Губы зубы язык воздушная участие
Губы зубы язык воздушная участие
Струя голоса
Предлагаем схему анализа артикуляции звука перенести на плотную бумагу и использовать в качестве закладки для учебного пособия. При знакомстве с новым звуком схема поможет ребенку самостоятельно проанализировать произнесение звука и дать его характеристику. При изучении гласных звуков особое внимание уделяется положению губ. Оно изображено в верхнем правом углу страницы альбома. Гласный звук обозначается красным квадратиком1: , в квадратике указывается положение губ:
После изучения гласных звуков дается понятие «слог». Ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков, обучается составлению слоговых схем, в которые вводятся гласные звуки или буквы:
Слоговые схемы позволяют ощутить ритмический рисунок слова, который можно простучать, прохлопать, прошагать.
Позднее ребенок учится ставить ударение, определять ударный слог, выделять ударный гласный звук. Знакомство с согласными звуками начинается со звука [м]. Как и при изучении гласных звуков, после анализа артикуляции звука по схеме (см. выше) делается вывод: звук [м] согласный, потому что воздушная струя выходит не свободно, преграду строят губы; звонкий, потому что произносится при участии голоса. Через сравнение ребенок учится различать твердое и мягкое произнесение и звучание согласных звуков. Вводятся обозначения согласных звуков:
— твердый звонкий согласный звук;
—мягкий звонкий согласный звук;
—твердый глухой согласный звук;
— мягкий глухой согласный звук.
________________________________________________
1 Здесь и далее: гласный звук обозначается квадратиком красного (к) цвета; твердый согласный звук — синего (с); мягкий согласный звук — зеленого (з).
В пособии предлагаются упражнения для работы над просодической стороной речи: силой, высотой голоса, длительностью, темпом.
Представлен и ряд упражнений по формированию фонематического восприятия. Первоначально изучаемый гласный звук выделяется из начала слова (звук [у]), затем - в начале слова и в конце (звук [а]), позднее — в начале слова, в середине и в конце (желательно в ударных позициях). Изучаемый звук, независимо от его местоположения, интонационно выделяется в слоге, протяжно произносится, усиливается голосом. Для работы по развитию фонематического слуха на каждой странице раздела «Звук» предлагается сюжетные картинки.
Параллельно с развитием фонематического слуха некоторые задания способствуют формированию элементарных навыков звукового анализа. Звуковые схемы слогов и слов рисуются цветными карандашами или составляются с помощью цветных фишек.
После знакомства со звуком ребенок готовится к чтению обратных и прямых слогов. С опорой на артикуляцию звуков ребенок учится образовывать обратные слоги и прямые.
Например, на звук [м], [мь]: По указке взрослого он произносит:
ам, ум, ...
ма, му, ...
Ребенок также знакомится с образованием прямого слога с гласным звуком [и], когда согласный звук перед ним произносится мягко. Для усвоения четкого произношения звука на страницах раздела «Звук» даются стихи, чистоговорки, скороговорки, пословицы.
В целях предупреждения смешения звуков (близких по способу и месту образования) в речи и букв при письме предлагаются специальные упражнения по их дифференциации.
Раздел «Буква» связан с формированием у детей произносительных навыков. Порядок изучения букв соответствует последовательности усвоения ребенком произношения звуков. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом с опорой на артикуляцию. Для усвоения характеристики звуков и букв предлагаются «Домики букв». С введением буквы рекомендуется выполнять звуко-буквенный анализ слов (для этого используются кассы букв), что способствует формированию фонематического восприятия навыка письма.
На каждой странице раздела «Буква» даются образ буквы, печатное изображение буквы и способ ее конструирования из пальцев рук. Для усвоения графического образа буквы предлагаются упражнения «Сколько букв», «Найди букву», «Полубуковка».
