Основные черты среднерусских говоров.
В среднерусских говорах, в том числе и московском, есть черты и северного, н южного наречий. Занимая промежуточное географическое положение между северным и южным наречиями, среднерусские говоры на юге имеют особенности южного наречия, на севере – северного наречия В центре отмечаются переходные явления. Основными чертами среднерусских говоров является аканье (черта южная) игсмычное (черта северная) В московском говоре, кроме этих двух особенностей, имеются ещё следующие: 1) твёрдый звук т в окончаниях глаголов (идут, идет); 2) звук в в окончаниях прилагательных, например: больного [ова]: 3) иканье, т. е. переход неударяемого е(э) в звук и или в звук, близкий к и, например: нису (несу), висна (весна); 4) произношение щ как долгого мягкого ш [ш'], например: щи [ш'и], щука [щ'y]; 5) произношение жж как долгого мягкого ж [ж'], например: дрожжи [ж'и], вожжи [ж'и]
Упражнение 86. Укажите особенности говора той местности, где вы живёте (сравнительно с литературным произношением).
87. Приготовьте к чтению вслух с соблюдением правил литературного произношения описание сада Плюшкина из V главы поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
88. Укажите, какие орфографические ошибки учеников начальной школы, расположенной в вашей местности, объясняются особенностями их говора.
Культура произношения.
Культура произношения включает в себя: 1) правильное произношение слов русского языка и 2) правильный выбор типа произношения в зависимости от условий речи.
Нормы произношения слов усваиваются человеком по мере того, как он овладевает языком. Сведения об этих нормах можно получить из пособий и справочников.
Орфоэпические нормы, регулирующие фонетическую культуру речи, не допускают просторечных и диалектных способов произношения: например, «документ» вместо докумéнт, «складóв» вместо складов, «каструля» вместо кастрюля, [молоко] вместо [мълако], [γара] вместо [гара] и т. п. Ненормативны также и различные виды манерного произношения: ко[фэ] (без смягчения (ф), му[зэ] й вместо му[з'э]й и под.
Правильный выбор типа произношения отражает знание стилистических возможностей фонетической системы языка. Это более высокая ступень произносительной культуры человека.
Произношение ряда звуков, звукосочетаний и отдельных слов допускает варианты: [зв'эр'] – [з'в'эр'], [дош'] – [дошт'], ти[хы]й – т [х'и]й, [тóлкa] – [тóкъ] («только»), [с'эмд'ьс'т] – [с'эм'с'т] («семьдесят») и т. д. Многие из этих вариантов различаются стилистически: одни приняты в так называемом высоком стиле, другие – в сниженном или в нейтральном.
Так, для высокого стиля характерно «эканье» – произношение [э] в первом предударном слоге после мягких согласных: [п'эсок], [в'экам'и]. Для нейтрального же и особенно сниженного стиля характерно «иканье», т. е. произношение в этой позиции звука, близкого к [u]: [n'u'cón], [в'икáм'и]. В высоком стиле реже, чем в сниженном, происходит смягчение твёрдого согласного перед мягким, т. е. твёрдый в позиции перед мягким обычно сохраняет качество твёрдости: во [зв'] еличить, благоде[нств'] ие и т. п. (а не: во[з'в']еличить, благоде [н'с'т'в'] ие, как было бы при произношении этих слов по нормам сниженного стиля). .
Заимствованные слова произносятся в высоком стиле с сохранением некоторых черт иностранности: на месте о в первом предударном слоге произносится [о], а не [а], как в обычной речи, согласные перед [э] не смягчаются: [поэт] (а не [паэт]), [сонэт] (а не [сан'эт]) и т. п.
Высокий стиль произношения реализуется в тех ситуациях, где необходимо подчеркнуть торжественность момента или значительность сообщаемого, фонетическими средствами усилить выразительность речи. Этот стиль свойствен, например, чтению стихов со сцены, речи радиодикторов при сообщении ими особо важной информации (сравните, например, произношение дикторов в передачах о запуске спутников и т. п.). В целом же сфера использования высокого стиля гораздо уже, чем сфера использования стилей нейтрального и сниженного.
