Чтение текста «Додон в саду».
Картинку в книге рассмотрите и о Додоне текст прочтите.
Дети читают рассказ по предложениям, объясняя смысл каждого предложения. Отвечают на вопросы.
—Где сидит Додон?
—На каком инструменте он играет?
—Как звучит дудка?
Итог занятия.
Вот уже конец пути:
В гости мы смогли дойти!
Дети получают от Додона сюрприз: раскраску его дома.
ЗАНЯТИЕ № 70
Тема: буквы Д, д (закрепление).
Цель:закрепить звуки [д], [дь] и буквы Д, д; формировать навык письма букв Д, д, слогов и слов с ними; обучать звуко-буквенному анализу слов; упражнять в подборе родственных слов; уточнить употребление предлогов под, из-под, над; обучать составлению предложения по схеме; развивать мышление.
Оборудование:изображение дерева, предметные картинки, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
Игра «Да — нет» (См. конспект № 66).
Логопед загадывает букву Д.
2. Повторение характеристики звуков [д], [дь].
— Расскажите о звуках [д], [дь].
3. Дифференциация звуков [д], [дь].
— Понравилось и Юпику в саду у Додона. Он нарисовал чудо-дерево, а на нем плоды необыкновенные, чудесные.
На дереве висят картинки. Дети называют изображения: дом, дикобраз, дверь, дупло, Дед Мороз, дельфин.
— Доскажите словечко по картинкам Чудо-дерева.
Дети досказывают словечко и определяют, какой звук в слове — [д] или [дь].
Тили-бом, тили-бом
Загорелся кошкин ... (дом).
Ежик вырос в десять раз,
Получился ... (дикобраз).
Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе... (дупло).
Кто подарки нам принес?
Это добрый... (Дед Мороз).
В этом доме, ты поверь,
Заперта надежно ... (дверь).
Любит плавать, как пингвин,
Добрый, ласковый... (дельфин).
Письмо.
а) Письмо букв Д, д.
б) Письмо слогов по слуху: да, до, ди, ду, ды.
в) Письмо слов. Работа по пособию (с. 24).
—Над чем задумался Юпик?
—Собери два слова из «рассыпанных» букв (мода, дома). Запишите эти слова.
При письме слова дома логопед обращает внимание на безударную гласную О.
— Чтобы не сомневаться, какую гласную писать, надо позвать на помощь ударение. В слове дом ударение показывает, какую гласную надо писать в слове дома. Какую?
— Рассмотрите картинку с изображением рыбы. Как называется эта рыба? (Сом.) Если между буквами стоит знак равенства, то вместо одной буквы следует читать другую букву. Какое слово получается? (Дом.) Запишите его.
Ребус «дочка» отгадывают устно.
— Слева от рисунка «бочка» стоит запятая, это значит, что первый звук не произносится. К букве Д добавьте оставшуюся часть слова. Какое слово получилось?
г) Решение кроссворда.
—Что идет из трубы?
—Кроссворд составлен из слов — родственников слову дым. Какие это слова? Запишите эти слова в кроссворд. (Дым, дымок, дымит.)
Физминутка.
Выполнение движений с речевым сопровождением.
а) «Девочки и мальчики ...» (см. конспект № 55).
б) Умеют все ребятки
С носочков встать на пятки,
Вздохнуть и потянуться,
Присесть и разогнуться.
Формирование лексико-грамматического строя речи (с. 25).
а) Знакомство с предлогами под, из-под.
Раз-два-три!
На летающей тарелке
К друзьям-гномикам лети.
— Посмотрите на гномиков в левом верхнем углу страницы. Один гном всегда чем-нибудь прикрывает голову. Он ходит под зонтом, под. листиком ... . Как его зовут?
—Маленькое слово под — предлог. Мы говорим его тогда, когда один предмет находится ниже другого предмета.
—Второй гном тоже прикрывал голову, но любил выглядывать из-под зонта, из-под листика, … .Как его зовут?
—Маленькое слово из-под — предлог. Мы говорим его тогда, когда предмет, находящийся ниже другого предмета, совершает действие: выглядывает, вылезает, выходит и т.д.
б) Составление предложения по схеме с использованием картинки.
—Рассмотрите схему предложения. Сколько слов в предложении?
—Прочитайте предлог.
