Понятие педагогической технологии
Деятельность современного преподавателя колледжа сопровождается постоянными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Ему приходится участвовать в разработке различных вариантов содержания образования, искать средства повышения эффективности различных образовательных структур, самостоятельно моделировать педагогический процесс в рамках собственной дисциплины. Поэтому ему важно ориентироваться в вопросах организации и построения педагогической технологии.
Технология (от греч. te'chne — искусство, мастерство, умение) — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала, осуществляемых в процессе производства.
В общепринятом употреблении понятие «технология» связывается с совокупностью операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности для достижения поставленных целей. В содержание этого понятия вкладывается идея о необходимости упорядочения процессов и состояний в различных системах[6].
Смысл и назначение любой технологии — оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения результата. Использование технологий — это главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, повысить его эффективность.
Любая технология представляет собой единство стереотипных и творческих действий, однако их соотношение в разных видах технологий различно. Технология жестко прописывает последовательность отдельных шагов деятельности. Технология привязана к данному конкретному виду деятельности. Технология конкретна, она требует точного повторения деятельности.
Понятие «технология» изначально было связано с процессом материального производства, однако постепенно этот термин стал обслуживать и другие сферы деятельности людей, поэтому на протяжении всей человеческой цивилизации наряду с промышленными технологиями использовались и социальные технологии: ведь людям нужно было управлять своими общественными делами, передавать накопленные знания и информацию от поколения к поколению. При этом в ход шли технологии, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологиза-ции — могли быть освоены интуитивно, эмпирически. Постепенно с расширением производства, увеличением объема эмпирических знаний возникла необходимость расчленения этого процесса на отдельные элементы, операции, этапы. Выделилась и основная задача технологии как процесса: как сделать и какими средствами? Что надо получить?
Термин «технологии» в области образования имеет тенденцию к расширению: от обозначения технических средств, применяемых в целях образования (обучения), к обозначению процесса постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется оперативной обратной связью вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм.
Педагогическая технология — это систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих, технологических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наиболее эффективной формы образования.
Термин технология применительно к области образования прошел довольно большой эволюционный путь развития. В дидактике употребляется система терминов: «образовательные технологии», «технологии в образовании», «технологии обучения».
Так, с точки зрения обобщения словосочетание «технология образования», или «образовательная технология», обладает более широким спектром смыслов и может включать в себя и «технологию воспитания», и «технологию развития», и «технологию обучения». Например, технология обучения трактуется как система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету; как инструментарий достижения целей обучения; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения; система способов и средств достижения целей управления процессом обучения.
Термин «педагогическая технология» в отечественной педагогической практике стал часто употребляться в 20-е гг. XX в. Однако впервые в отечественной педагогической литературе термин «технология» был использован в 20-е гг. XVIII в. Федором Поликарповым — «справщиком», а позже директором Московского печатного двора, автором ряда учебных книг. Среди них были такие, как «Славяно-греко-латинский лексикон» (1704), «Технология» (1725). Этот же термин он использует в приложении к третьему изданию широкоизвестной грамматики М.Смотринского (1721). Концепция грамматики как искусства и ремесла (технологии) подразумевала систему определений, орудий, принципов и др.
Термин educational technology (педагогическая технология) появился на страницах зарубежной печати в начале 60-х гг. прошлого века. Он используется и в названиях ряда педагогических журналов: «Педагогическая технология» (США, издается с 1961 г.), «Педагогическая технология и программированное обучение» (Англия, с 1964 г.), «Педагогическая технология» (Япония, с 1965 г.); в Италии одноименный журнал выпускается с 1971 г. ЮНЕСКО выпускает специальную серию «Educational technology* в Бюллетене Международного бюро по образованию.
Разработкой вопросов педагогической технологии занимаются и специальные учреждения. В Англии в этих целях в 1967 г. был создан Национальный совет по педагогической технологии. В США педагогическая технология развивается как фундаментальная область исследования: Национальный институт образования направляет и координирует работу 9 научно-исследовательских центров, занимающихся в числе прочих исследованиями в этой области. Ряд университетов и колледжей готовят специалистов по педагогической технологии на соответствующих факультетах; крупные вузы США осуществляют подготовку директоров и кандидатов наук по педагогической технологии.