В нейтральном и сниженном стилях фонемы меньше противопоставлены друг другу, чем в высоком. Здесь обычна редукция (сокращение) гласных в неударной позиции, их выпадение или слияние одинаковых гласных не под ударением: про[въл]ка, нé[ктър]ые, [в]бщé, [въ]браз ть или же выпадение согласного рядом с гласными: [када], [тада], [токъ], более последовательная ассимиляция согласных по мягкости: о [тм']éтил, ко [н'ф']еты, [с'т']енá.
Эти черты резко отграничивают нейтральный и сниженный стили от высокого. Между собой же эти два стиля различаются скорее количественно, чем качественно: в нейтральных условиях речи звуки произносятся в целом с меньшей степенью редукции, с несколько большей отчётливостью, чем в ситуациях непринужденных, где обычно используется сниженный стиль. Нейтральное произношение допускает меньшее число вариантов, чем сниженное. Например, в нейтральном произносится: [здраствуит'иэ], а в сниженном: [здрáстуитuэ], [здрáсст΄и], [здрасст'] [драс'т'] и т. д.
Владение орфоэпическими нормами и знание стилистических различий между произносительными типами – основные компоненты культуры произношения.
Звук в поэтической речи.
Звуки и сочетания звуков могут использоваться в речи для усиления её выразительности. Такое использование фонетических средств в особенности свойственно поэтической речи – в связи с её общими эстетическими целями: воздействовать на читателя и слушателя не только содержательными и образными компонентами поэтического произведения, но и формальной его структурой.
Поэты иногда намеренно сочетают в одной строке, строфе или в целом стихотворении однотипные звуки. Например, при описании шумов, шорохов и т. п. употребляют в близком соседстве слова с шипящими согласными: Лесные гнутся исполины. Тревожно ропщут их вершины. Как совещаясь межсобой (Тютч.); для передачи звука врезающегося в землю заступа используются слова с обилием глухих и свистящих согласных: И заступ скрежещет в песке... (Паст.).
Нередко подбор слов с повторяющимися согласными или гласными служит не для звукоподражания (шуму водопада, шороху листьев и т. п.), а для усиления какой-либо мысли, идеи поэта, прямо не связанной со звуковыми процессами. Обычно для подчёркивания подобной идеи поэт выбирает слова с такими звуками, которые в сознании говорящих связываются с определёнными, хотя и достаточно общими смыслами. Например, звук а часто связывается с большой величиной, открытостью, звук и – напротив, с малой величиной, узостью, р, л – с силой и т. д.
Подбор слов с повторением одного и того же звука или звуков
сходной артикуляции (например, либо губных, либо шипящих, либо сонорных) даёт необходимый эстетический эффект: звучание этих слов усиливает содержательную сторону стиха.
Мыживём,
зажатые
железной клятвой.
(В. В. Маяковский.)
Ворон канул на сосну,
Тронул сонную струну.
(А. А. Б л о к.)
Использование звуковых средств для подчёркивания, усиления передаваемого смысла называется звукописью. Одним из блестящих образцов поэтической звукописи является стихотворение А. С. Пушкина «Обвал». Вот отрывок из этого стихотворения:
Оттоль сорвался раз обвал
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могущий вал
Остановил...
Мастерски владели приёмами звукописи такие русские поэты, как Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак и др.
Упражнение 89. Пользуясь «Орфоэпическим словарём русского языка» (или словарём-справочником «Русское литературное произношение и ударение»), среди перечисленных ниже слов найдите варианты, допускаемые произносительной нормой, и отклонения от норм литературного произношения. Те и другие выпишите в отдельные столбцы, указав рядом с ошибочными правильные формы.
