Отгадывание ребусов «ёжик», «ёлка».
—Четвертое задание: отгадайте слова.
—Кто спит под ёлкой?
—Какое слово прочитает ёрш?
Письмо.
— Следующее задание с нового яблока,
а) Письмо букв Ё, ё.
б) Письмо предложения Ёжик бежит под ёлку (Приложение №2).
Итог занятия.
— Почему буква Ё поселилась в домик с красной крышей?
Ёжик яблочки раздал,
Вам, ребята, пожелал
Букву Ёне забывать,
Правильно её читать.
ЗАНЯТИЕ № 98
Тема: буква Ё после согласных.
Цель:учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Ё;научить читать слоги и слова с буквой Ёпосле согласных.
Оборудование:разрезные буквы, сигнальные карточки о, ё, кассы букв, картинки с изображением мальчика и девочки, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент. Игра «Продолжи ряд».
На доске буквы: А ...; И...; М...; П ... У детей буквы: У, Е, В, Г, Т, X, О, Я, З, К, Ы, Э. Детям предлагается продолжить каждый ряд букв, поставив свою букву.
—А у меня какая буква? Логопед показывает букву Ё.
—В какой ряд ее поставить, скажете в конце занятия.
2. Дифференциация согласных по твердости-мягкости. Игра «Камень — Вата».
Первый ряд — команда «Вата».
Второй ряд — команда «Камень».
Логопед называет слова с твердым и мягким начальным согласным (лом, лёд, рёв, ров, пост, пёс, Фома, Фёкла, нос, нёс). На слово с мягким согласным в начале слова встает команда «Вата», С твердым — команда «Камень».
Звуко-буквенный анализ (с. 58).
а) — На картинке нарисован нос.
— Какой первый звук в слове нос? Какой буквой обозначен? Какая гласная буква пишется после буквы Н? Прочитайте все слово. А рядом на картинке человек коробку нёс. Какой первый звук в слове нёс? Какая гласная обозначит мягкость согласного [нь]?
Логопед делает вывод: «После твердых согласных пишется буква О, а после мягких согласных — буква Ё».
б) Логопед демонстрирует картинки с изображением мальчика и девочки. Под картинками написаны имена детей:
— Девочку зовут Тома, а мальчика — Тема. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Игра «Покажи букву».
У детей буквы О и Ё Логопед называет слово (лоб, лёд, ложка, лёжка, Сёма, Соня, мох, мёл, рёва, ровно), дети поднимают букву О или Ё.
— Тома и Тема любили играть с буквами О и Ё, Поиграем с ними и мы.
5. Чтение слогов (с. 58).
— Тома и Тема нарисовали картинки, в названии которых пишутся буквы О или Ё. Посмотрите их и назовите.
— Прочитайте слоги. Если в слоге гласная О, то согласную читайте твердо, если Ё, то согласную читайте мягко.
Дети читают слоги парами и дополняют их до целого слова, используя предыдущие картинки.
Физминутка.
«Девочки и мальчики ...» (см. конспект № 55). «Умеют все ребята...» (см. конспект № 70).
7. Чтение слов.
— Рассмотрите картинку в центре страницы. Тома и Тема были трудолюбивыми детьми. Они всегда помогали своим родителям. Папа с мамой накосили целый воз сена, запрягли вола, и ребята повезли сено домой.
Прочитайте слова парами. Составьте предложения с этими словами по картинке. Соедините предложения в рассказ.
Чтение слов с пропущенными буквами.
Дети читают слова. Вписывают буквы О или Ё. Объясняют свой выбор.
Работа с кассой букв.
Дети составляют предложение Тема везёт Тому.
Итог занятия.
— В какой ряд букв надо поставить букву Ё? Почему?
ЗАНЯТИЕ №99
Тема: звуки [р], [рь].
Цель:уточнить произношение звуков [р], [рь];учить дифференцировать звуки [р], [рь]по твердости-мягкости; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в изменении существительных и прилагательных по падежам; в подборе родственных слов; расширять словарь по теме «Космос»; отрабатывать дикцию.
Оборудование:зеркала, индивидуальные схемы, рисунки планет, индивидуальные картинки с видами Земли, картинки с изображением двух инопланетян.
Ход занятия
Организационный момент.
— Я называю один предмет, а вы — много. Прислушайтесь, на какую гласную падает ударение в ваших словах: метла — метлы.
