Влияние течений на вымпельный ветер
Вымпельный ветер представляет наибольший интерес как сила, действующая на паруса и продвигающая яхту вперед. В следующей главе мы рассмотрим другие стороны этого вопроса, а сейчас покажем влияние скорости и направления течений на вымпельный ветер.
Вымпельный ветер возникает независимо от способа продвижения яхты: на буксире, под собственным парусом или из-за воздействия течений.
Возьмем, например, один из самых простых случаев: если ветер 6 узлов дует точно в направлении течения в 2 узла, то скорость относительно поверхности воды уменьшается до 4 узлов. Такова будет скорость любого плывущего по течению предмета.
Яхта, плывущая по ветру и течению с собственной скоростью 1 узел относительно воды, будет отступать от истинного ветра со скоростью 3 узла, при этом скорость вымпельного ветра уменьшится до 3 узлов. Это схематически показано на рис. 16.
Течение против ветра будет увеличивать скорость последнего, а течение по ветру — уменьшать. Таким образом, если яхта идет в галфвинд со скоростью 6 узлов на течении 2 узла точно в корму, то, как показано на рис. 17, из-за течения скорость перемещения яхты будет больше, а вымпельный ветер — круче и сильнее.
На первый взгляд, изменение направления (и скорости) вымпельного ветра (о чем можно судить по флажку на мачте) из-за течения может показаться несущественным. Однако это обстоятельство может иметь важное значение при выборе тактики, особенно при слабых ветрах, когда скорости ветра и течения мало отличаются друг от друга.
Рис. 16. Суммарное влияние течения и движения яхты на вымпельный ветер. | Рис. 17. Диаграмма вымпельного ветра при истинном ветре поперек течения и курса яхты. |
Течение в подветренный борт
Любому яхтсмену известно, как влияют течения на подветренный или наветренный борт яхты. Даже самые неопытные новички очень скоро узнают об этом важном явлении и начинают за ним наблюдать. Однако почему именно действие течения в подветренный борт дает преимущества и выгоды — не всегда правильно понимается.
Течение в подветренный борт помогает яхте, идущей в лавировку, по двум причинам. Прежде всего, конечно, потому, что корпус яхты поворачивает на ветер; течение точно в подветренный борт не будет сильно способствовать этому повороту, но будет существенно помогать, когда идет в скулу яхты. В любом случае разница между действием быстрого течения с подветренной и наветренной сторон весьма существенна, и важно, чтобы рулевой в нервозной обстановке парусных гонок при сильном дрейфе в тихую погоду сохранял хладнокровие; психологический фактор имеет здесь большое значение.
Вторая причина, на которую часто не обращают внимания, заключается в том, что, когда течение поворачивает яхту на ветер (хотя бы незначительно), скорость вымпельного ветра увеличивается, а только вымпельный ветер продвигает яхту вперед. Даже очень незначительное увеличение скорости вымпельного ветра может оказать существенное влияние на соревнования, происходящие в штилевую погоду.
Течение в наветренный борт
Если течение действует в наветренный борт, то корпус яхты будет поворачиваться под ветер, уменьшая таким образом силу воздействия вымпельного ветра на паруса.
Иногда при обсуждении тактики плавания против течения наблюдается характерное заблуждение. Считается, что плыть поперек течения, идущего по ветру в наветренный борт, невыгодно, так как течению подставлена большая горизонтальная площадь и оно толкает яхту под ветер. Полагается также, что при плавании строго против течения площадь, подставляемая течению, относительно мала, и поэтому яхта будет выталкиваться в направлении течения менее быстро. Утверждается даже, что в лавировку (при преодолении течения, идущего по ветру) для уменьшения воздействия течения на яхту выгодно частично поднять шверт.
Легко показать ошибочность такого утверждения; понятно и то, как оно могло возникнуть. Если представить, что течение (как говорилось в предыдущей главе) идет подобно ленте транспортера, то станет очевидно, что эта лента будет перемещать яхту с одинаковой скоростью независимо от ее ширины, расположения относительно течения и сопротивления потоку воды. Поплавки, океанские лайнеры и гоночные каноэ — все предметы перемещаются течением (если нет другой движущей силы) с одинаковой скоростью, все они расположены на одном и том же тянущем их конвейере.