Афёра, б ло[чн]ая, вз ла, взя лись, [жа]лéть, внучок, род лась, кашлян л, [шыэ]г , константировать, обеспечéние, бо л[са], ржавéть, стóляр, т [хы]й, [жыэ]рá, шóфер, современный, по вóлнам, ве [р']х, тубаретка, э [нэ] ргия, посередине, положь, ждáла, [дэ] пó, ходатайствовать, битон, бр [ж]ет, кулинар я, конé [чн] о, т [в'э] рже, килóметр, мо [д' ] ль, кухóнный.
90. Ниже дана транскрипция отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Укажите фонетические черты высокого произносительного стиля. Как те же самые звуки и сочетания звуков произносятся в стилях нейтральном и сниженном?
[ja пáм'атн'ик с'эб' ваздв' к н'эрукатвóрныи,
к н'эм н'э зараст'óт нарóднаиа трапá,
вазн'óсс'а в шэ он главóиу н'эпакóрнаи
ал'эксандр' искава сталпа ]
91. В следующих отрывках из стихотворений найдите примеры звукописи. Объясните (устно), какую роль играет повторение одних и тех же или близких звуков и звукосочетаний. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Всё раздр…жительней бурун;
Его шипучая волна
Так тяжела и так плотна,
Как будто в берег б...ёт чугун.
(А.А.Фет.)
2) Полночной порою в болотной тиш...
Чуть слышно, бе...шумно шуршат камыш...
(К. Д. Б а л ь м о н т.)
3)Томит меня немая тишина.
Томит гнезда родного запу...тенье.
(И. А. Б у н и н.)
4) Летучим фосфором валы
Нам осв...щают окна дома.
Я вижу молнии из мглы
И морок мраморного грома.
И возн...кают беги дней,
Существований перемены,
Как брызги беше...ых огней
В водоворотах белой пены.
(А. Белый.)
5)А на пожарище заката,
В далёкой прочерни ве...вей,
Как гулкий колокол набата,
Неистовствовал соловей.
(Б. П а сте р н а к.)
МОРФОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
О СЛОВООБРАЗОВАНИИ И ФОРМООБРАЗОВАНИИ. СОСТАВ СЛОВА
Образование слов.
В языке одни слова производятся от других, например: от слова вода произведены слова водный, водяной, от слова водяной – водянка и водянистый, от слова водянистый – водянистость; от слова соль образовано слово солить, от слова солить – слово солёный; от слова рыба – рыбак, от слова рыбак – рыбацкий и т. д.
Образование новых слов вызывается потребностями общества, растущими и усложняющимися в связи с изменениями социального строя, расширением производства, ростом техники, развитием науки, искусства и т. п. Базой для образования новых слов служат уже имеющиеся в языке слова, например: скорый – скорость –скоростнойискоростник; вечер – вечерний –вечерник; очерк –очеркист;киоск – киоскёр; холод – холодить –холодильник; доить – доярка (новые слова выделены полужирным курсивом). Новые слова создаются по образцу старых главным образом при помощи значащих частей слова (суффиксов и приставок); в языке имеются определённые сложившиеся типы, или образцы, словообразования, например: 1) по образцу возчик (от возить), переводчик (от переводить), рассказчик (от рассказать), переписчик (от переписать) и т. п. было создано новое слово лётчик (от летать); 2) по образцу точильщик (от точить + суфф. - льщик, чистильщик (от чистить + суфф. – льщик) и т. п. было создано разговорное слово болельщик (от болеть + суфф. – льщик) болеть здесь имеет значение «глубоко и страстно переживать успех или неуспех чего-нибудь или кого-нибудь»). Надо заметить, что в процессе развития языка создаются новые типы словообразования.
Так, в русском языке создался новый тип образования существительных от глаголов с приставкой с- (обозначающей «совместность») посредством суффикса-ость: сыграться – сыгранность (в речи музыкантов и спортсменов), слетаться – слётанность (в речи лётчиков), сработаться – сработанность и др.