Налаживаются международные контакты ученых в этой области. Создана Ассоциация по педагогическим связям и технологии — АЕСТ (Association for Educational Communications and Technology, Washington). Основные направления ее деятельности:
— проведение местных и региональных конференций;
— работа технического центра;
— расширение международных связей, проведение международных симпозиумов;
— публикации;
— дотации и контакты.
Функционируют два крупных научных центра педагогической технологии: в Канаде (Квебек) — The Department of Educational Science, University Laval; в Венгрии (Будапешт) — The National Center for Educational Technology.
Задача технологии как науки — выявление закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.
Приблизительно до 1960 г. в области обучения господствовала «физическая (материалистическая) научная концепция педагогической технологии» (Physical science of instructional technology, Ситлер, 1968). Согласно Ситлеру, «...эта концепция рассматривает различные средства обучения и тяготеет к увеличению эффективности использования средств и процедур, а не индивидуальных особенностей обучающихся или отбору дидактического содержания». Это был расцвет аудиовизуального периода. Заметим, что медиасредства обучения представляют собой довольно широкое понятие, охватывающее как технические установки и аппаратуру, так и используемые с их помощью учебные материалы.
Первоначально термин «технология обучения» связывался лишь с применением в нем ТСО и средств программного обучения.
Для середины 1950-х гг. было характерно развитие теории коммуникации, которая утверждала, и не без основания, что средства обучения не используются изолированно, а являются элементами сложного процесса коммуникации, включая источник (педагог), послание (урок), воспринимающего информацию (студент) и широкое разнообразие факторов, влияющих на каждый из них. Под влиянием этого представления в 60 —70-х гг. XX в. понятие «технология обучения» стало трактоваться шире: в него включили новые научные подходы к анализу и организации учебного процесса, поэтому в употребление вошел еще и термин «технология учебного процесса».
Еще одно понимание термина «технология обучения», объединяя первые два, существенно дополняет их. Его принципиальное отличие от них состоит в том, что оно представляет собой системный подход к построению учебного процесса, согласно которому рассмотрению подвергаются не отдельные элементы учебного процесса, не отдельные технические средства, взятые изолированно, а их место и функции в системе обучения.
В образовательной практике понятие «педагогическая технология» употребляется на трех соподчинительных уровнях:
общепедагогическом, когда имеют в виду целостную педагогическую систему и термин «педагогическая технология» выступает синонимом этого педагогического явления (например, педагогическая технология подготовки воспитателей в педагогическом колледже; педагогическая технология частной школы, дошкольного учреждения; образовательная технология школ Подмосковья и т.д.);
частнометодическом, когда отождествляются понятия «технология» и «частная методика» применительно к работе одного преподавателя в рамках одного предмета (например, технология преподавания педагогов-новаторов; педагогическая технология развивающего, проблемного обучения и т.д.);
локальном, когда имеют в виду отдельные части в рамках конкретного предмета или учебно-воспитательного процесса (например, технология контроля знаний учащихся; технология нетрадиционных видов учебных занятий и т.д.).
Современная интерпретация понятия «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:
- научным, поскольку педагогическая технология — это часть науки, занимающаяся разработкой целей, задач, содержания, методов и проектирующая педагогические процессы;
- процессуально-описательным, потому что описывает алгоритм процессов, совокупность целей, содержания, методов, средств для достижения желаемого результата;
- процессуально-действенным, так как способствует осуществлению педагогического процесса в сочетании личностных, инструментальных и методологических средств.
Педагогическая технология как определенная научная категория имеет определенные ключевые характеристики. Так, педагогическая технология представляет собой и средство гарантированного достижения целей обучения; и организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс; и содержательную технику реализации учебного процесса; и описание процесса достижения планируемых результатов обучения; и проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике.
Педагогическая технология обладает рядом специфических особенностей. Перечислим их последовательно.
Во-первых, педагогическая технология обладает научностью, т. е. методологическим и теоретическим обоснованием процессов, с которыми она имеет дело и благодаря чему способна вызывать к жизни новые процессы, охватывать гораздо больший диапазон этих процессов.