—Рассмотрите картинки: «Куда спряталась кошка?» Составьте предложение о кошке по схеме.
Аналогичные задания предлагаются по предлогу из-под. Логопед делает вывод о предлогах под и из-под.
в) Знакомство с предлогом над.
—Посмотрите на летящего гномика. Он любит летать на шарах над лесом, над полем, … . Как его зовут?
—Маленькое слово над — предлог. Мы говорим его тогда, когда один предмет находится выше другого предмета.
—Рассмотрите схему предложения. Сколько в нем слов? Прочитайте предлог. Составьте предложение по схеме, используя картинку.
Логопед делает вывод: «Над — предлог, стоит отдельно от других слов».
Итог занятия.
Игра «Делай, как я». Логопед демонстрирует положение и движение рук. Дети повторяют эти движения.
— Скажите, где находятся наши руки?
... над головой.
... над столом.
... под столом.
— Откуда достали руки?
... из-под стола.
— Эти предлоги не забывайте. Правильно их употребляйте.
ЗАНЯТИЕ №71
Тема: звуки [т], [ть] — [д], [дь], буквы Т — Д.
Цель:учить дифференцировать звуки [т], [ть] — [д], [дь] по звонкости-— глухости на слух, при чтении и на письме; закрепить написание парных звонких и глухих согласных Т — Д на конце слова; формировать навык чтения рассказа; развивать мышление.
Оборудование:индивидуальные карточки, флажки, карандаши, картинки (куклы) «Девочка» и «Мальчик», «рассыпанные» буквы, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
У детей индивидуальные карточки с предлогами из-под, под, над.
— Прочитайте предлог. Придумайте предложение с этим предлогом.
Сообщение темы занятия.
— Сегодня мы познакомимся с двумя детьми. Узнайте, как их зовут. Их имена «рассыпались».
Т Д
М А М А
О И
ТОМА ДИМА
—Назовите первые буквы в их именах. Какие звуки они обозначают?
—Сегодня мы научимся их различать.
3. Сравнительная характеристика звуков [т], [ть] — [д],[дь].
— Тома и Дима решили провести соревнование. Они капитаны, а вы их команды. Первый ряд — команда Томы, второй ряд — команда Димы. Победит та команда, которая наберет большее количество флажков.
Первое задание (с. 26).
—Команда Томы, посмотрите на вагон. Вспомните, как стучат колеса? Расскажите о звуках [т], [ть].
—Команда Димы, скажите, как стучит дятел? Расскажите о звуках [д], [дь].
—Чем похожи звуки [т], [ть] — [д], [дь]?Чем они отличаются?
Логопед подводит итог выполнения первого задания и выдает флажки каждой команде.
4. Дифференциация звуков [т], [ть] — [д], [дь].
а) Игра «Эхо». Второе задание.
— Повторите слоги, как эхо.
Логопед поочередно дает командам слоговые ряды для воспроизведения:
та —да —да —та ту — ту — ду — ду
ди — ди— ти — ди до — то — до — то
ты — ды — ты — ды де — те — те — де
Командам выдаются флажки.
б) Дифференциация звуков [т], [ть] — [д], [дь] на слух.
— Рассмотрите картинку. Команда Томы, найдите слова со звуками [т], [ть], команда Димы, найдите слова со звуками [д], [дь].
Команда, назвавшая по картинке все слова, получает флажок.
— А что есть еще в вашем доме с этими звуками?
Команда, назвавшая большее количество слов, получает флажок.
5. Упражнение в произношении звуков [т], [ть] — [д], [дь] в пословице.
— Послушайте пословицы.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
— Почему так говорят?
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
— Почему так говорят? Произнесите пословицу, выделяя голосом звуки [т], [ть] — [д], [дь]. Чья команда произнесет пословицы отчетливее?
Команды получают флажки.
6. Выделение звуков [т], [ть] — [д], [дь] из состава бслова.
—Найдите картинку с изображением дерева.
—Назовите остальные картинки.
—Проведите дорожки от картинок к схемам слов.
Логопед проверяет правильность выполнения задания и выдает флажки.
Физминутка.
а) Выполнение движений с речевым сопровождением.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся!
Руки в стороны, вперед,
В кулачок и на бочок.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди!
Да смотри не упади!
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый,
б) «Дует ветер» (см. конспект № 53).