Логопед дает оценку работе детей.
Занималась детвора.
Отдохнуть пришла пора.
Урокам на смену
Пришла перемена.
6. Физминутка. «Весна»
См. конспект занятия № 113.
7. Письмо.
Заливается звонок
На другой зовет урок.
- Мальвина говорит: «Посмотрите на альбом Буратино. Я хотела научить его думать. Наклеила недорисованные картинки, написала слова и дала задание: узнать, что забыл нарисовать художник и провести дорожки от слов к картинкам». Буратино возмутился: «Это не учение, а мучение!» Сунул нос в чернильницу, сморщился, и упали на слова чернильные кляксы.
- Выполните вы это задание: вставьте в слова недостающие буквы, проведите дорожки от слов к картинкам.
Логопед дает оценку работе детей.
8. Чтение.
Прозвенел звонок
На последний урок.
- «Чтение - вот лучшее учение», - говорит Мальвина и предлагает прочитать текст. Прочитайте название рассказа. О ком этот рассказ?
Дети читают рассказ по предложению, объясняют смысл прочитанного предложения и отвечают на вопросы:
- Сколько лет Игорю? Что купила ему мама? Зачем мама купила Игорю эти вещи? Когда Игорь пойдет в школу? Кем станет Игорь? Прочитайте слово по половинкам букв. (Школьник.) Кого называют школьником? Почему в середине слова «школьник» пишется мягкий знак?
Звенит веселый звонок.
Закончен четвертый урок.
Мальвина подводит итог.
- Что обозначает буква Ь? Где в слове может стоять буква Ь? Назовите слова с Ь в середине.
Занавес опускается
Кукольная школа закрывается.
Мальвина с вами прощается:
- Вы правильно отвечали,
Хорошие знания показали.
Оценку «5» всем ставлю я.
До свидания, друзья.
Дети получают отметку
ЗАНЯТИЕ № 128
Тема: разделительный мягкий знак (Ь).
Цель: познакомить с ролью мягкого знака как разделительного; научить читать слова с разделительным мягким знаком, развивать мышление.
Оборудование: индивидуальные карточки для выборочного чтения слов, карточки для фронтального чтения, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
У детей на карточках написано по одному слову:
Борьба стрельба
Килька сельдь
Пальма ольха
Пальто гольфы
колокольчик _ тюльпан
Серьги кольцо
- Прочитайте слова, обозначающие одежду, рыб, деревья, цветы, украшения, виды спорта.
2. Знакомство с разделительным мягким знаком.
- Доскажите словечко.
Папа, мама, брат, сестра
Вместе - дружная ... (семья)
- Составим слово семья из букв разрезной азбуки. Какие буквы набрали для составления второго слога? Прочитайте, что у вас получилось?
Если дети составили слог МЯ, логопед обращает внимание на слитное чтение букв М и Я. А в слоге МЬЯ они не сливаются, произносятся отдельно.
- В слоге МЬЯ между буквой М и буквой Я ставится особый знак - разделительный Ь. Это та же самая буква, которую мы называем мягкий знак. Буква разделительный ь обозначает мягкость согласного звука [мь] и не дает сливаться согласной букве с гласной Я. Когда произносишь слова с разделительным мягким знаком, то словно взбираешься на горку, а потом съезжаешь с нее:
Дети открывают альбом (с. 28), читают «слоги-человечки».
3. Чтение слогов с разделительным мягким знаком.
- Жила-была семья. У родителей был мальчик. Звали его Илья. Илья был умным мальчиком. В пять лет он уже научился читать.
Каждое лето Илья отдыхал у бабушки и дедушки в деревне Марьино. И этим летом папа повез Илью в Марьино. Сели они в электричку и поехали.
В дороге они не скучали,
В игру со словами играли.
Илья слоги читал,
А папа до слова их добавлял.
И вы эти слоги прочтите
И с каждым слогом слово назовите.
4. Чтение слов.
- Деревня Марьино красивая - кругом лес, поля и речка недалеко. Бабушка и дедушка хозяйством занимались. Была у них корова, коза, собака и кот. Илья им помогал.
Илья очень любил маму и папу. Чтобы родители не беспокоились, он написал им письмо.
Логопед читает письмо. Дети дополняют чтение логопеда, читая хором выделенные слова, которые написаны на карточках.
«Мои дорогие мама и папа!
Я живу хорошо. У меня появились новые : кот Барсик и собака Тузик! Мы живем как одна . По утрам в деревне поют . Мы просыпаемся и чай с и ».
Потом к Илье подошла бабушка. Она увидела, чем занимается внук, и решила ему помочь.
« у меня было не очень. Сейчас лучше. Парное молоко . Хорошо, что есть запасы малинового варенья в ».
Бабушка устала и пошла спать. Дописывать письмо пришлось дедушке.
«На днях мой Тузик линять начал. Но уже обрастает шелковистой . Думаю, на выставке за красоту его наградят . Осталось мне только купить новое для полного
До ».
5. Чтение предложений.
- Однажды Илья помогал бабушке доить корову. Он очень устал с непривычки и сказал бабушке: «Лучше бы ты купила себе корову маленькую. Есть такие специальные коровы - козы называются». «Почему?» - спросила бабушка. А почему, вы узнаете, прочитав предложение.
Дети читают в книге первое предложение.
- Затосковал Тузик. Задумал дедушка его - охотничью собаку - отправить на выставку и решил завить ему шерсть. А почему не коту? Прочитайте следующее предложение.
- Постригли и завили Тузика под пуделя, но после этого он еще больше загрустил.
6. Самостоятельное чтение.
- Тогда Илья решил уговорить дедушку не мучить Тузика и вместо выставки взять его на охоту. Дедушка подумал и согласился. Обрадовался Тузик и побежал за дедушкой в лес. В этот раз на охоте он старался пуще прежнего и нашел много разных следов. Прочитайте, чьи следы нашел Тузик в лесу и проведите дорожки от слов к соответствующим картинкам.
Дети работают самостоятельно.
5. Звуко-буквенный анализ.
а) Решение кроссворда.
Дети с помощью картинок решают кроссворд.
- Приближалась осень. Деревья стояли голые.
- Листья с деревьев опали.
б) «Математическая грамота».
- Быстро промчалось лето. Однажды в домик бабушки и дедушки пришел гость. Решите первый пример, и вы узнаете, кто это был. (Почтальон.)
- Почтальон принес телеграмму, в которой говорилось, что скоро за Ильей приедут родители. Когда именно они приедут, вы узнаете, решив второй пример. (Осенью.)
8. Итог занятия.
- Наступила осень. Папа и мама приехали в деревню и забрали Илью домой. Вся семья вместе и душа на месте. Почему так говорят? Что обозначает и показывает разделительный мягкий знак в слове семья?
ЗАНЯТИЕ № 129
Тема: разделительный твердый знак (Ъ).
Цель: познакомить с ролью разделительного твердого знака; научить читать слова с разделительным твердым знаком; развивать воображение.
Оборудование: буква Ъ, касса букв, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Я назову один предмет, а вы - много этих предметов:
стул - много ....(стульев) брат лист
крыло соловей полено
дерево сук платье
воробей кол перо
2. Знакомство с буквой ъ.
В ясный солнечный денек
Присел заяц на пенек.
- Что сделал заяц? Составим слово сел из букв разрезной азбуки.