Особо обращается внимание на буквы е, ё, ю, я: в начале слова или слога буквы читаются так, как называются. В прямом слоге они указывают на мягкость согласного. Звуковой анализ слов с йотированными гласными не проводится. В форме занимательных упражнений проводится чтение обратных и прямых слогов. Столбики слогов со стечением согласных, столбики слов и небольшие тексты для чтения даются с постепенным усложнением. В помощь детям для осознания прочитанного слова поставлено ударение. Привлекается внимание детей к некоторым правилам правописания: парные звонкие и глухие согласные на конце слова; безударные гласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, раздельное написание предлогов, большая буква в написании собственных имен, обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я и буквой ь, правильной записи предложений. Проводится устная подготовка к употреблению на письме разделительного ь и ъ знаков; При обучении ребенка чтению предусмотрены разнообразные виды упражнений:
— дополнить слог до целого слова;
—«собрать» слово из «рассыпанных» букв или слогов;
—вставить букву и назвать слово — «Буква заблудилась»;
—соотнести слова и картинки;
—исправить деформированные предложения;
— прочитать текст, выполнить задания по его содержанию: решить логическую задачу, пересказать текст, озаглавить, продолжить;
—прочитать пиктографический текст;
—выполнить упражнение «Математическая грамота»;
—выучить стихи, пословицы, скороговорки;
—отгадать загадки, ребусы, решить кроссворды.
В результате такой работы ребенок научится слитному чтению слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а также составлению из букв разрезной азбуки слов и предложений изученного звуко-слогового состава, написание которых не расходится с произношением.
В разделе «Говори правильно» предлагаются упражнения для развития лексико-грамматического строя речи. Материал этого раздела подобран в соответствии с изучаемым звуком. Работая над лексико-грамматической темой, ребенок закрепляет в речи изучаемый звук.
Задачи раздела «Говори правильно»:
—развивать способность к наблюдению за языком;
—привлекать внимание к морфемному составу слов, к способам словообразования, к составу предложений и связи слов в предложении;
—воспитывать навык практического использования лексико-грамматических категорий.
В разделе «Говори правильно» даны отдельные примерные виды работы по формированию лексико-грамматического строя речи. Содержание этого раздела можно углубить или сократить в зависимости от уровня развития речи ребенка.
На всех этапах обучения предусматриваются упражнения для развития связной речи ребенка: составление предложений различной конструкции, составление рассказов с изучаемым звуком по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам, рассказов с творческим продолжением.
В предложенной системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития восприятия, внимания, памяти, мышления.
Задачи и содержание коррекционного обучения представлены по периодам в перспективном планировании, к которому предлагаются конспекты фронтальных логопедических занятий по формированию звукопроизношения, развитию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте. Цель занятия определяет его структуру. Этапы занятия взаимосвязаны и предусматривают усложнение речевых и речемыслительных упражнений.
Для поддержания интереса детей и более эффективного обучения на занятиях вводятся различные побудительные ситуации. Это маленький пришелец из космоса Юпик, который, шагая от страницы к странице, изучает основы русского языка вместе с детьми. Большинство занятий подчинены одному сказочному сюжету: «Вольной мышонок», «Герда отправилась на поиски Кая», «Крошечка-Хавро-шечка» и др. Некоторые занятия организованы в форме путешествий, экскурсий, эстафет, сюжетно-дидактических игр.
Работа с пособием должна носить творческий характер и индивидуализироваться в соответствии с речевым дефектом ребенка.
Если ребенок еще не овладел правильным произношением всех звуков родного языка, то пособие «Учим ребенка говорить и читать» ему необходимо, так как в нем предусмотрен порядок изучения звуков от простых к более сложным. С этой книгой ребенок попадет в удивительный мир родного языка. Она поможет зажечь в ребенке огонек любознательности, жажды новых открытий в овладении родной речью, увлечет его, разовьет вкус к занятиям и самостоятельному чтению.
Многолетний опыт работы с детьми 4-7-летнего возраста убеждает нас в том, что раннее обучение основам родного языка, когда у ребенка еще сохранно интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребенка в школе, позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.
