В развитии ребенка дошкольного возраста

Для полного понимания значимости двигательной активности в развитии ребенка необходимо раскрытия сущности понятий «двигательная активность» и «развитие».

Исследуя данное направление, мы нашли несколько определений значения «развития». Большинство психологов до начала ХХ века рассматривали процесс развития ребенка как процесс созревания.

Развитие – изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека. (http://lomonpansion.com/files/ustu280.pdf)

Гармоничное развитие человека – соответствие и согласованность в формировании и развитии различных человеческих качеств, обеспечивающих органичное единство разума, воли и чувств; соразмерное развитие физических и духовных сил человека, стройное сочетание различных сторон и функций его сознания, поведения и деятельности. (1) (http://lomonpansion.com/files/ustu280.pdf)

Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития.

В развитии и формировании личности большое значение имеет двигательная активность, которую Н.А. Бернштейн, Г. Шеперд трактуют как кинетический фактор, во многом определяющий развитие организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной информацией. Наиболее распространенным определением двигательной активности является любое движение тела, обусловленное сокращением скелетных мышц и приводящее к затратам энергии.

Многие педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, акцентируют внимание на том, что двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

К старшему дошкольному возрасту двигательная активность во многом ограничивается образовательными условиями ДОО и семьи: увеличивается продолжительность НОД с доминированием статических поз, дети часто заняты конструированием, рисованием, настольными играми; характерно долгое времяпровождения у компьютера, телевизора. Поэтому так велика роль целенаправленной организации двигательной деятельности детей, которая может быть реализована путём обеспечения рационального уровня двигательной активности.

Насыщение деятельности детей в ДОО двигательной активностью также регламентирует ФГОС ДО и СанПиН. Согласно ФГОС, содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач: сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности; построение образовательного процесса на основе игры как основного видах деятельности дошкольника.

Двигательный режим включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей. Ст. 12.2 СанПин «двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста и времени года».

При организации двигательного режима необходимо выполнять следующие требования:

1. Общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 50% периода бодрствования, при этом 85-90% - средней и малой интенсивности, 10-15% - большой. Выполнение этих требований обеспечивает предупреждение утомляемости ребенка на протяжении всего дня, создаёт условия для правильного физического развития.

2. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно-эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных организаций, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов; до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.

3. Объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности должен составлять 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей.

4. За время пребывания ребенка в ДОО использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма детей.

5. Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, групповых помещений, спортивных и прогулочных площадок в соответствии с возрастом.

6. Содержанием двигательного режима является двигательная деятельность разнообразная по составу движений и физическим упражнениям. Периоды двигательной активности чередуются со «спокойными» видами деятельности.

7. Определенная часть двигательного режима, в которую входят физические упражнения и специально подобранные упражнения для формирования систем и функций организма (коррекционная работа), проходит через индивидуальные и специально организационные формы работы.

8. Каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно по собственному желанию, а не по принуждению.

9. Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед непосредственно-образовательной деятельностью, требующей от детей умственной нагрузки.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) определены ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в области физического развития: у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Цель педагогов ДОО - создание всех необходимых условий для реализации данной задачи, учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей, оптимальный двигательный режим, которому свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация, систематичность.


Наши рекомендации