Упражнение 116. Какие ошибки допущены в употреблении причастий? Исправьте предложения

1. Рон и Гермиона хотели помахать руками провожающих их на перроне. 2. Гермиона прислонилась к ножке кровати, поднявшись в сидящую позу. 3. Люди обнаружили позолотевшие кроны деревьев и лужи на асфальте. 4. Это закляненная семья. 5. Помахал удивленному шоферу видом Герми рукой Малфой. 6. Это был Драко с полизанными волосами. 7. Гарри вытер нос, пустивший скупую слезу. 8. Сияя, он закрыл свой класс перед ее брюзжащим лицом. 9. По всему замку разброшен металл. 10. Она увидела блеснувшую прядь светлых волос на солнце. 11. Глядишь, опять станем самым читаемым народом в мире. 12. Александра да Рока Гонсалес, по ее собственному признанию, занимается помощью сиротам, погибшим в семьях военных. 13. Не покупайте засроченные лекарства. 14. Будем чтить память падших воинов (из телеграммы фронтовикам). 15. Гостям подали красную карету, запряженную тройкой рысаков во главе с извозчиком. 15. Ущерб для здоровья, повлекшего смерть. 16. Разошедшаяся публика не покидала артистов. 17. Это, безусловно, выдающий хореограф. 17. Зачем трогать эти нетлеющие шлягеры? 18.Деньги будут вылечены в трубу.19. Холеная рука с нанизанными на пальцы кольцами. 20. У неё были проплаканные глаза.

Упражнение 117. Закончите предложения так, чтобы получились верные высказывания:

1. Деепричастие используется для того, чтобы ….

2. Деепричастия в современном русском языке распадаются на две противоположные группы: 1) …. с суффиксами …. и 2) …. с суффиксами …

3. Нейтральными в стилистическом отношении считаются деепричастия, образованные от …

4. Архаическими считаются формы с суффиксами …

5. При употреблении деепричастий нужно учитывать, что у сказуемого и дополнения должен быть …

6. Деепричастие допустимо и в безличных предложениях, где оба действия – главное и добавочное - …

Упражнение 118. Какие ошибки допущены в употреблении деепричастий? Исправьте предложения.

1. По молодому лицу расплылся румянец, пригладив светлые волосы. 2. Снейп покачал головой, опуская уши. 3. Ремус бежал, не покладая ног. 4. Обскакав лошадь, Мел поставила ее назад в конюшню. 5. Поднимаясь по лестнице в школу, двери открылись сами. 6. - Все правильно! – воскликнула она, додумав мысль. 7. Это слово все время повторяла Чжоу, дрожа руками. 8. Идя обратно на своё место, в голове Натали всё ещё отражался голос учительницы. 9. - Рон, рыжое чучело, где тебя носило?! – радостно ревел Гарри, бежа по платформе с распростертыми объятиями. 10. С трудом оторвав руку Малфоя, она бросилась прочь. 11. Постепенно глядя на огонь веки, стали слипаться. 12. Снейп смотрел на него, очерчивая рот. 13. Больно ударившись о параллельную решетку, урок был запомнен. 14. Рассевшись по местам, в класс залетел Снейп Люциус, скрипя сердцем, взглянул на подростков. 15. Сдохнув, Герми поспешила на урок. 16. Жасмин, на ходу пья кофе, встала из-за лавки.17. Сердце ее сжалось, выходя в прихожую. 18. Ноги, довольно мурлыкая, гордо проведут вас. 19. Сбивает школьницу, переходящую дорогу, соблюдая все правила.

Тема 20. Стилистика наречия

Цель: изучить стилистические особенности использования наречия и его грамматических категорий в различных функциональных разновидностях речи.

Задачи:

  • Определить особенности употребления различных разрядов и форм наречий в разных стилях речи.
  • Дать стилистическую оценку употребления форм степени сравнения и степени качества наречий.
  • Рассмотреть изобразительно-выразительные возможности наречий в русском языке.

