Особенности организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Педагогический процесс обладает такими свойствами, как целенаправленность, структурированность, систематичность, разнообразность, индивидуальность. Поэтому двигательная деятельность в ДОО должна быть организована таким образом, чтобы включать в себя все эти свойства.

Построению двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно структурированность, поэтому в дошкольных организациях должна быть разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение всего учебного года.

Такая модель составляется в соответствии с основной образовательной программой, включает в себя формы двигательной деятельности и особенности ее организации по каждому возрастному периоду. Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, четко регламентируемый оптимальным двигательным режимом ДОО.

К особенностям организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста относятся следующие: увеличение физиологической нагрузки во время утренней гимнастики, физкультминуток, НОД, прогулки и других форм работы. Увеличение объема и интенсивности общеразвивающих упражнений необходимо потому, что у детей 6-7 лет снижается двигательная активность в течение дня из-за увеличения умственных нагрузок, проходящих для ребенка в статичных позах, что приводит к дисбалансу разных сменяемых видов деятельности. Еще одной причиной увеличения двигательной активности служит то, что по многим комплексным исследованиям детей было выявлено, что многие функциональные возможности организма находятся на уровне ниже среднего. Например, в исследованиях М. А. Руновой было выявлено, что у многих детей 6-7 лет (более 30%) показатели мышечной силы кистей рук ниже средних возрастно-половых нормативов. (М А Рунова ДА реб-ка в ДС Истоки) Нам известно, что развитие кистей рук напрямую зависят от интеллектуального развития детей, моторики, овладения письменной речью и так далее. Это еще раз подтверждает необходимость организации индивидуально-дифференцированного подхода в физическом развитии детей 6-7 лет разного пола, чтобы развивать качества ребенка.

При организации двигательной деятельности важным является то, как ребенок соблюдает исходное положение, четко выполняет промежуточные и конечные позы, как соответствуют выполнение движений заданному темпу. Поэтому объяснения и указания педагога должны быть краткими, понятными, точными, нацеленными на качественное выполнение упражнений. Формирование двигательных навыков происходит значительно быстрее, если упражнение повторяется многократно с небольшими перерывами. Необходимо донести детям о осмысленном отношении к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их заявленному образцу. Особенно это важно при освноении детьми новых сложных двигательных действий: прыжков в длину и высоту с разбега, метания, забрасывания и др. Известно, что развивать двигательные качества можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений. Обучение детей двигательным навыкам в ходьбе, беге, тесно связаны с развитием у них быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, так как при выполнении любого упражнения в той или иной мере проявляются все основные двигательные качества.

При составлении модели двигательного режима педагогу стоит регулировать нагрузку на ребенка с учетом его пола и индивидуальных особенностей, поддерживать интерес к спорту, оздоровлению собственного организма посредством формирования элементарных валеологических представлений. Чем раньше у ребенка начнет формироваться представление о строении тела человека, основах и важности правильного питания, режима отдыха, о пользе зарядки, закаливаний, тем раньше он приобщится к здоровому образу жизни, пониманию себя как мальчика или девочки.

Важно отразить цель, задачи, содержание и условия педагогической работы в возрастной группе, виды НОД и формы работы, включающие в себя двигательную деятельность, педагогические приёмы, уровни или показатели усвоения детьми поставленных целей и задач.

Модель двигательного режима должна включать только те формы, методы и приемы, которые соответствуют возрастным особенностям детей.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отмечает, что в области «Физического развития» ребенок приобретает и накапливает опыт в разных видах деятельности, в том числе двигательной, которая отвечает всем условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

Двигательная деятельность насыщает весь образовательный процесс в разных формах, способствуя физическому, умственному, психологическому развитию каждого ребенка.

Традиционно сложилось, что «Физкультура – это урок, на котором готовятся будущие защитники Родины». (В Зайцева Такие разные дети –см телефон фото) Нужно понимать, что данная идея устарела, что сейчас модель воспитания нацелена на то, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого ребенка. Поэтому педагогу стоит не забывать, что ребенок не должен и не обязан соответствовать нормативам, приписанным к его возрастной группе. Двигательная деятельность должна носить характер оздоровления, развития качеств, поддержки интереса к спорту, общения друг с другом.

При некомпетентной организации двигательной активности детей дошкольного возраста в организме ребенка могут нарушиться многие функции, например, регуляция деятельности сердечнососудистой системы, обмен веществ, нарушение осанки и плоскостопие и так далее. В возрасте 6-7 лет ребенок активно развивается, в том числе у мальчиков и девочек развитие протекает с разной скоростью, сопровождается особенностями, свойственными определенному полу, формируются индивидуально-типологические свойства. Педагог, организующий двигательную деятельность детей должен об этом помнить, учитывать, выстраивая педагогический процесс.

Педагогу необходимо насыщать двигательную деятельность детей таким образом, чтобы учитывались их индивидуальные особенности, их интересы, были созданы условия для выбора, поддержка инициативности, созданы условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми разного пола, от педагога шло доброжелательное отношение, мотивация и поддержка каждого ребенка.


Наши рекомендации