Первый период обучения
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(I период)
Тема занятия | Кол-во занятий | Дикция. Интонационная выразительность речи | Формирование фонематического восприятия | |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1-2 недели. Обследование речи детей | ||||
3 неделя | ||||
Понятие о речи. Функции речи. | ||||
Понятие о предложении. Понятие о слове. | 1-2 | Повествовательная интонация предложения. | ||
Слова, называющие предметы. | Вопросительная интонация предложения. | |||
4 неделя | ||||
Слова, называющие действия. | ||||
Слова, называющие признаки предмета. | ||||
Понятие о звуке. | Выделение начального гласного звука, в слове. Выделение конечного согласного в слове. | |||
Звук у. Понятие о гласном звуке; | Протяжное и отрывистое произнесение звука у. | Выделение звука у из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции | ||
ОКТЯБРЬ | ||||
1 неделя | ||||
Буквы У, у. | Восклицательная интонация | |||
Звук а. | Произнесение звука ас постепенным усилении- ем и ослаблением голоса. | Выделение звука а из ряда гласных, слогов, из состава слова (из начала, середины, конца слова в ударной позиции). | ||
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(I период)
Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) | Лексико-грамматический строй речи |
СЕНТЯБРЬ | |
1-2 недели. Обследование речи детей | |
3 неделя | |
Составление схемы предложения (без предлога) | Составление простых предложений по картине, по опорным словам, по. схеме. |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | |
4 неделя | |
Составление предложений по схеме. | |
Составление простого распространенного предложения. Согласование прилагательных с существительными. | |
Дательный падеж существительных муж, рода, ед. ч. Винительный падеж существительных женского рода ед. ч. с окончанием у. Глаголы с приставкой у. | |
ОКТЯБРЬ | |
1 неделя | |
Чтение и письмо букв У, у. Составление и чтение схемы предложения с предлогом у. Раздельное написание предлога и слова. Ребусы уточка, улица. | Предлог у. |
Винительный падеж одушевленных существительных мужского рода единственного числа сокончанием -а. Множественное число имен существительных с окончанием -а. Глаголы прошедшего времени женского рода. |
Тема занятия | Кол-во занятий | Дикция. Интонационная выразительность речи | Формирование фонематического восприятия |
Буквы А, а. | Повествовательная, восклицательная и вопросительная интонация при произнесении звука а | ||
2 неделя | |||
Звуки а, у. Буквы А, У. | 1 | восклицательная интонация. | Звуковой анализ слов ау, уа. Соотнесение слова и схемы. |
Звук о | Интонационное произнесение звука о. | Выделение звука о из ряда гласных, слогов, из состава слова в ударной позиции. Анализ звукового ряда типа а о у. | |
Буквы 0, о | Произнесение звука о с изменением высоты голоса. Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости. Повествовательная и восклицательная интонация при чтении. | Соотнесение слова и схемы. | |
3 неделя | |||
Звук и. | Произнесение звука не постепенным усилением и ослаблением голоса. | Выделение звука и из состава слова. Анализ звукового ряда типа аоу и. | |
Буквы И и. | Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости. Восклицательная интонация. | Соотнесение слова и схемы. | |
Звук э. | Произнесение звука э с постепенным усилением и ослаблением силы голоса. | Выделение звука э из состава слова. Соотнесение слова и схемы. | |
4 неделя | |||
Буквы Э, э. | Произнесение ряда гласных на одном выдохе, с изменением высоты голоса. | ||
Звук ы. | Произнесение звука ы с постепенным усилением и ослаблением силы голоса. | Выделение звука ы из состава слова. Анализ звукового ряда типа о ы уа. | |
Буква ы | Произнесение звука ы с изменением высоты голоса. Произнесение ряда гласных на одном выдохе. | Обозначение буквой звука ы в схеме слова. |
Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) | Лексико-грамматический строй речи |
Чтение и письмо букв А, а. Чтение схем сложных предложений с противительным союзом а. Ребус лак. Кроссворд. | Составление сложных предложений с противительным союзом а. |
2 неделя | |
Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо слов ау, уа. | |
Несклоняемое существительное пальто. | |
Составление из букв разрезной азбуки и письмо ряда гласных типа аоу. Чтение. Ребусы сок ,стол, огород. Чтение и составление схемы предложения с предлогом о. | Предлог о. |
3 неделя | |
Родственные слова. Притяжательные прилагательные с окончанием и. Многозначность слова кисти. | |
Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа ауои. Чтение. | Составление предложения с однородными членами с союзом и. Объединение предложений в рассказ. |
Образование сложных слов. | |
4 неделя | |
Составление из букв разрезной азбуки и чтение ряда гласных типа а э у о. Ребус эхо. Кроссворд. Чтение. | |
Множественное число существительных с окончанием -ы. Согласование прилагательных с существительными Согласование числительных и существительных. | |
Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа аоуы. Ребус дым. Чтение. |
Тема занятия | Кол-во занятий | Дикция. Интонационная выразительность речи | Формирование фонематического восприятия |
Звуки ы-и Буквы ы-и | Дифференциация звуков ы-и. | ||
НОЯБРЬ | |||
1 неделя | |||
Гласные звуки и буквы. | Беззвучное артикулирование гласных звуков. | Выделение гласных звуков из состава слова. Соотнесение слова и схемы слова. | |
Понятие о слоге. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. | Ритмический рисунок слов (определение ритмического рисунка слова и подбор слов к нему). | Слоговый анализ двух- и трехсложных слов. Соотнесение слова и слоговой схемы слова. Выделение гласных звуков в слове. | |
Понятие об ударении. Смысло-различительная роль ударения. | Произнесение слов с ударением. Произнесение ряда слогов с переносом ударения. | Выделение ударного гласного звука в слове. Соотнесение слова и слоговой схемы. | |
2 неделя | |||
Звуки м мь. Понятие согласный звук, звонкий, мягкий, твердый. | Выделение звуков м, мь из состава слова. Дифференциация звуков м-мь. Подбор слов к схеме. Звуковой анализ слогов типа ом, ма. Преобразование слогов. | ||
Буквы М, м | Интонация повествовательная, восклицательная, растерянности при произнесении слова мама с использованием мимики и жестов. | ||
3 неделя | |||
Звуки в, вь. | Произношение на одном выдохе ряда слогов: Ва-во-ву-вы-ви. | Выделение звуков в, вь из состава слова. Анализ слогов типа ва. | |
Буквы В, в. |
Обучениеграмоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) | Лексико-грамматический строй речи |
Дифференциация ы-и. Подбор слов к схеме. | |
НОЯБРЬ | |
1 неделя | |
Чтение и письмо ряда гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова. | |
Составление и чтение слоговых схем. | |
Составление и чтение слоговых схем. Постановка ударения. | |
2 неделя | |
Составление предложения по заданной схеме. | |
Слоги типа ам, ма. Слово мама. Ребус муха. Кроссворд. Большая буква в начале предложения: Чтение. | |
3 неделя | |
Образование сложных слов. Образование глаголов с пиставками в-вы-. | |
Слоги типа да. Ребусы ворота, вышка. Кроссворд. Большая буква в именах людей. Чтение и составление схемы предложения с предлогом а Чтение. | Предлог В Составление предложения по схеме Объединение предложений в рассказ. |
Тема занятия | Кол-во занятий | Дикция. Интонационная выразительность речи | Формирование фонематического восприятия | ||
4 неделя | |||||
Звуки н, нь. | Постепенное повышение и понижение высоты голоса при произношении слогов. | Выделение звуков н, нь из состава слова. Звуковой анализ слогов типа он, на. | |||
Буквы Н, н. | |||||
5 неделя | |||||
