Физминутка: «Снежинки кружатся».

Дети кружатся, делают плавные движения руками.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки — балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Формирование грамматического строя речи.

— Приглашает зимушка детей на улицу погулять, поиг­рать. В какие игры вы любите играть зимой?

—Посмотрите на картинку «Сима на прогулке». Как иг­рает Сима? Какие цвета любит Сима?

— Сима любит звуки [с] и [сь], и даже в названиях цветов одежды у нее эти звуки. Какой цвет со звуком [с]? А какой — со звуком [сь]?

— У Симы синяя ... (Шапка.) А пальто какое? Сапоги? Бант?

— У Симы красный ... (Шарф.) А варежки какие? Шта­ны? Помпон? Ведро?

Звуковой анализ.

— Посмотрите на схему слова. Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Сколько звуков в каждом слоге?

— Подберите к схеме слово по картинке «Сима на прогул­ке». (Сани. Сима.) Обозначьте звуки фишками.

Итог занятия.

— Какие звуки мы сегодня изучали? Расскажите о них.

— С этих звуков начинаются слова о зиме: снежная, суро­вая, сердитая, серебристая, седая.

— Почему зиму так называют?

ЗАНЯТИЕ №52

Тема: звуки [с], [сь] (закрепление).

Цель:закрепить звуки [с], [сь]; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенствовать звуко­вой анализ; упражнять в подборе родственных слов, в об­разовании сложных слов, в составлении «деформирован­ных» предложений из данных; развивать мышление.

Оборудование:фланелеграф, картинки по теме «Строитель­ство дома», картинки с изображением детей, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

— Послушайте стихотворение «Снегопад». Найдите в нем слова, родственные слову снег.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег.

К небе кружатся пушинки —

Серебристые снежинки.

Каруселью снеговою

На проселки, на лужок

Все снижается снежок.

Землю белой чистой, нежной

Застелил простынкой снежной.

Вот веселье для ребят —

Все сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в снежки.

Снежный ком на снежный ком.

Все украсили снежком.

Словно белый пуховик

Вдруг надел наш снеговик.

Рядом снежная фигурка —

Это девочка — Снегурка.

— На осинке — посмотри —

С красной грудкой снегири.

После каждого четверостишья логопед делает остановку. Де­ти по цепочке называют родственное слово и садятся.

2. Закрепление звуков [с], [сь].

а) — С какого звука начинались родственные слова?

—Как свистит большой насос? Какой это звук?

—Как свистит маленький насос? Какой это звук?

б) — Отгадайте, что это такое? У него есть сваи, лестница,
мусоропровод? (Дом.) Сегодня мы — строители.

Мы построим новый дом —

Новоселье будет в нем.

Отгадайте загадку:

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты он копает.

— Приехал экскаватор на строительную площадку. Он будет рыть котлован.

Логопед на фланелеграфе показывает этапы строительства.

в) Игра «Запомни и повтори».

— Пока экскаватор роет котлован, мы поиграем в игру «Запомни и повтори». Послушайте и запомните слова:

Дети запоминают и повторяют слова: стройка, строители, строительство.

— Какие это слова между собой? (Родственные.) Что они называют: предметы или действия? Послушайте и запомни­те и другие слова: строить, сваривать, сваливать. Что на­зывают эти слова? Послушайте и запомните еще слова: сильный, стальной, стеклянный. Что называют эти слова?

Образование сложных слов (с. 9).

— Экскаватор ковшом набирает землю и высыпает в са­мосвал. Посмотрите на самосвал в левом верхнем углу стра­ницы. Это сильная машина, она сама сваливает груз. Сло­жили два слова: сам, сваливать и получилось название ма­шины самосвал.

Самосвалом я зовусь,

Сам я сваливаю груз.

—Сложите слова: сам, варит. Какое слово получится?

—Самолет. Это слово тоже сложено из двух слов. Первое слово сам. Назовите второе слово.

—Самокат. Какие два слова сложили?

Звуковой анализ.

— Котлован готов. Надо забить сваи для фундамента. Со­ставим схему слова сваи (Приложение 1).

Логопед на доске, а дети индивидуально составляют схему.

Физминутка.

а) Выполнение движений с речевым сопровождением.

Руки кверхуподнимаем,

Апотом их опускаем.

А сейчас их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

б) Пальчиковая гимнастика «Лесенка».

Ноготь большого пальца левой руки ложится на подуше­чку большого пальца правой руки — готовы первые две сту­пеньки. На большой палец левой руки ложится кончик ука­зательного пальца правой руки, на него указательный па­лец левой руки - еще две ступеньки готовы.

Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы — последние. Вот лесенка и построена.

Наши рекомендации