Упражнение в употреблении предлога к.
а) Знакомство с предлогом к.
— Найдите на странице книги картинку с изображением гнома. Все любят ходить в гости. Этот гном тоже любит ходить в гости к друзьям, к родным, к соседям. Его зовут К. Почему его так зовут? Маленькое слово к говорят тогда, когда хотят сказать, к какому предмету направлено движение. А вы к кому любите ходить в гости?
Логопед предлагает детям в своих ответах выделять голосом предлог к.
б) Составление схемы предложения «Гном идет к друзьям».
Логопед показывает, что маленькое слово к— предлог, стоит отдельно от других слов.
в) Закрепление предлога к. Упражнение «К кому бегут детки?»
— Детеныши потерялись. Прийти к маме им поможет предлог к.
Дети по «дорожке» проводят детеныша к маме и составляют предложение: «Ежонок бежит к ежихе» и т.д.
Итог занятия.
— Вы ласково называли детенышей: зайчонок, рысенок. А теперь назовите друг друга ласково — так, чтобы в имени появился звук [к].
ЗАНЯТИЕ №49
Тема: буквы К, к.
Цель: закрепить звуки [к], [кь];познакомить детей с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу слов, чтению двусложных слов с закрытыми слогами и стечением согласных; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: кассы букв, игрушки, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент. Игра «Ласка».
—Я называю предмет, а вы называете его ласково.
—Какой одинаковый согласный звук звучал в ваших «ласковых» словах?
2. Повторение характеристики звуков [к], [кь].
— Расскажите о звуках [к], [кь].
Знакомство с буквами К, к (с. 5).
—Есть у Оли младший брат —это мальчик Коля. Коля любит играть кубиками и строить из них разные фигуры и буквы. Посмотрите на картинку в левом верхнем углу. Однажды Коля расставил кубики и сразу услышал: «Привет!»
—«Кто это?» — удивился Коля.
—Это я — первая буква твоего имени. Буква К. Хочешь со мной дружить, научиться читать и писать мои слова?
—Да, — ответил Коля.
—Ну, давай знакомиться.
— И мы сейчас тоже познакомимся с буквой К. Логопед демонстрирует букву К из разрезной кассы.
— Сколько элементов у буквы К?
— Какие это элементы? Два столбика стояли рядом.
Вдруг один переломился.
И к другому прислонился.
—Посмотрите, как с помощью пальцев рук построить букву К. Постройте ее так же.
—Прочитайте буквы в голубой рамочке.
—Чем они отличаются?
—Посмотрите, как Коля построил буквы К из цветных карандашей. Сколько букв он построил?
—Найдите место буквам К, к в кассе букв.
Звуко-буквенный анализ.
— У Коли на полке стояли игрушки: кубики, «Камаз», паровоз, пистолет, кони.
Логопед демонстрирует игрушки.
— Буква К попросила Колю выбрать игрушки со звуками [к], [кь]. Какие игрушки выбрал Коля? Назовите в этих словах слоги со звуками [к], [кь]. Составьте эти слоги в кассе букв.
Логопед предлагает к слогу ка добавить букву п и прочитать полученное слово (к слогу «ко» — м; к «ку» — м; к «ки» — т).
Физминутка.
— У буквы К есть игра «Покажи действие». Все названия
действий начинаются со звуков [к], [кь].
Логопед называет слово, а дети показывают действие: «Копайте, кивайте, кружитесь, кланяйтесь, кушайте, качайтесь, купайтесь».
Пальчиковая гимнастика. «Колокольчик»:
Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит. | Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает. |
Крючочки | |
Крепко держатся дружочки Не разжать нам их крючочки | Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить. Аналогично с другими парами пальцев. |
Чтение (с.5).
а) Чтение слогов.
— Буква Кпригласила гласные буквы покататься на каруселях. Какие слоги они образовали? Прочитайте их по стрелочкам.
б) Чтение слов.
—Буква Квстала перед гласными буквами и провела дорожки к согласным буквам. Какие слова у них получатся?
—Заняла буква К свое место в словах. Прочитайте эти слова и объясните их значения.
—Решила буква К дать задание потруднее. Стоит она одна, а перед нею две дорожки к слогам. Прочитайте эти слоги.
—Пошла буква К по первой дорожке. Прочитайте, какой слог получился?
—А дальше букв нет. Догадайтесь, какое это слово?
—Какой слог получился на второй дорожке?
—Отгадайте второе слово.
—Коля взял карандаши и нарисовал картинки. А потом подписал их названия. А буква К решила пошутить: перемешала все картинки. Прочитайте слово и найдите к нему картинку.
Итог занятия.
—С какой новой буквой вы подружились?
—В каком домике она живет? Почему?
—Коля полюбил букву К и уже никогда с нею не расставался. Нам она тоже очень нужна.
ЗАНЯТИЕ №50
Тема: буквы К, к (закрепление).
Цель:закрепить звуки [к], [кь], буквы К, к; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв, слогов, односложных слов; обучать чтению текста; развивать зрительное восприятие.
Оборудование:ручки, тетради, разрезные слоги, картинки: кот с ведром, рыбки; книжки-раскраски «Рыбы», альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
У каждого ребенка разрезной слог (ка, ки, эк, ак, ки, ко, ку, ква, кто, вок, тик, ук).
— Прочитайте свой слог. Покажите и назовите слог, услышав его в слове.
Логопед называет слова: удочка, далеко, котик, рыбки, окуни, паук, экскурсия, квакали, аквариум, никто, закинул, поплавок.
Повторение.
—Какие звуки обозначает буква К?
—Расскажите о них.