Звуки л, ль Понятие глухой согласный звук. | Произнесение на одном выдохе ряда слогов: па-по-пу-пы. Произнесение слогов с изменением высоты голоса. Произнесение ряда слогов с постепенным увеличением силы голоса пах-пух-пых. | Выделение звуков п, пьиз состава слова. Звуковой анализслогов типа ап, па. | |||
Буквы П, п. | |||||
ДЕКАБРЬ | |||||
1неделя | |||||
Звуки т, ть. | Выделение звуков т, ть из состава слова. Дифференциация звуков т-ть. Звуко-слоговой анализ слов Том, Тим. Соотнесение слова и схемы. | ||||
Буквы Т, т. | |||||
Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) | Лексико-грамматический строй речи |
4 неделя | |
Слова-антонимы. | |
Слоги типа ан, на. Ребус ниточка. Чтение и составление предложений с предлогом на. Чтение. | Предлог на. |
5 неделя | |
Несклоняемое существительное пианино. | |
Слоги типа ап, па. Слово папа. Ребус пони. Чтение и составление схем предложения с предлогом по. Чтение. | Предлог по. Родственные слова к слову путь. |
ДЕКАБРЬ | |
1 неделя | |
Согласование числительных и существительных. Глаголы настоящего времени единственного и множественного числа. Образование глаголов с приставкой от-. | |
Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа та, слов типа Том. «Превращение» слов: Том — Тим — там, тут — тот — вот. Ребусы поэт, вата, тумбочка, тапочки. Чтение. |
ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Понятие о речи. Функции речи.
Цель: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; развивать способность к самостоятельным выводам; учить правилам обращения с- книгой; развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Оборудование: сюжетные картинки, альбом 1*.
Ход занятия
Организационный момент.
Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем — мальчики.
2. Знакомство с понятием «речь».
Логопед выставляет на доску картинки (человек, кошка, птица, рыба) и просит детей выделить лишний предмет (человек). После того, как дети справятся с заданием, логопед сообщает: «Только человек умеет говорить. Все, что мы говорим — это речь».
3. Знакомство с функциями речи.
а) Сказка «Невидимка» (рассказывает логопед).
— Жил-был мальчик Петя. Он ходил в детский сад. Он очень хотел стать невидимкой, чтобы его никто не видел и не слышал. И вдруг желание его исполнилось. Он пришел в детский сад. Воспитатель спросила: «Где Петя?». «Я здесь», — крикнул Петя, но его никто не услышал. Петя понял, что стал невидимкой. Дети пошли на прогулку. Они играли, разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали разные истории. Петя тоже хотел поиграть с ребятами, рассказать свою интересную историю, но ребята не слышали и не замечали его. Пете стало скучно, и он побежал домой. Увидев дома маму, он крикнул: «Мама, вот я!» Но мама не видела и не слышала его.
«Очень плохо быть невидимкой, — заплакал Петя. — Я хочу разговаривать с мамой, с ребятами, со всеми людьми. Я не хочу быть невидимкой». Сказав это, Петя снова стал обыкновенным мальчиком.
Логопед спрашивает:
— Почему Петя не захотел быть невидимкой?
Логопед подводит детей к выводу: Без речи плохо жить на свете. Невозможно поиграть, поговорить с ребятами, с мамой, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью.
б) Чтение стихотворения А. Барто.
— Послушайте, как рассказал мальчик своей сестренке о просмотренном кинофильме в стихотворении А.Л. Барто
«Сильное кино».
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Она им — раз!
Но тут как раз
Ее он спас,
Он был с ней заодно.
Ух сильное кино!
А сестренка сказала:
Нет, видно я еще мала,
Я ничего не поняла.
—Как вы думаете, почему сестренка не поняла брата?
—Чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить.
Пословицы: Хорошую речь приятно слушать.
Хорошая речь слаще меда.
4. Психотерапия (психологический настрой детей).
Логопед читает:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дети проговаривают с логопедом:
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Физминутка.
Произнесение стихотворения с движением рук.
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.