стекло — ... сестра — ... звезда — ...
слеза — ... бревно — ... щека — ...
гнездо — ... зерно — ... колесо — ...
— Заметили, что буква ё всегда ударная?
2. Артикуляционная гимнастика.
«Маляр».
«Лошадка».
«Барабанщик».
3. Характеристика звуков [р], [рь].
Стальная птица — алый хвост —
Полетела в стаю звезд,
—Ракета летит, двигатель работает: р-р-р!
—Произнесите звуки [р], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Рот приоткрыт, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят за верхние зубы, напряжен. Под воздействием сильной струи воздуха кончик языка вибрирует. Голос работает.
— Двигатель работает мягко: рь-рь-рь!
Губы растягиваются в более широкую улыбку, кончик языка продвигается вперед и опускается к краям верхних зубов.
— Расскажите, какой звук [р] ([рь]) ?
4. Упражнение в произношении звуков [р], [рь].
а) Произношение звуков с постепенным изменением силы голоса.
—Двигатель заводится:
—Двигатель выключается:
5. Закрепление звуков [р], [рь] (с. 59).
а) — Посмотрите на картинку в рамочке в левом верхнем углу страницы. Где летит ракета? (В космосе).
— Космос — это бесконечное пространство со звездами и планетами. Небо в космосе черное, на нем блещет огромное количество звезд и планет. Летают в космос на космическом корабле. Космические корабли отправляются в космос с космодрома. Управляет космическим кораблем космонавт.
—Назовите родственные слова слову космос.
—Кто был первым космонавтом?
—Юпик прилетел к нам с самой большой планеты — Юпитера. Она настолько велика, что внутри ее смогли бы поместиться все другие планеты. Юпик приглашает нас в космический полет на свою планету. Мы с вами члены экипажа.
Физминутка.
Выполнение движений с произнесением чистоговорки.
Ра — ра — ра! Вот ракета нам. Ура! | Руки над головой, ладони соприкасаются кончиками пальцев. |
Ро — ро — ро! Выходи скорей, Петро. | Ходьба на месте. |
Ру — ру — ру! Собирай всю детвору. | Хлопки в ладоши. |
Ре — ре — ре! Соберемся во дворе. | Бег на месте. |
Ры — ры— ры! Для космической игры. | Вращательные движения рук перед грудью. |
7. Дифференциация звуков [р], [рь].
а) «Будь внимательным».
— Экипаж готов. Повторим работу двигателей: р-р-р! рь-рь-рь!
Дети произносят звуки хором и индивидуально.
— Юпик предлагает определить, какой из двигателей работает — [р] или [рь]. Поднимите фишку:
ракета приземлиться
мотор притяжение
космодром корабль
б) Выделение звуков из состава слова.
— Посмотрите на картинку «Космодром». Назовите покартинке слова со звуком [р] ([рь]). (Космодром, ракета, иллюминатор, скафандр, перчатки, ранец, карманы, фотоаппарат, зеркало, ремни, фонарь, метеорит, приборы).
Логопед объясняет значение незнакомых слов.
— Назовите слова со звуком[р] ([рь]) в начале слова (в середине, в конце).
Звуковой анализ.
а)—Занимаем места в ракете. Чтобы ракета взлетела, надо отгадать код взлета. Вот его схема:
Схема дана каждому ребенку.
—Сколько звуков в слове? Первый звук согласный, он дважды звучит в слове космос.
Дети называют звук и обозначают его фишкой на схеме.
— Второй и пятый звуки одинаковые. Это последний согласный в слове полет.
— Третий звук — ударный гласный в слове звезда.
— Четвертый звук — это твердый звук работы двигателя.
Дети отгадывают слово старт.
— К взлету готовы: пять — четыре — три — два — один... Старт!
б) — Летим, смотрим в иллюминаторы. Слева от корабля красная планета — Марс. Марс — это самая близкая к Земле планета. Ученые предполагают, что когда-то на ней была жизнь. Назовите звуки в этом слове по порядку;
в) — Впереди неизвестная планета. Ее окружают 15 спутников. Сможем ли мы ее обойти? На борт поступила радиограмма от Юпика: «Соберите слово из звуков: у, р, а, н».
т) — А это что за необычная планета справа по курсу? Окружена планета двумя широкими кольцами из газа, льда и горных пород. Это Сатурн.
Дети составляют схему слова Сатурн (Приложение 1).