Ключевые понятия:словообразовательные модели наречий; количественные и качественные наречия; обстоятельственные и определительные наречия; разряды наречий по значению; элятив; простые и сложные (синтетические и аналитические) формы сравнительной и превосходной степени наречий.

Вопросы для обсуждения

1. Стилистический аспект в изучении наречий

2. Стилистическая оценка разрядов наречий

3. Стилистическая оценка степеней сравнения и степеней качества наречий

Методические указания

Важная отличительная черта наречий – их соотнесенность с другими частями речи, от которых они образуются и с которыми не теряют функциональной связи. Наибольший стилистический интерес вызывают наречия, образовавшиеся от качественных прилагательных.

Изобразительно-выразительный потенциал особенно высок у следующих групп наречий: наречия, образовавшиеся на основе сравнения (по-детски, калачиком, градом); тавтологические сочетания со значением усиления: ходуном (ходить), бегом (бежать), (есть) поедом, лежмя (лежать); наречия с «усилительными» приставками и удвоением основы: строго-настрого, бело-набело; наречия с суффиксами субъективной оценки: капельку, в диковинку, пешочком, с ленцой, частенько.

В художественной речи наиболее выразительны наречия способа и образа действия: вприпрыжку, нараспашку; сравнительно-уподобительные: по-весеннему; отечески, дружески. Количественные наречия (капельку, крошечку, чрезмерно, грандиозно) уточняют, смягчают или усиливают характеристику предмета

Наибольшую стилистическую активность имеют определительные наречия, а в их составе – качественные. Их стилистическая роль подобна роли прилагательных, но они определяют не существительные, а глаголы. Обстоятельственные наречия обычно выполняют информативную функцию и, как правило, нейтральны в стилистическом отношении.

Степени сравнения образуют только качественные наречия. Различные формы сравнительной степени могут отличаться в функционально-стилевом отношении. Нейтральной считается простая форма сравнительной степени, если она не имеет вариантов: ближе, быстрее, лучше. Разговорными считаются формы сравнительной степени наречий с приставкой по-, имеющие оттенок смягченности, незначительности преобладания признака: получше, покрепче, побольше. Превосходная степень наречий в СРЯ выступает только в элятиве, указывая на самую высокую степень качества вне сравнения: нижайше кланяться, строжайше запретить. Эти формы всегда экспрессивны.

Сложные формы превосходной степени имеют разговорный оттенок, если они образованы сочетанием простой формы сравнительной степени и слов всего, всех: меньше всего, дальше всех. Форма, образованная сочетанием наречия и слов наиболее, наименее, носит книжный характер.

Степени качества наречий обозначают меру признака безотносительно к сравнению. Эти формы, образующиеся с помощью эмоционально-экспрессивных суффиксов или путем удвоения основы, всегда экспрессивны: близехонько, многовато, белым-бело, рано-рано.

К стилистическим ошибкам, связанным с употреблением наречий, относятся плеонастические формы степени сравнения наречий (более сильнее) и употребление нелитературных форм наречий (откудова, завсегда, ширше, длиньше, отколь, куды, сюды, туды).

Литература

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис Пресс, 2008. – С. 333-342.

Дополнительная литература

  1. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. фак. журналистики.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 185-186.

Упражнения

Упражнение 119. Закончите предложения так, чтобы получились верные утверждения:

1. Стилистическое значение наречия определяется его …

2. Указывая на признак признака, наречия выступают в такой же функции, как и….

3. Важная отличительная черта наречий – их соотнесенность с …

4. Большинство наречий образовалось от ….

5. Выделяются словообразовательные модели наречий, в основе которых лежит сравнение, например: …

6. Среди наречий, мотивированных глаголами, экспрессивны такие, которые образуют с ними…, например: ….

7. Стилистически окрашены наречия, имеющие …

8. Наиболее выразительны наречия …. .

9. В основе экспрессии количественных наречий лежит …, поэтому в их составе много экспрессивно окрашенных слов: …

Наши рекомендации