Во-вторых, она обладает целостностью структуры развития и обучения студентов с четким выделением основных линий и уровня сформированности ведущих компонентов учебной деятельности.
В-третьих, ей присущи согласованность содержания и характера учебной предметной деятельности студентов.
В-четвертых, это структурированность и оптимизация системы учебных занятий по определенным темам дисциплины.
В-пятых, педагогические технологии относятся к разряду социальных технологий, направлены на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций только в определенной и незначительной мере может быть сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода.
В-шестых, в отличие от методических разработок учебного занятия, ориентированных на преподавателя, педагогические технологии, направленные на обучаемых, предполагают обеспечение успеха и усвоения знаний за счет их собственной деятельности.
Смысл педагогических технологий заключается в предварительном проектировании процесса обучения с учетом дидактических целей и требуемого уровня усвоения студентами знаний с последующим воспроизведением на учебном занятии.
В самом общем плане педагогическая технология является средством модернизации дидактической системы, четко определяя цели обучения (почему и для чего?); содержание обучения (что?); организацию учебного процесса (как?); методы и средства обучения (с помощью чего?); методы диагностики уровня усвоения учебного материала и методы оценки достигаемых результатов обучения (так ли?) с учетом имеющегося у преподавателя уровня квалификации.
В структуре педагогической диагностики можно выделить несколько блоков: блок методологический, включающий в себя цели, концептуальные основы, содержание технологии; блок организации деятельности студентов, предполагающий подбор методов, средств, форм обучения, наиболее эффективных для данной технологии с учетом самостоятельности студентов в добывании знаний; блок контроля качества усвоения материала, представленный набором заданий для проведения разных видов контроля; блок диагностический, включающий в себя методики для диагностики уровня усвоения учебного материала, причин отставания студентов, степени их развития, а также методики для организации обратной связи; блок деятельности преподавателя, в котором отражается учебно-методическое обеспечение технологии в виде рабочей программы дисциплины, учебных пособий, методических разработок преподавателя, системы методов преподавания, стратегии и тактики педагогического взаимодействия преподавателя со студентами.
Главным в педагогической технологии является перевод интеллектуальной информации на язык практических нормативов[7].
Выбор педагогических технологий определяет цели обучения, требуемый уровень усвоения знаний и умений, квалификацию преподавателя и базовую подготовку студентов.
Любая педагогическая технология должна соответствовать ряду требований.
Во-первых, она должна отвечать таким принципам, как:
концептуальность, т.е. должна быть опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование образовательных целей;
системность, Т.е. целостность, взаимосвязь частей и логика процесса;
управляемость, предполагающая возможность диагностичного иелеполагания, планирования, проектирования, диагностирования процесса обучения, коррекции с целью достижения результатов;
эффективность по результатам и оптимальность по затратам;
воспроизводимость, т.е. возможность повторения, применения в иных условиях;
новизна предлагаемой педагогической технологии (ПТ);
конкретность иелеполагания и соответствие модели ПТ социальному заказу; v
воспроизводимость педагогических результатов технологии;
свобода, т.е. легкость и доказуемость диагностирования ПТ;
генерализация образования. Этот принцип заслуживает особого внимания среди всех вышеперечисленных. В рамках интенсификации процесса обучения при внесении в него новых, прогрессивных, эффективных средств и методов учебной деятельности генерализация содержания учебного материала означает его логическое структурирование, конкретизацию цели обучения, использование тематического планирования и др.
Во-вторых, современная технология обучения должна обязательно иметь четкую структуру построения: как развитие по горизонтали, так и (в зависимости от времени обучения) развитие по вертикали. Управляемость системы в данном случае обусловлена расчлененностью процесса обучения, координированностью и взаимосвязанностью отдельных этапов, методов обучения, исходя из достижения конечной цели подготовки специалистов.
В-третьих, педагогическая технология должна обладать определенной степенью цикличности и замкнутостью. Это требование исходит из того, что технология основана на применении различных методов обучения, которые по мере усиления их действия на студентов как по горизонтали (в процессе одного уровня, т. е. курса), так и по вертикали (от курса к курсу) позволяют оценить и степень адаптации, и качества внедрения тех или иных методов обучения применительно к данной технологии. Также наличие в технологии определенной цикличности позволяет рассматривать процесс образования и самообразования студентов в единстве на основе четко спланированной учебной работы.
