Организация практики. Базы практики. Охрана труда и техника безопасности на практике
Летняя производственно-педагогическая практика бакалавров в загородных оздоровительных лагерях по направлению «Начальное образование» проводится на базе детских оздоровительных лагерей с круглосуточным режимом пребывания. Они должны соответствовать действующим нормативно-правовым, гигиеническим, санитарно-техническим нормам, условиям пожарной безопасности, ГОСТ, иметь минимально-техническую базу, обеспечивающую эффективную воспитательную и физкультурно-оздоровительную работу.
Летняя практика проводится в течение 3 недель на 3 курсе (6 семестр).
Организация педагогической практики в ДОЛ направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью с учетом специфической особенности воспитательной работы в детском оздоровительном лагере. В период прохождения летней практики студенты несут полную юридическую и нравственную ответственность за качество своей педагогической деятельности, за жизнь и здоровье воспитанников. Основным местом проведения летней педагогической практики являются загородные детские оздоровительные лагеря. В силу специфики своего функционирования они позволяют студентам-практикантам в короткие сроки весьма эффективно реализовывать программу практики.
Распределение студентов в загородные лагеря для прохождения практики осуществляется следующим способом: студенты самостоятельно ищут место своей будущей практики с учетом своих предпочтений, близости лагеря к месту проживания и т. п. Если нет возможности трудоустроиться в загородные детские лагеря при наличии уважительных причин, руководитель практики направляет студентов в городские пришкольные лагеря.
Основанием для направления студентов в ДОЛ является заключенный с начальником лагеря индивидуальный договор. При подготовке к практике студентам выдается направление для прохождения медицинской комиссии для получения допуска к работе. По результатам распределения студентов по местам прохождения практики издается приказ, в котором определяется продолжительность и сроки летней педагогической практики, лагеря, в которых будут работать практиканты.
По результатам летней педагогической практики студенты сдают зачет.
Педагогическая практика организуется в соответствии с:
− требованиями государственного образовательного стандарта к выпускникам университетов по специальностям 440301 «Начальное образование», 440301 «Дошкольное образование. − инструкцией по организации учебной и производственной практик студентов учреждения образования «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко».
− нормативно-правовой документацией, регулирующей деятельность ДОЛ
4. Структура и содержание летней производственной
(педагогической)практики
Общая трудоемкость производственной (педагогической) практики
составляет 4,5 зачетных единиц, 162 часа..
Разделы (этапы) практики | Виды деятельности | Формы текущего контроля |
1.Подготовительный этап. 1.1.Познакомиться с программой практики, целями, задачами. 1.2.Распределение по базам. 1.3.Разъяснение заданий. 1.4.Инструктаж по техникебезопасности 1.5.Самостоятельное изучение теоретического материала. | Участие в установочной конференции. Определение целей и задач практики; содержание заданий. Освоение теоретического материала по особенностям временного детского коллектива, основам организации летнего лагеря, культурно-творческой деятельности. Подготовка игротехник, упражнений. | Явка на установочную конференцию. В дневнике практики зафиксировать понятие «временной детский коллектив», понятие «КТД», краткое изложение основ организации летнего лагеря. Разработать примерный план работы с детским коллективом во время летней практики и приложить к отчёту. |
1 неделя | 2. Ознакомительный этап. 2.1. Знакомство с профессиональной деятельностью вожатого. 2.2.Знакомство с категорией детей, с которыми предстоит работать. | Выявить общие сведения об учреждении (кол-во воспитанников, вожатых и т.д., его структуру, состав специалистов, их обязанности, каковы основные проблемы учреждения. Определить направления работы, основные проблемы. Определить особенности группы детей (отряда), с которой предстоит работать. | Зафиксировать в дневнике: общие сведения о лагере (детской площадке), его (ее) структуре, основных направлениях деятельности, педагогических кадрах, их функциональных обязанностях; составить список детей со следующими основными сведениями (ФИО, год рождения, интересы, проблемы). |
3.Исследовательский этап. Исследование сплочённости коллектива. | Проведение и обработка методики на выявление исходного уровня сплоченности коллектива (на первой неделе практики). Проведение повторной диагностики с целью выявления динамики (на четвёртой неделе практики). | Результаты «Социометрической методики» приложить, составить социограмму, социоматрицу. | |
2-3 неделя | 4. Культурно-творческие мероприятия с отрядом. | Организация игровой деятельности детей: подготовить и провести с детьми различные игры: познавательные, развивающие, музыкальные, иммитационные, деловые, игры-упражнения. Организация оздоровительно-спортивной деятельности детей: разработать и провести спортивные игры и эстафеты в лагере, на местности. Организация трудовой деятельности детей: научить детей различным формам трудовой деятельности: дежурство в столовой, по лагерю, благоустройство территории, шефская помощь младшим отрядам; Организация художественно-творческой деятельности детей: подготовить и провести с детьми концерты, смотры, конкурсы, дни творчества, музыкальные фестивали, дискотеки. | Отразить в дневнике по практике типологию игр, описать содержание проведенных игр и ответную реакцию детей, их поведение по время игры. привести в дневнике результаты наблюдений о процессе усвоения ребенком основных трудовых навыков и навыков самообслуживания. |
5. Заключительный этап. 5.1.Обобщение полученных на практике результатов. 5.2. Подготовка к итоговой конференции. | Подвести итоги организации деятельности временного детского коллектива. Проанализировать выполнение задач, поставленных творческой программой работы отряда. В дневнике практики определить и оформить структуру и содержание деятельности педагога-психолога в условиях летнего отдыха детей и подростков. Подготовка отчета, тезисов. | Подготовка всех необходимых документов. Студент сдаёт папку с документацией практики на проверку курсовому руководителю факультета в первый день после выхода на занятия! Оставить методисту в 205 каб.4 корп. | |
6. Итоговая конференция. Проведение конференции (в течение 2-х недель после окончания практики) | Явка на итоговую конференцию. | Защита практики. Получение оценки. |
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике.
Осуществляется свободный доступ практикантов к библиотечным фондам и базам данных ВУЗа / отдельных кафедр, по содержанию программы практики. Практиканты обеспечиваются необходимым комплектом методических материалов (дневник, методические рекомендации по практике и др.).
В качестве обязательной документации, предъявляемой студентом курсовому руководителю практики по итогам практики, является:
1. Характеристика;
2. План-сетка практики;
3. Дневник практики;
4. Заключение по диагностике сплочённости коллектива (в сравнительном аспекте);
5. Конспекты занятий трудовой, игровой, художественно-творческой, спортивной деятельности детей (с самоанализом);
6. Cамоанализы проведенных мероприятий;
7. Анализ мероприятий наставником (учителем) с подписью самого конспекта мероприятия и оценкой по «5» бальной шкале;
8. Аналитический отчёт по практике;
9. Портфолио о результатах прохождения практики;
Требования к оформлению отчётных документов практики.
Титульный лист дневника практики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
„ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО”
(ЛНУ имени Тараса Шевченко)