы слова. Выделение гласных звуков в слове.
Понятие об уда­рении. Смысло-различительная роль ударения. Произнесение слов с ударени­ем. Произнесение ряда слогов с переносом ударения. Выделение ударного гласного звука в слове. Соотнесение слова и слоговой схемы.
2 неделя
Звуки м мь. Понятие соглас­ный звук, звон­кий, мягкий, твер­дый.   Выделение звуков м, мь из со­става слова. Дифференциация звуков м-мь. Подбор слов к схеме. Звуковой анализ слогов типа ом, ма. Преобразование слогов.
Буквы М, м Интонация повествовательная, восклицательная, растерянно­сти при произнесении слова мама с использованием мими­ки и жестов.  
3 неделя
Звуки в, вь. Произношение на одном выдохе ряда слогов: Ва-во-ву-вы-ви. Выделение звуков в, вь из состава слова. Анализ слогов типа ва.
Буквы В, в.    

Обучениеграмоте (работа с разрезной азбу­кой, письмо, чтение) Лексико-грамматический строй речи
Дифференциация ы-и. Подбор слов к схеме.  
НОЯБРЬ
1 неделя
Чтение и письмо ряда гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков в схеме сло­ва.  
Составление и чтение слоговых схем.  
Составление и чтение слоговых схем. Постановка ударения.  
2 неделя
  Составление предложения по заданной схеме.
Слоги типа ам, ма. Слово мама. Ребус муха. Кроссворд. Большая буква в начале предложения: Чтение.  
3 неделя
  Образование сложных слов. Образование глаголов с пиставками в-вы-.
Слоги типа да. Ребусы ворота, вышка. Кроссворд. Большая буква в именах людей. Чтение и составление схемы предложения с предлогом а Чтение. Предлог В Составление предложения по схеме Объединение предложений в рассказ.    
Тема занятия   Кол-во занятий Дикция. Интонационная выразительность речи Формирование фонемати­ческого восприятия  
4 неделя
Звуки н, нь. Постепенное повышение и понижение высоты голоса при произношении слогов. Выделение звуков н, нь из состава слова. Звуковой анализ слогов типа он, на.
Буквы Н, н.    
5 неделя
Звуки л, ль Понятие глухой согласный звук. Произнесение на одном выдохе ряда слогов: па-по-пу-пы. Произнесение слогов с измене­нием высоты голоса. Произне­сение ряда слогов с постепен­ным увеличением силы голоса пах-пух-пых. Выделение звуков п, пьиз состава слова. Звуковой анализслогов типа ап, па.
Буквы П, п.    
ДЕКАБРЬ
1неделя
Звуки т, ть.   Выделение звуков т, ть из со­става слова. Дифференциация звуков т-ть. Звуко-слоговой анализ слов Том, Тим. Соотнесение слова и схемы.
Буквы Т, т.    
           

Обучение грамоте (работа с разрезной аз­букой, письмо, чтение) Лексико-грамматический строй речи
4 неделя
  Слова-антонимы.
Слоги типа ан, на. Ребус ниточка. Чтение и составление предложений с предло­гом на. Чтение. Предлог на.
5 неделя
  Несклоняемое существительное пианино.
Слоги типа ап, па. Слово папа. Ребус пони. Чтение и составление схем предложения с предлогом по. Чтение. Предлог по. Родственные слова к слову путь.
ДЕКАБРЬ
1 неделя
  Согласование числительных и существи­тельных. Глаголы настоящего времени единствен­ного и множественного числа. Образование глаголов с приставкой от-.
Составление из букв разрезной азбуки и пись­мо слогов типа та, слов типа Том. «Превращение» слов: Том — Тим — там, тут — тот — вот. Ребусы поэт, вата, тумбочка, тапочки. Чтение.  

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Понятие о речи. Функции речи.

Цель: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фра­зу; развивать способность к самостоятельным выводам; учить правилам обращения с- книгой; развивать логиче­ское мышление, мелкую моторику.

Оборудование: сюжетные картинки, альбом 1*.

Ход занятия

Организационный момент.

Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем — мальчики.

2. Знакомство с понятием «речь».

Логопед выставляет на доску картинки (человек, кошка, птица, рыба) и просит детей выделить лишний предмет (чело­век). После того, как дети справятся с заданием, логопед со­общает: «Только человек умеет говорить. Все, что мы гово­рим — это речь».

3. Знакомство с функциями речи.

а) Сказка «Невидимка» (рассказывает логопед).

— Жил-был мальчик Петя. Он ходил в детский сад. Он очень хотел стать невидимкой, чтобы его никто не видел и не слышал. И вдруг желание его исполнилось. Он пришел в детский сад. Воспитатель спросила: «Где Петя?». «Я здесь», — крикнул Петя, но его никто не услышал. Петя понял, что стал невидимкой. Дети пошли на прогулку. Они играли, разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали разные истории. Петя тоже хотел по­играть с ребятами, рассказать свою интересную историю, но ребята не слышали и не замечали его. Пете стало скуч­но, и он побежал домой. Увидев дома маму, он крикнул: «Мама, вот я!» Но мама не видела и не слышала его.