В-четвертых, эффективность педагогической технологии определяется единством требований к качеству подготовки специалистов на всех ее этапах. Это относится не только к качеству преподавания, но и к отработке межпредметных связей и общей организации учебного процесса. Данный признак технологии не отрицает творческой инициативы преподавателя и студента, но во многом определяет рост уровня требований к качеству обучения.
Основанием построения педагогической технологии является технологический подход.
Технологический подход заставляет строить педагогический процесс по определенной логике с учетом находок педагогов, выстроенных в определенный алгоритм действий. Технологический подход позволяет каждому педагогу при определенной подготовке стать разработчиком собственной технологии.
Объектами технологизации в образовательной деятельности выступают цели, содержание, организационные формы восприятия, переработки и представления информации; взаимодействие субъектов образовательной деятельности; процедуры их личност-но-профессионального поведения, самоуправления и творческого развития.
Продуктами технологизации образовательного процесса становятся личностные и социально значимые алгоритмы и стереотипы поведения, которые создают платформу для успешности, конкурентоспособности личности студента в будущем.
Цели технологизации образования — полная управляемость учебного процесса, получение стабильного результата, исключение недостатков, вызванных влиянием субъективного фактора в педагогической деятельности. Здесь следует оговориться, что управляемость-учебным процессом не исключает процесса развития творческих возможностей обучаемых, поскольку технологический инвариант существует в любой сфере творческой деятельности: ведь в процессе творческого акта присутствует не только интуиция и импровизация, но и перебор всех возможных вариантов решения педагогической проблемы, существующих в передовом педагогическом опыте.
Процесс технологизации связан с тремя этапами профессионализма педагога: этапом «индивидуального мастерства», этапом «техники», этапом «технологии». На определенном этапе профессиональной деятельности у педагога возникает потребность обобщить свой опыт, передать его окружающим, утвердиться в эффективности своей работы, поэтому наработки педагога постепенно обретают форму своеобразной авторской технологии, так как отбирается только то, что целесообразно дополняет, расширяет, обогащает методический инструментарий деятельности педагога и приносит ощутимый результат. Овеществлением педагогической технологии становится конкретный дидактический модуль в виде конкретной дисциплины, в рамках которой педагог создает проект учебного процесса применительно к отдельной теме или разделу курса. Следует заметить, что преподаватель конкретной дисциплины находится или на уровне частнометодическом, или на локальном уровне и что его технология — это конкретная технология обучения, поскольку она связана с реальной практикой обучения.
В основе конструирования технологий лежат следующие положения:
— единство методологии преподавателей всех дисциплин, осуществляющих подготовку по данной специальности;
— применение системно-деятельностного подхода в обучении, позволяющего перейти от пассивных репродуктивных методов к активным методам обучения;
— разработка программ деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой, отражающей личностные, специальные и профессиональные требования к подготовке специалистов нового поколения;
— применение системы инвариантов, позволяющей независимо от специфики конкретных дисциплин использовать единую методологию класса задач, относящихся к различным процессам и явлениям;
— единство требований к качеству подготовки специалистов на всех этапах технологии обучения, базирующегося на такой (например, рейтинговой) системе контроля качества обучения, позволяющей обеспечить непрерывность работы студента над учебным материалом и стимулировать процессы добывания знаний;
— учет психолого-педагогических основ обучения как отражение принципа гуманизации подготовки специалистов;
— внедрение форм активного обучения, базирующихся на самостоятельной деятельности студентов.
Таким образом, технология обучения представляет возможность для творческой реализации, распространения и использования в практической работе колледжей методического опыта преподавателя, его методических инноваций и методической системы обучения с четко сформулированными и структурированными компонентами, что в свою очередь оказывает влияние на проектирование нового содержания среднего профессионального образования.
