Физминутка: «Снежинки кружатся».
Дети кружатся, делают плавные движения руками.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки — балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Формирование грамматического строя речи.
— Приглашает зимушка детей на улицу погулять, поиграть. В какие игры вы любите играть зимой?
—Посмотрите на картинку «Сима на прогулке». Как играет Сима? Какие цвета любит Сима?
— Сима любит звуки [с] и [сь], и даже в названиях цветов одежды у нее эти звуки. Какой цвет со звуком [с]? А какой — со звуком [сь]?
— У Симы синяя ... (Шапка.) А пальто какое? Сапоги? Бант?
— У Симы красный ... (Шарф.) А варежки какие? Штаны? Помпон? Ведро?
Звуковой анализ.
— Посмотрите на схему слова. Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Сколько звуков в каждом слоге?
— Подберите к схеме слово по картинке «Сима на прогулке». (Сани. Сима.) Обозначьте звуки фишками.
Итог занятия.
— Какие звуки мы сегодня изучали? Расскажите о них.
— С этих звуков начинаются слова о зиме: снежная, суровая, сердитая, серебристая, седая.
— Почему зиму так называют?
ЗАНЯТИЕ №52
Тема: звуки [с], [сь] (закрепление).
Цель:закрепить звуки [с], [сь]; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в подборе родственных слов, в образовании сложных слов, в составлении «деформированных» предложений из данных; развивать мышление.
Оборудование:фланелеграф, картинки по теме «Строительство дома», картинки с изображением детей, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Послушайте стихотворение «Снегопад». Найдите в нем слова, родственные слову снег.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег.
К небе кружатся пушинки —
Серебристые снежинки.
Каруселью снеговою
На проселки, на лужок
Все снижается снежок.
Землю белой чистой, нежной
Застелил простынкой снежной.
Вот веселье для ребят —
Все сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в снежки.
Снежный ком на снежный ком.
Все украсили снежком.
Словно белый пуховик
Вдруг надел наш снеговик.
Рядом снежная фигурка —
Это девочка — Снегурка.
— На осинке — посмотри —
С красной грудкой снегири.
После каждого четверостишья логопед делает остановку. Дети по цепочке называют родственное слово и садятся.
2. Закрепление звуков [с], [сь].
а) — С какого звука начинались родственные слова?
—Как свистит большой насос? Какой это звук?
—Как свистит маленький насос? Какой это звук?
б) — Отгадайте, что это такое? У него есть сваи, лестница,
мусоропровод? (Дом.) Сегодня мы — строители.
Мы построим новый дом —
Новоселье будет в нем.
Отгадайте загадку:
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает.
— Приехал экскаватор на строительную площадку. Он будет рыть котлован.
Логопед на фланелеграфе показывает этапы строительства.
в) Игра «Запомни и повтори».
— Пока экскаватор роет котлован, мы поиграем в игру «Запомни и повтори». Послушайте и запомните слова:
Дети запоминают и повторяют слова: стройка, строители, строительство.
— Какие это слова между собой? (Родственные.) Что они называют: предметы или действия? Послушайте и запомните и другие слова: строить, сваривать, сваливать. Что называют эти слова? Послушайте и запомните еще слова: сильный, стальной, стеклянный. Что называют эти слова?
Образование сложных слов (с. 9).
— Экскаватор ковшом набирает землю и высыпает в самосвал. Посмотрите на самосвал в левом верхнем углу страницы. Это сильная машина, она сама сваливает груз. Сложили два слова: сам, сваливать и получилось название машины самосвал.
Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю груз.
—Сложите слова: сам, варит. Какое слово получится?
—Самолет. Это слово тоже сложено из двух слов. Первое слово сам. Назовите второе слово.
—Самокат. Какие два слова сложили?
Звуковой анализ.
— Котлован готов. Надо забить сваи для фундамента. Составим схему слова сваи (Приложение 1).
Логопед на доске, а дети индивидуально составляют схему.
Физминутка.
а) Выполнение движений с речевым сопровождением.
Руки кверхуподнимаем,
Апотом их опускаем.
А сейчас их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
б) Пальчиковая гимнастика «Лесенка».
Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки — готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного пальца правой руки, на него указательный палец левой руки - еще две ступеньки готовы.
Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы — последние. Вот лесенка и построена.