«Очень плохо быть невидимкой, — заплакал Петя. — Я хочу разговаривать с мамой, с ребятами, со всеми людьми. Я не хочу быть невидимкой». Сказав это, Петя снова стал обыкновенным мальчиком.

Логопед спрашивает:

— Почему Петя не захотел быть невидимкой?

Логопед подводит детей к выводу: Без речи плохо жить на свете. Невозможно поиграть, поговорить с ребятами, с мамой, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью.

б) Чтение стихотворения А. Барто.

— Послушайте, как рассказал мальчик своей сестренке о просмотренном кинофильме в стихотворении А.Л. Барто

«Сильное кино».

— Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Она им — раз!

Но тут как раз

Ее он спас,

Он был с ней заодно.

Ух сильное кино!

А сестренка сказала:
Нет, видно я еще мала,

Я ничего не поняла.

—Как вы думаете, почему сестренка не поняла брата?

—Чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить.

Пословицы: Хорошую речь приятно слушать.

Хорошая речь слаще меда.

4. Психотерапия (психологический настрой детей).
Логопед читает:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети проговаривают с логопедом:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Физминутка.

Произнесение стихотворения с движением рук.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

Знакомство с альбомом

Логопед демонстрирует альбом и рассказывает:

— На землю спустилась летающая тарелка. В ней ино­планетянин. Его зовут Юпик. Он живет на далекой плане­те. Летая в космосе, Юпик заметил красивую голубую пла­нету. Это была наша Земля. Он решил побывать на ней. Спустился, увидел детей, сидящих с книгой на поляне. По­дошел к ним. Дети обрадовались, стали с ним разговари­вать, спрашивать: «Кто ты? Откуда?» Но Юпик не мог
ответить, потому что не умел говорить, как мы.

Перед нами книга «Я учусь говорить и читать». Дога­дайтесь по названию, чему учит эта книга.

Занимаясь по этой книге, вы вместе с Юпиком научитесь правильно говорить и читать, перелетая со страни­цы на страницу на его летающей тарелке.

Итог занятия.

Детям раздаются сюжетные картинки. Логопед предла­гает детям поднять картинки, на которых с помощью речи:

—люди разговаривают друг с другом;

—узнают новое;

—работают;

—играют;

—делятся радостью, утешают друг друга.

Затем логопед спрашивает: «Для чего нужна речь?»

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове (возможно изучение данной темы на двух занятиях).

Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о после­довательности предложений в высказывании; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предло­жений по картине, по опорным словам, по схеме; упраж­нять в передаче повествовательной интонации предложе­ния; учить определять количество слов в предложении.

Оборудование: цветные карандаши, тетради, ручки, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

— Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы — в детский сад. Сейчас я буду говорить о школе, а вы назовете Похожих людей, предметы, явления в детском саду.

учитель — ... (воспитатель)

директор — ... (заведующая)

класс —...(группа)

парты — ... (столы)
урок — ... (занятие)

2. Знакомство с понятием, «предложение».

— Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать.

Раз! Два! Три!

Летающая тарелка,

На страницу 5 лети.

С этими словами дети открывают пособие. В дальнейшем в стишке изменяется только номер страницы.

а) Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос «Что изображено на картинках?»

— Дети завтракают.

— Мальчики строят башню из кубиков.
Логопед делает вывод:

—Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.

—У нас идет занятие. Я сказала предложение. Все дети внимательно слушают логопеда. Я сказала еще одно предло­жение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я еще сказала?

б) — Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал:

— Катя поливает цветы из .... Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Помогите Юпику составить предложение.

Аналогично проводится работа по второй картинке: Наташа да­ет рыбкам корм. Логопед делает вывод: Предложения должны быть закончены. Логопед упражняет детей в передаче повествова­тельной интонации.

в) — В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите картинки о купании куклы (с. 6).

Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложе­ния и показывают, кружком какого цвета обозначены картинки.

— Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке. Что сначала делает девочка? Каким цветом раскрасим первый кружок?

Дети устанавливают последовательность предложений и рас­крашивают пустые кружки.

3. Физминутка.

Выполнение движений с речевым сопровождением,

а) В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

Пошагать и покружиться,

Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

И друг другу улыбнуться.

б) «Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. За­тем большим пальцем (можно под счет 1, 2, 3, 4) касаться всех остаальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кула­чок разжать, широко расставив пальцы в стороны. 4. Знакомство с понятием «слово» (с. 6).

— Юпик увидел картину «Осень» и стал рассматривать ее. Рассмотрите ее и вы. Что изображено на картине?

ЗАНЯТИЕ №3

Тема: Слова, называющие предметы.