11.2. Классификация основных образовательных технологий
В классификации образовательных технологий в настоящее время нет единого подхода. Например, в качестве критериев при классификации используются философская основа, концепция усвоения, организационные формы, тип управления познавательной деятельностью, предметная среда, методы и средства обучения, организация учебного процесса и т.д.
По классификации в соответствии с используемыми средствами обучения и уровнями реализации содержания обучения педагогические технологии могут быть разделены на технологии занятия или завершенного цикла занятий; технологии предмета; технологию полного обучения.
Если взять за основу комплекс критериев, то педагогические технологии можно классифицировать следующим образом:
по направленности действия: личностно-развиваю-щие, профессионально-ориентированные;
по целям обучения: получения знаний, формирования профессиональных качеств личности;
по предметной среде: гуманитарные, социально-экономические, технические, технология специальных дисциплин;
по применяемым техническим средствам: аудиовизуальные, информационные, телекоммуникационные;
по организации учебного п р о ц е с с а: технологии индивидуального обучения, технология коллективного способа обучения и т.д.
Как критерий рассматривают дидактические теории, на которых базируется технология обучения, поэтому говорят о технологии проблемного, модульного, программированного, развивающего, контекстного, дифференцированного обучения.
В качестве критерия выступает триада «методология-стратегия— тактика». В соответствии с действием компонентов обозначенной цепочки педагогические технологии могут быть классифицированы как методологические, стратегические, тактические. Дадим краткую характеристику каждой.
Методологические образовательные технологии выступают на уровне педагогических теорий, концепций, подходов в качестве интегральных моделей обучения. Базисные концепции, лежащие в основе технологий методологического уровня, по-разному объясняют сущность образовательного процесса и способы его построения. Примером таких технологий служат теория поэтапного формирования умственных действий Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина; теория программированного обучения В. П. Беспалько, Н.Ф.Талызиной; теория проблемного обучения М.И.Махмутова, А. М. Матюшкина, М. Н.Скаткина; теория развивающего обучения В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и другие.
Стратегические образовательные технологии выступают на уровне организационной формы взаимодействия; они ориентированы на один параметр образовательного процесса и являются способом достижения стратегических целей.
Тактические образовательные технологии выступают на уровне методики и/или метода обучения, приема и представляют собой конкретный способ достижения тактических целей образования в рамках определенной стратегической технологии.
Перечисленные выше группы технологий соотносятся с моти-вационными, деятельностными технологиями управления. Обосновать это можно следующим образом. Любая педагогическая технология направлена на реализацию педагогического процесса, в структуру которого входят такие компоненты, как мотивация, собственно познавательная деятельность обучающегося, управление этой познавательной деятельностью со стороны педагога. Мотивационные технологии призваны решить проблемы снятия эмоциональной напряженности в процессе обучения, создания атмосферы положительного эмоционального настроя на деятельность, ориентации на практический смысл изучения учебного материала, на конкретную профессиональную деятельность, повышение оценки личности в глазах окружающих. Фактически это означает, что мотивационные педагогические технологии направлены на обеспечение условий для познавательно-профессиональной деятельности, которая позволяет формировать устойчивый интерес к профессии, превращает заданные цели деятельности во внутренние потребности личности, помогает студенту быстро включиться в профессиональную учебно-познавательную деятельность без длительного вживания в работу. Поддержание активной познавательной деятельности зависит от ее организации на основе принципов посильности, доступности, от условий, обеспечивающих оптимальность педагогического общения, индивидуальный подход к учащимся, повышение их самооценки, ориентирующих студентов на практический смысл учебного материала и конкретную профессиональную деятельность. Если в последующей деятельности эти условия не будут соблюдены, то мотивация может стать неустойчивой.
Деятельноетные педагогические технологии обеспечивают результативность профессиональной подготовки, которая зависит от того, активную или пассивную позицию в процессе овладения профессией занимает обучаемый, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике. Поэтому при формировании профессиональных знаний и умений необходимо организовать непосредственную деятельность самих студентов — как репродуктивную, так и продуктивную — в зависимости от способа использования имеющейся информации для решения возникающих задач.
При репродуктивной деятельности информация воспроизводится в различных сочетаниях: от буквальной копии и пересказа до свободного воспроизведения и применения в типовых ситуациях.
