Знакомство с буквами х, х (с. 12).
— Посмотрите на буквы в голубой рамочке. Прочитайте их. Похожи ли эти буквы?
— Сколько элементов у буквы X? Какие элементы?
— Покажите букву X с помощью пальчиков, как в правом верхнем углу страницы.
— Доскажите словечко:
Это слон. Огромный рост,
С блюдо уха оба,
Впереди на морде хвост
Под названьем ... (хобот).
—Зачем слону хобот?
—Посмотрите в левый верхний угол страницы.
Хоботы слоны подняли,
Букву X нам показали.
Звуко-буквенный анализ.
—Где живут слоны?
—Отправилась буква X посмотреть Африку.
Африка, Африка!
Что за чудо — Африка!
— Идет буква X, видит: бегемот в болоте лежит и протягивает ей свою ударную гласную. Какую? Составьте с ней слог ох Прочитайте слог.
В реке живет зубастый крокодил.
Он третью гласную свою ей подарил.
— Какую? Составьте слог хи.
По дереву удав ползет,
Обе гласные ей отдает.
— Какие? Составьте слоги ух, ха.
Мимо страус эму пробегает.
Он первую гласную букве X вручает.
—Какую? Составьте с ней слог эх.
—Прочитайте все слоги:
Ох хи ух ха эх
—Вот задумалась буква X: «Как из них получить слова?»
—Как из ох получить слово мох?
Дети в кассе дополняют слог до слова.
—А из хи получить слово хит? Как ух превратить в пух? Как из слога ха получить слово уха? Как эх превратить в эхо?
—Прочитайте все слова.
Физминутка.
Выполнение движений с речевым сопровождением.
Я топаю ногами: топ-топ-топ.
Я хлопаю руками: хлоп-хлоп-хлоп.
Я руки поднимаю, я руки опускаю,
На пояс их прижму и бегом бегу,
Чтение (с. 12).
а) Чтение слогов.
— Развеселилась буква X и пригласила гласные буквы в хоровод. Какие слоги она с ними образовала? Прочитайте их плавно. Прочитайте слоги отрывисто.
б) Чтение слов.
— Хохотушка буква X предложила нам слова. Прочитайте и расскажите, что называют эти слова.
Дети читают слова и объясняют их значение.
Работа над словарем.
— Есть у буквы X и потруднее слова. Произнесите четко эти слова и объясните их значение: хирург, тахта, хамелеон, пахучий, мохнатый.
Итог занятия.
Буква X все ходит, ходит,
Себе места не находит.
— В каком домике ее место? Объясните, почему?
ЗАНЯТИЕ №57
Тема:буквы X, х (закрепление).
Цель:закрепить звуки [х], [хь] и буквы X, х; упражнять детей в звуко-буквенном анализе, в интонационном чтении слов и предложений; формировать навык письма букв, слогов и слов с ними; упражнять в подборе родственных слов.
Оборудование:буквы разрезной азбуки, магнитная доска (или фланелеграф), тетради, ручки, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент. Игра «Путаница».
На магнитной доске буквы.
— Посмотрите, как перепутались буквы. Расставьте их в ряды по группам.
АМИУЫ КЭПВТОН
Дети берут по одной букве и расставляют их в ряды: гласные, глухие согласные, звонкие согласные.
Повторение.
—Какой изученной нами буквы недостает в этих рядах? (X.) Какие звуки она обозначает? Расскажите о них.
—Помните сказку Д.Н. Мамина-Сибиряка о зайце, которому надоело боятся?
—Никого я не боюсь! — закричал он на весь лес. — И волка не боюсь, и лисицы, и медведя!
Собрались зайцы, все слушают, как хвастается заяц, и смеются. Старые зайцы смеются: ха-ха-ха! Молодые зайчики: хи-хи-хи!
— Покажите, как смеялись старые зайцы. Как хихикали молодые зайчики?
— Как называют тех, кто хвастается? «Хвастаться», «хвастун» — это родственные слова.
— Какие еще родственные слова есть у этих слов?
Письмо.
а) Письмо букв X, х.
— Прозвали зайца Хваста. Совсем расхвастался заяц Хваста: «Я все, все умею! И первую букву своего имени лучше всех пишу!» Мы тоже сейчас научимся ее писать.
б) Письмо слогов.
— Посмотрите, как я пишу, и напишите так же.
Ха — ха!
Хо — хо!
Хи — хи!
Логопед объясняет письмо на доске. Дети списывают с доски.
в) Решение кроссворда (с. 12).
—Еще пуще хвастается заяц Хваста: «Я все-все знаю и даже кроссворды запросто решаю!»
—Найдите цифру «1». Здесь, в трех клеточках, надо написать первое слово. Это орган слуха. Какое это слово? (Ухо.)
Дети соотносят количество клеточек и букв и вписывают слово.
— Найдите цифру «2». Здесь надо написать название насекомого из четырех букв. Какое это насекомое? (Муха.)
4. Физминутка. «Зайка»:
Выполнение движений с речевым сопровождением.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал.