Внутренние ресурсы формирования и реализации

Жизненных стратегий молодежи с ограниченными

Возможностями здоровья

Методологические основы исследования проблемы жизненного самоопределения заложил С.Л. Рубинштейн [8]. Он рассматривает жизненное самоопределение как процесс, в котором внешние причины жизненного выбора действуют, преломляясь через внутренние условия жизни и осмысления судьбы.

К.А. Абульханова-Славская [9] отмечает, что принципиальной стороной жизненной стратегии является вопрос соотнесения типа личности со способом жизни, в связи с чем выделяются два типа ресурсов реализации жизненных стратегий – внутренний и внешний. К внутреннему ресурсу относится степень активности личности в построении собственной жизни, а к внешнему – объективные требования социальной реальности.

Внутренним ресурсом личности является социальная и академическая активность. В соответствии с критерием личностной активности в среде молодых людей с ОВЗ можно выделить активных, уверенных в себе, способных адекватно реагировать на изменения социума и пассивных, бездействующих, ожидающих помощи со стороны. Активность личности в осуществлении её жизненной стратегии и проявляется как способность к оптимальному балансу между желаемым и необходимым, личным и социальным. Так, если в основе активности молодого человека с ограниченными возможностями здоровья лежит ответственность, то такой человек всегда сам стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения цели, подготовиться к преодолению трудностей, неудач. Тип личности с развитой инициативой находится в состоянии постоянного поиска, стремится к новому, а не удовлетворяется наличным, готовым, заданным.

В качестве личностного ресурса выступают оптимизм и пессимизм. Данные характеристики являются не просто самосознанием личности, а представляют разнонаправленную практическую ориентацию молодых людей с ОВЗ в повседневной деятельности. Экспериментально доказано, что оптимисты акцентируют свое внимание на положительной стороне жизненных изменений и желаемые цели рассматривают как достижимые, прилагая усилия для их реализации. Пессимисты уделяют больше внимания негативной стороне жизни, считая свои желания недостижимыми, и предпочитают не принимать каких-либо усилий.

Личностные ресурсы выступают в качестве внутреннего капитала молодого человека с ОВЗ. Р. Капелюшников [10] отмечает, что человеческие ресурсы являются формой капитала, потому что они являются источником будущих заработков или будущих удовлетворений, или того и другого вместе. Так в качестве основных личностных ресурсов молодежи с ОВЗ можно выделить следующие [11]:

- образовательный капитал (уровень образования);

- профессиональный капитал (самооценка профессионализма, дополненная востребованностью труда);

- информационно-культурный капитал (комбинация используемых возможностей развития этого ресурса: посещение театров, музеев и т.д., владение иностранным языком);

- капитал социальных связей (получение помощи при взаимодействии с социальными институтами, от друзей, знакомых в решении важных проблем).

В качестве определяющих могут выступать не только личностные ресурсы, но и направленность молодого человека с ОВЗ в процессе использования этих ресурсов. В психологической и социологической литературе встречается понятие локуса контроля, которое характеризует свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам. Это понятие введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году. Локус контроля называют также «локализацией контроля волевого усилия». Автором установлено, что принадлежность человека к тому или иному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразные характеристики его психики и поведения.

Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля». Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам называется «внутренний локус контроля». Внутренними факторами здесь являются усилия самого человека по преодолению трудностей, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, и т. п.

Молодые люди с ОВЗ, склонные к интернальной модели, признают свою персональную ответственность за собственный жизненный выбор и результаты своей деятельности, они более успешны в жизни, обладают большей уверенностью в себе и целеустремленностью, более независимы, уравновешены, контактны и доброжелательны. Им присуща моральная нормативность (следование правилам общества), доверчивость, сердечность, утонченность, развитая сила воли, богатое воображение. При необходимости принятия рискованных решений они незаменимы.