Знакомство с альбомом
Логопед демонстрирует альбом и рассказывает:
— На землю спустилась летающая тарелка. В ней инопланетянин. Его зовут Юпик. Он живет на далекой планете. Летая в космосе, Юпик заметил красивую голубую планету. Это была наша Земля. Он решил побывать на ней. Спустился, увидел детей, сидящих с книгой на поляне. Подошел к ним. Дети обрадовались, стали с ним разговаривать, спрашивать: «Кто ты? Откуда?» Но Юпик не мог
ответить, потому что не умел говорить, как мы.
Перед нами книга «Я учусь говорить и читать». Догадайтесь по названию, чему учит эта книга.
Занимаясь по этой книге, вы вместе с Юпиком научитесь правильно говорить и читать, перелетая со страницы на страницу на его летающей тарелке.
Итог занятия.
Детям раздаются сюжетные картинки. Логопед предлагает детям поднять картинки, на которых с помощью речи:
—люди разговаривают друг с другом;
—узнают новое;
—работают;
—играют;
—делятся радостью, утешают друг друга.
Затем логопед спрашивает: «Для чего нужна речь?»
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове (возможно изучение данной темы на двух занятиях).
Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме; упражнять в передаче повествовательной интонации предложения; учить определять количество слов в предложении.
Оборудование: цветные карандаши, тетради, ручки, альбом 1.
Ход занятия.
Организационный момент.
— Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы — в детский сад. Сейчас я буду говорить о школе, а вы назовете Похожих людей, предметы, явления в детском саду.
учитель — ... (воспитатель)
директор — ... (заведующая)
класс —...(группа)
парты — ... (столы)
урок — ... (занятие)
2. Знакомство с понятием, «предложение».
— Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать.
Раз! Два! Три!
Летающая тарелка,
На страницу 5 лети.
С этими словами дети открывают пособие. В дальнейшем в стишке изменяется только номер страницы.
а) Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос «Что изображено на картинках?»
— Дети завтракают.
— Мальчики строят башню из кубиков.
Логопед делает вывод:
—Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.
—У нас идет занятие. Я сказала предложение. Все дети внимательно слушают логопеда. Я сказала еще одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я еще сказала?
б) — Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал:
— Катя поливает цветы из .... Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Помогите Юпику составить предложение.
Аналогично проводится работа по второй картинке: Наташа дает рыбкам корм. Логопед делает вывод: Предложения должны быть закончены. Логопед упражняет детей в передаче повествовательной интонации.
в) — В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите картинки о купании куклы (с. 6).
Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложения и показывают, кружком какого цвета обозначены картинки.
— Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке. Что сначала делает девочка? Каким цветом раскрасим первый кружок?
Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки.
3. Физминутка.
Выполнение движений с речевым сопровождением,
а) В детском садике ребятки
Могут ловко встать на пятки,
Пошагать и покружиться,
Вправо, влево наклониться.
Снова встать и потянуться,
И друг другу улыбнуться.
б) «Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем (можно под счет 1, 2, 3, 4) касаться всех остаальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. 4. Знакомство с понятием «слово» (с. 6).
— Юпик увидел картину «Осень» и стал рассматривать ее. Рассмотрите ее и вы. Что изображено на картине?
ЗАНЯТИЕ №3
Тема: Слова, называющие предметы.
Цель: дать понятие о словах, называющих предметы; уточнить представление об одушевленных и неодушевленных предметах; учить ставить к словам вопросы кто?, что?; упражнять в передаче вопросительной интонации; развивать логическое мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: контурные картинки, предметные картинки, цепочка, мяч, альбом 1.
Ход занятия
1. Организационный момент. Задание: «Слово или предложение? »
Логопед произносит слово или предложение. Детям предлагается определить, что произнес логопед. Например:
Сильный... Дует сильный ветер.
Знакомство с темой занятия.
а) Логопед предлагает:
— Посмотрите вокруг — сколько разных предметов окружает нас. И каждый из них называется словом: стол, окно... Назовите словами предметы, которые нас окружают.
ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Слова, называющие действия.