Цель: дать понятие о словах, называющих предметы; уточ­нить представление об одушевленных и неодушевленных предметах; учить ставить к словам вопросы кто?, что?; упражнять в передаче вопросительной интонации; раз­вивать логическое мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: контурные картинки, предметные картин­ки, цепочка, мяч, альбом 1.

Ход занятия

1. Организационный момент. Задание: «Слово или пред­ложение? »

Логопед произносит слово или предложение. Детям пред­лагается определить, что произнес логопед. Например:
Сильный... Дует сильный ветер.

Знакомство с темой занятия.

а) Логопед предлагает:

— Посмотрите вокруг — сколько разных предметов окру­жает нас. И каждый из них называется словом: стол, окно... Назовите словами предметы, которые нас окружают.

ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Слова, называющие действия.

Цель: дать понятие о словах, называющих действие; уточ­нить и расширить глагольный словарь; развивать логи­ческое мышление; закрепить умение составлять схему предложения.

Оборудование: схема «эстафеты», предметные картинки о спорте, раздаточные картинки с изображающие живот­ных, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед демонстрирует предметные картинки: боксер, футболист, хоккеист, парашютист, пловец, мяч, перчатки, ракетка, гиря, скакалка, велосипед.

Один ребенок ставит к картинкам вопросы «Кто это?» или «Что это?» Другой ребенок отвечает.

Первый этап эстафеты.

— На старт! Внимание!

— Плывите! — Прыгайте! — Приседайте! — Бегите! Дети имитируют движения.

— Что вы делали?

Логопед делает вывод: Плавали, прыгали, приседали, бегали — это слова, называющие ваши действия. К ним ставится вопрос «Что делали?».

— Скажите еще слова, называющие действия спортсменов.
Флажок переставляется на второй этап.

Второй этап эстафеты.

Четвертый этап эстафеты.

—Животные тоже соревнуются, кто быстрее передвига­ется.

—Как передвигается медведь (сорока, змея, заяц, ля­гушка, щука)?

—Ходит, летает, ползает, бегает, прыгает, плавает — что называют эти слова?

Итог занятия.

— Сегодня мы познакомились со словами, называющими действие предмета. Назовите каждый по одному слову, называющему действие предмета.

Финиш.

ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Слова, называющие признаки предмета.

Цель: дать понятие о словах, называющих признаки пред­мета; расширить и уточнить словарь признаков предме­та; упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными; тренировать детей в состав­лении простого распространенного предложения; разви­вать логическое мышление.

Оборудование: простые карандаши, звездочки, мяч, пред­метные картинки, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед произносит слово, называющее предмет, а дети к нему подбирают слово, называющее действие предмета.
солнце ... (светит)
дождь...

ветер ... и. т. д.

Физминутка.

а) Имитация движения с речевым сопровождением.

— Вспомните, какие слова, называющие признаки мяча, прозвучали в стихотворении.

Мой веселый звонкий мяч, Прыжки на правой ноге с имита­цией отбивания мяча правой рукой.
Ты куда помчался вскачь? Прыжки на правой ноге с имита­цией отбивания мяча левой рукой.
Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой. Прыжки на обеих ногах с имита­цией отбивания мяча обеими ру­ками.

б) Игра « Наоборот ».

Логопед, бросая ребенку мяч, называет слово, а ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значе­нию.

Большой — ...

Длинный — ...

Высокий — ...

Широкий — ... и т. д.

5. Упражнение в употреблении слов, называющих при­знаки предмета, в загадках.

— По вечерам гномики любили собираться вместе и зага­дывать загадки. Вот одна из них:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

— Что это?

— Какие слова помогли отгадать загадку?

—Какие это слова?

— А теперь попробуйте составить загадку о лисе (о солн­це), используя слова, называющие ее (его) признаки.

Итог занятия.

ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Понятие о звуке.

Цель: дать понятие о звуке и звуковой структуре слова; раз­вивать фонематический слух; учить выделять началь­ный гласный звук в слове и конечный согласный; разви­вать мелкую моторику.

Оборудование: волшебная веточка, альбом 1.

Ход занятия

Физминутка.

а) Выполнение движений с речевым сопровождением.

Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий.

А над нами сосны, ели

Головами зашумели.

Грянул гром (хлопок)

Побежали быстро в дом.

б) Пальчиковая гимнастика. «Здравствуй».

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами ле­вой руки, похлопывая друг друга.

Итог.

— Произнося слово протяжно и внимательно прислуши­ваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.

ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: Звук [у].

Цель: дать детям понятие о гласном звуке [у]', уточнить его артикуляцию; научить четко интонировать звук [у] в сло­вах; выделять звук [у] из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции; развивать дыха­ние и голос, артикуляционную моторику; упражнять в употреблении существительных мужского рода в форме единственного числа дательного падежа и существитель­ных женского рода в форме единс

Наши рекомендации