В любом виде деятельности по-разному проявляется познавательная самостоятельность: от репродуктивной — к ориентированности на критическое осмысление, сознательное и прочное запоминание учебного материала и выработку умений, на осознание алгоритмов деятельности, а далее к продуктивной деятельности. Каждый уровень предполагает решение студентами и преподавателями определенной системы задач, определяет степень овладения профессиональными знаниями и умениями, имеет свои организационные формы и методы обучения и соответственно им учебно-познавательные задания.
Педагогические технологии управления обусловлены особенностями усвоения студентами профессиональных знаний, их умениями, навыками, поскольку только наличие хорошей мотивации учения и организации профессиональной учебно-познавательной деятельности соответственно целям обучения еще не гарантирует достижения учащимися планируемых результатов обучения. Эффективность этого процесса будет достигнута только при правильном выборе способа организации его управления.
Самая подробная классификация (Г.К.Селевко) разделяет педагогические технологии на 11 классов, каждый из которых отличается от другого сущностными и инструментарными свойствами (целевой ориентацией, характером взаимодействия педагога и обучаемых, организацией обучения).
По уровню применения педагогические технологии разделяются на общепедагогические; частнометодические; локальные. Например, локальной считается технология отдельных видов учебной деятельности студентов (технология учебного занятия, самостоятельной деятельности и т.д.), а частнометодической, или предметной, станет технология обучения истории, литературы, т.е. того предмета, который ведет преподаватель. Данный вид технологии часто носит оттенок авторской.
По философской основе технологии бывают материалистские и идеалистические; диалектические и метафизические; научные и религиозные; гуманистические и антигуманистические и т.д.
По ведущему фактору психического развития - это биогенные; социогенные; психогенные; идеалистические технологии.
По научной концепции усвоения опыта — ассоциативно-рефлекторные; бихевиористские; гештальттехнологии; интериоризаторской, развивающей технологии; нейролингвисти-ческого программирования и т.д.
По ориентации на личностные структуры — информационные; построенные на формировании знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся; ориентированные на формирование способов умственных действий (СУД); технологии саморазвития, позволяющие формировать самоуправляющие механизмы личности (СУМ), и т.д.
По характеру содержания и структуры технологии бывают обучающие и воспитательные; светские и религиозные; общеобразовательные и профессионально-ориентированные; комплексные или политехнологии и т.д.
По типу организации и управления познавательной деятельностью технологией считают традиционную классическую классно-урочную систему; технологию группового и технологию коллективного способов обучения; программированное обучение и т.д.
По отношению к обучаемому (ребенку, учащемуся школы, студенту) со стороны взрослых это авторитарные, личностно ориентированные технологии в разнообразных модификациях (гуманно-личностные; технология сотрудничества; технология свободного воспитания).
По способу, методу и средству обучения говорят о технологиях репродуктивных, объяснительно-иллюстративных; технологиях развивающего обучения, проблемного обучения, программированного обучения, саморазвивающего обучения; о коммуникативных, игровых технологиях.
По категории обучающихся;.массовая, традиционная технология школьного обучения; технология обучения одаренных детей; технология компенсирующего обучения и т.д.
По направлению модернизации существующей традиционной системы обучения классификация педагогических технологий выглядит следующим образом: в чистом виде данные технологии используются редко, чаще всего, чтобы реализовать цели модернизации реформирования системы обучения, используется некая полидидактическая технология, одной из составляющих которой является монотехнология. Так, технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений включают в себя гуманно-личностную технологию Ш.ААмонашвили, педагогику сотрудничества и т.д. А альтернативные технологии — это вальдорфская педагогика; примером технологий на основе эффективности организации и управления процессом обучения можно назвать технологию индивидуального обучения, дифференцированного обучения, информационные технологии и т.д.
Как видно из описания предложенных в этой классификации технологий, одна и та же технология может одновременно принадлежать к нескольким классам технологий, поэтому более простая классификация разделяет все существующие педагогические технологии на две большие группы: традиционные технологии и инновационные технологии. Остановимся на такой классификации и разберем суть таких педагогических технологий, как технология программированного, проблемного, развивающего, контекстного, модульного, дистанционного обучения.