Цель: дать понятие о словах, называющих действие; уточнить и расширить глагольный словарь; развивать логическое мышление; закрепить умение составлять схему предложения.
Оборудование: схема «эстафеты», предметные картинки о спорте, раздаточные картинки с изображающие животных, альбом 1.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед демонстрирует предметные картинки: боксер, футболист, хоккеист, парашютист, пловец, мяч, перчатки, ракетка, гиря, скакалка, велосипед.
Один ребенок ставит к картинкам вопросы «Кто это?» или «Что это?» Другой ребенок отвечает.
Первый этап эстафеты.
— На старт! Внимание!
— Плывите! — Прыгайте! — Приседайте! — Бегите! | Дети имитируют движения. |
— Что вы делали?
Логопед делает вывод: Плавали, прыгали, приседали, бегали — это слова, называющие ваши действия. К ним ставится вопрос «Что делали?».
— Скажите еще слова, называющие действия спортсменов.
Флажок переставляется на второй этап.
Второй этап эстафеты.
Четвертый этап эстафеты.
—Животные тоже соревнуются, кто быстрее передвигается.
—Как передвигается медведь (сорока, змея, заяц, лягушка, щука)?
—Ходит, летает, ползает, бегает, прыгает, плавает — что называют эти слова?
Итог занятия.
— Сегодня мы познакомились со словами, называющими действие предмета. Назовите каждый по одному слову, называющему действие предмета.
Финиш.
ЗАНЯТИЕ № 5
Тема: Слова, называющие признаки предмета.
Цель: дать понятие о словах, называющих признаки предмета; расширить и уточнить словарь признаков предмета; упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными; тренировать детей в составлении простого распространенного предложения; развивать логическое мышление.
Оборудование: простые карандаши, звездочки, мяч, предметные картинки, альбом 1.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед произносит слово, называющее предмет, а дети к нему подбирают слово, называющее действие предмета.
солнце ... (светит)
дождь...
ветер ... и. т. д.
Физминутка.
а) Имитация движения с речевым сопровождением.
— Вспомните, какие слова, называющие признаки мяча, прозвучали в стихотворении.
Мой веселый звонкий мяч, | Прыжки на правой ноге с имитацией отбивания мяча правой рукой. |
Ты куда помчался вскачь? | Прыжки на правой ноге с имитацией отбивания мяча левой рукой. |
Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой. | Прыжки на обеих ногах с имитацией отбивания мяча обеими руками. |
б) Игра « Наоборот ».
Логопед, бросая ребенку мяч, называет слово, а ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Большой — ...
Длинный — ...
Высокий — ...
Широкий — ... и т. д.
5. Упражнение в употреблении слов, называющих признаки предмета, в загадках.
— По вечерам гномики любили собираться вместе и загадывать загадки. Вот одна из них:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
— Что это?
— Какие слова помогли отгадать загадку?
—Какие это слова?
— А теперь попробуйте составить загадку о лисе (о солнце), используя слова, называющие ее (его) признаки.
Итог занятия.
ЗАНЯТИЕ № 6
Тема: Понятие о звуке.
Цель: дать понятие о звуке и звуковой структуре слова; развивать фонематический слух; учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный; развивать мелкую моторику.
Оборудование: волшебная веточка, альбом 1.
Ход занятия
Физминутка.
а) Выполнение движений с речевым сопровождением.
Перед нами луг широкий,
А над нами лес высокий.
А над нами сосны, ели
Головами зашумели.
Грянул гром (хлопок)
Побежали быстро в дом.
б) Пальчиковая гимнастика. «Здравствуй».
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.
Итог.
— Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.
ЗАНЯТИЕ № 7
Тема: Звук [у].
Цель: дать детям понятие о гласном звуке [у]', уточнить его артикуляцию; научить четко интонировать звук [у] в словах; выделять звук [у] из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции; развивать дыхание и голос, артикуляционную моторику; упражнять в употреблении существительных мужского рода в форме единственного числа дательного падежа и существительных женского рода в форме единс