Программа реализации инновационного проекта (программы)
Исходные теоретические положения.
Понятие "образовательная сеть" достаточно давно вошло в педагогический лексикон. Под образовательной сетью рассматривают систему взаимодействия различных учреждений (образовательных, социальных, медицинских и др.), с целью достижения значимых социально-образовательных результатов.
А. И. Адамский определяет образовательную сеть как "совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга".
М.М.Чучкевич выделяет такие характеристики образовательной среды, как: независимость членов сети, множественность лидеров, объединяющая цель, добровольность связей, множественность уровней взаимодействия [8, 9].
В отличие от административного взаимодействия сетевое взаимодействие характеризуется значительно большей свободой, независимостью участников сетевого взаимодействия. В отличие от иерархических отношений, нормы деятельности в сетевом взаимодействии не задаются сверху, а "естественным образом выращиваются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на реалиях деятельности каждого участника сети". Сетевое взаимодействие не носит тотального характера: участникам сети нет необходимости кардинально менять принципы и характер своей работы. Каждый из участников образовательного процесса имеет возможность сохранить свою уникальность, особые образовательные задачи, сложившиеся технологии работы. Сетевое взаимодействие строится на добровольной основе, что позволяет каждому участнику свободно выбирать формы и содержание взаимодействия.
· Сетевое взаимодействие предоставляет условия для выстраивания разнообразных типов связей внутри сети: взаимодействие на уровне организации, взаимодействие на уровне отдельных структурных подразделений (например, начальная школа - с начальной школой или советы школьного самоуправления друг с другом), взаимодействие на уровне отдельных членов организации (директора школ, завучи школ, президенты школьных самоуправлений, руководители волонтерский организаций и др.).
· Сетевое взаимодействие строится на паритетных (равноправных) основаниях. Приоритет может быть получен теми участниками сетевого взаимодействия, которые располагают и дополнительными ресурсами и представляют их для других членов сети. В связи с тем, что ресурсы могут быть самыми разными: финансовыми, материальными, информационными, разные участники образовательной сети могут занимать приоритетные позиции по разным направлениям. В связи с тем, что каждый участник сетевого взаимодействия наращивает свои ресурсы, приоритетные позиции могут постоянно меняться. В терминологии М.М.Чучкевича это обеспечивает множественность уровней лидерства. С точки зрения И.М.Реморенко, приоритетную позицию занимает тот, кто может системно видеть все происходящее, лучше понимает общее положение дел в образовании и социальной действительности, имеет определенные цели, готов брать на себя ответственность.
· Важнейшим условием для выстраивания сетевого взаимодействия является наличие объединяющей цели. Общий интерес состоит в объединении разного рода ресурсов, которые позволяют каждому участнику получить новый образовательный результат, недостижимый без этого взаимодействия. Это позволяет даже конкурирующим организациям перейти на уровень "конкурентного сотрудничества".
И.М.Реморенко выделяет три типа представлений о сетевом взаимодействии.
Первый тип предполагает объединение учреждений, выполняющих определенную функцию. В этом смысле сеть школ будет мало чем отличаться от сети аптек или кафе. При этом вхождение в сеть означает выполнение одинаковых стандартов (целевых установок, требований к результатам и т.д.).
Сеть рассматривается как структура, которая обеспечивает связи между отдельными участниками сети, что проявляется в первую очередь в обмене информацией. Третий тип сетей "не только поддерживает, но и порождает новые человеческие отношения". "Смысл этих сетей - во встрече разных и непохожих друг на друга участников сетевого взаимодействия".
Для системы образования могут быть важны все типы сетей. При этом, первые два типа создают условия для взаимодействия, а третий тип позволяет развернуть реальный обмен педагогическими идеями.
По мнению С. В. Тарасова, необходимость в создании сетевой формы взаимодействия всегда возникает при решении творческих инновационных задач, требующих объединения усилий разных образовательных учреждений и других организаций. Важным условием успешного сетевого взаимодействия является "психологическая совместимость", которую можно рассматривать как ориентацию на общие цели, поддержку общих принципов, позитивное отношение к самой идее сотрудничества, понимание ее ценности. Важно, чтобы сеть оставалась открытой для новых идей, подходов и участников. Образовательной сети, как и любой другой, необходимы способы распространения информации, обмена информацией (как с использованием сети интернет, так и через традиционные формы: публикации, конференции, круглые столы и т.д.)
Сеть создается на добровольной основе, удерживается за счет достижения каждым участником сети своих целей.
В связи с этим, начало сетевого взаимодействия связано с осознанием и формулировкой образовательным учреждением своих целей, существующих проблем, которые не позволяют выйти на новое качество образования. На этом же этапе необходимо провести анализ собственных ресурсов и определение их дефицитов для достижения поставленных целей и решения выявленных проблем.
На следующем этапе может быть осуществлен поиск положительного опыта, имеющегося у других образовательных учреждений по решению подобных проблем; поиск партнеров, взаимодействие с которыми позволит расширить возможности школы для достижения поставленных задач.
Следующим этапом может стать встреча - взаимодействие с будущими (потенциальными) партнерами - участниками сетевого взаимодействия. Наиболее трудной задачей на этом этапе является согласование интересов. Инициатор взаимодействия должен хорошо представлять не только те возможности, которые может предоставить им партнер, но и те возможности, которые могут получить другие участники сети от взаимной работы.
Создание сети предполагает момент общего целеполагания, согласования схемы взаимодействия, договоренности о результатах деятельности. При этом, вряд ли стоит сразу прорабатывать формальную сторону взаимодействия (разрабатывать идеальный договор, положения, локальные акты). Эта работа может вестись параллельно с содержательной работой по выстраиванию реального взаимодействия, которое, в свою очередь, может продемонстрировать, какие именно аспекты следует отразить в документах. Реальное взаимодействие может быть начато с простых форм встреч на базе разных образовательных учреждений. А.И.Адамский в качестве важнейшей характеристики сетевого взаимодействия выделяет "событие". С его точки зрения "событие"ориентировано на решение конкретной задачи, а инициируется оно "персонами" (конкретными людьми или целыми образовательными учреждениями), осознающими актуальную потребность в решении этой задачи.
Как бы хорошо ни были проработаны цели, задачи, механизмы сетевого взаимодействия, реальная работа начнется с конкретных мероприятий, прописанных в плане – графике, где будут указаны сроки и ответственные. Перечень конкретных мероприятий потребует в свою очередь, технически и технологически прорабатывать обеспечение сетевого взаимодействия: согласовать учебные планы, программы, расписание работ с тем, чтобы у членов сети была реальная возможность для использования дополнительных ресурсов.