Экстерналы же, наоборот, предпочитают считать, что события жизни не следуют из их поступков, а происходят из-за сложившихся обстоятельств. В поведении они могут проявить себя как неуверенные, неуравновешенные, подозрительные, беспокойные и даже агрессивные люди. Они действуют на основе догматизма, авторитарности, в руководстве директивны и привержены негативным санкциям.

Молодые люди с разными локусами контроля отличаются друг от друга и по способу поиска информации об окружении. Оказывается, тот, кто ориентирован на интернальный локус контроля (берущие ответственность на себя), больше интересуется сведениями о возможных проблемах здоровья, чаще использует меры предосторожности для его сохранения или поправки. По данным ряда исследований, причины этого проистекают из раннего детского опыта, а именно, из поощрения родителями внимания к правильному питанию, гигиене, профилактике заболеваний и т. д. [12]

Фарес обнаружил, что интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию, но, когда им предоставляется возможность, стараются контролировать поведение других. Интерналам обычно нравятся люди, которыми они могут управлять, и не нравятся те, на кого они не могут повлиять [13].

Экстерналы чаще имеют проблемы психологического порядка, гораздо сильнее подвержены социальному воздействию, предоставляя возможность активно этим пользоваться интерналам, которым нравится управляемое ими самими окружение.

Таким образом, направленность локуса контроля является важным показателем в изучении жизненных стратегий молодёжи с ОВЗ, так как формирование и реализация жизненных планов и целей во многом зависит от внутренней направленности человека.

Формирование жизненных стратегий реализуется посредством механизмов идентификации. Идентификация стратегии жизни обеспечивается, с одной стороны, процессом отнесения к устоявшимся или референтным типам жизненных стратегий, сложившимся в данном культурном пространстве (типизация), а с другой, приданием стратегии жизни собственно индивидуального, неповторимого и уникального облика, выражающего в целом своеобразие и качественную определённость (индивидуализацией).

Индивидуализация означает переход от культурных и социальных ориентаций к индивидуально-субъективным (личным) ориентациям. Типизация, напротив, характеризует обратный переход от личных ориентаций к социальным и культурным ориентациям в процессе выбора жизненных стратегий.

Факторами формирования жизненных стратегий молодежи с ОВЗ являются учебная деятельность и особенности социального статуса. Это определяется, прежде всего, включением молодёжи в социально-экономическую деятельность общества посредством профессионализации учебной деятельности. В школьный период приоритетной жизненной стратегией является интеллектуальная ориентация, понимаемая как стремление к усвоению навыков умственной деятельности. В студенческий период происходит повышение статуса молодежи с ОВЗ, что связано с увеличением общественной значимости учебной деятельности. Приоритетные жизненные стратегии этого периода характеризуются наличием профессиональной ориентации, т.е. направленностью на получение в процессе учебной деятельности умений и навыков, необходимых для последующей работы по специальности.

Однако существуют и другие особенности формирования жизненных стратегий. Прежде всего, нельзя не учесть тот факт, что большое значение оказывают индивидуальные особенности личности молодого человека. Молодой человек с ограниченными возможностями занимает промежуточное положение в обществе между положением ребенка и положением взрослого. Он является взрослым в биологическом, но не всегда в социальном отношении. Из-за болезни молодые люди с ОВЗ задерживаются на ранних стадиях социализации. Исследователи отмечают, что в большинстве случаев жизненные планы молодых людей данной категории часто невозможно реализовать без внешне поддерживающих сил – различных социальных институтов и агентов.

Таким образом, стратегия жизни молодых людей с ОВЗ строится в соответствии с индивидуально-личностными особенностями, структурой активности, способом организации времени жизни, смысложизненной ориентации и т.п. Это позволяет определить стратегию жизни как сложившиеся и устоявшиеся формы и способы жизнедеятельности молодых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, благодаря чему они программируют свою жизнь, исходя из своих индивидуальных особенностей.

Наши рекомендации