Карта оценки сформированности профессиональных умений и навыков магистранта
________________________________________________________________________________
(ФИО),
проходившего(ей) практику в _____ ________________
Оцените, пожалуйста, в баллах (0,1,2,3,) верность серии утверждений и дополните ряд незаконченных предложений. Если по тому или иному пункту следует еще что-либо отметить, воспользуйтесь колонкой «Примечания» (можно продолжить на обратной стороне листа).
№ п/п | Утверждения | Баллы | Примечания |
1. | 0 1 2 3 | ||
2. | Грамотно составил(а) план работы на период практики | 0 1 2 3 | |
3. | Грамотно сформулировал(а) цель и задачи учебных занятий (лекций) | 0 1 2 3 | |
4. | Умеет анализировать просмотренное учебное занятие (предложенный образец публичной лекции) | 0 1 2 3 | |
5. | Умеет проектировать лекции | 0 1 2 3 | |
6. | Умеет организовывать учебно-познавательную деятельность слушателей | 0 1 2 3 | |
7. | Умеет анализировать собственную деятельность | 0 1 2 3 | |
8. | Умеет анализировать просмотренные учебные занятия, проведенные студентом-магистрантом из своей учебной группы (перекрёстный анализ) | ||
9. | Быстро вошел(ла) в контакт с аудиториий | 0 1 2 3 | |
10. | Умеет общаться с аудиторией: верно выбирает интонацию в общении, владеет мимикой и жестами | 0 1 2 3 | |
11. | Умеет организовывать пространство, оптимальную дистанцию | 0 1 2 3 | |
12. | Владеет собой | 0 1 2 3 | |
13. | Умеет активизировать учебно-познавательную деятельность педагогов | 0 1 2 3 | |
14. | Успешно решает на учебном занятии образовательные задачи | 0 1 2 3 | |
15. | Умеет осуществлять обратную связь с аудиторией | 0 1 2 3 | |
16. | Умеет грамотно оформлять материалы практики | 0 1 2 3 | |
17. | На учебном занятии в полной мере реализует принципы обучения: n научности n связи с жизнью n систематичности и последовательности n наглядности n доступности и посильности n учета возрастных и индивидуальных особенностей n сознательности и активности | 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 |
18. Считаю необходимым особо отметить личностные и профессиональные качества практиканта __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Групповой руководитель:
Дата:
Приложение 11.
Структура методической карты учебного занятия
Тема __________________________________________________________________
Цель и задачи лекции ___________________________________________
Ход учебного занятия (лекции) | Содержание учебного материала | Методы обучения | Средства обучения | Ориентировочная дозировка времени | |
Вводная | План изложения: 1. 2. 3. | ||||
Основная | |||||
Заключительная |
Список используемой литературы.
Приложение 12.
Схема анализа лекции 1
Оценка качества лекции
Во многих случаях возникает необходимость оценить качество лекции. Специально выделенные для оценки вопросы могут помочь преподавателю самому дать оценку своей лекции как в целях ее совершенствования, так и в отдельных случаях для выявления причин потери интереса слушателей. Подобные вопросы полезны и в качестве плана обсуждения открытых, лекций, позволяя дать оценку содержанию лекции, методике ее чтения и мастерству лектора. Ниже выделен ряд таких узловых моментов, которые могут составить канву для оценивания подготавливаемой или прочитанной лекции.
Содержание лекции. Критерии оценки:
- научность, соответствие современному уровню развития науки;
- специальное выделение мировоззренческих идей, наличие методологических вопросов, сопоставление концепций отечественных и зарубежных теорий;
- активизация мышления, проблемность — проблемное началолекций, выдвижение проблемных вопросов и показ противоречий по ходу лекции; ознакомление с историей научного поиска; показ различных концепций и точек зрения; выдвижение проблем для самостоятельного исследования и т. д.
- связь с жизнью, показ практической значимости рассматриваемых вопросов.
- Связь содержания лекции и содержание учебника — излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы; дается ли задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику и т. д.
- указание на связь с предыдущими лекциями и с последующими темами или разделами курса, внутрипредметные связи.
- указание на связь с другими курсами — межпредметные связи.
2. Методика чтения лекций. Критерии оценки:
- четкая структура лекции и логика изложения — наличие плана, строгое следование ему, отклонение от плана;
- сообщение литературы к теме — в начале лекции, по ее ходу или в конце; дается обязательная и дополнительная литература или только обязательная; оценка правильности выбора рекомендованной литературы и т. п.;
- доступность и разъясненность всех новых терминов и понятий;
- доказательность и аргументированность;
- выделение главных мыслей и выводов;
- использование приемов закрепления — повторение, вопросы на проверку понимания, усвоения и т. п.; подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции и т. п.;
- использование наглядных пособий, технических средств обучения, ИКТ;
- применение лектором опорных материалов при чтении лекции — текст, конспект, отдельные записи, свободное чтение без опорных материалов и т.п.
3. Руководство работой студентов. Критерии оценки:
- требование вести запись и контроль за выполнением этого требования;
- обучение студентов методике ведения записей, оказание им помощи в этом — изменение темпа, медленный темп при выделении материала, подлежащего записыванию, паузы для записи, вычерчивания графиков и т. п.;
- просмотр конспектов лекций — во время, после лек ции, на семинарских или практических занятиях;
- использование приемов поддержания внимания — риторические вопросы, шутки, экскурсы в смежные области, замечания.
- разрешение задавать вопросы лектору — в процессе лекции, после лекции, в письменной форме, устно и т. п.
4. Лекторские данные. Критерии оценки:
- знание предмета;
- эмоциональность;
- голос, дикция.
- ясность, правильность речи.
- внешний вид;
- умение держаться перед аудиторией.
- умение видеть и чувствовать аудиторию, устанавливать с ней контакт.
5. Результаты лекции. Критерии оценки:
- информационная ценность лекции;
- воспитательное воздействие;
- достижение дидактических целей;
Схема анализа лекции 2
Оценка с точки зрения общих требований, которым должна удовлетворять лекция
- научность и информативность, т. е. сообщение студентам определенной научной информации, раскрывамой на современном научном уровне;
- наличие собственной позиции по отношению к излагаемым проблемам;
- доказательность и аргументированность (наличие достаточного количества ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств);
- доступность и ясность излагаемого материала;
- эмоциональность формы изложения, яркость и образность материала;
- активизация мышления слушателей постановка перед ними вопросов для размышления;
- четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
- методическая обработка — выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках,
- изложение доступным и ясным языком, разъяснение всех вновь вводимых терминов и названий;
- использование аудиовизуальных дидактических материалов.
Схема анализа лекции 3
(разработана на основе источника: Дикунов А.М., Костихина Н.М.
Педагогическое мастерство. Омск, 1994)
Общие вопросы
1. Фамилия, имя, отчество преподавателя _____________________________________________________________________________
2. Учебное звание, степень, разряд, категория _____________________________________________________________________________3. Цель посещения _____________________________________________________________________________4. Дата посещения
_____________________________________________________________________________5. Специальность, учебный предмет _____________________________________________________________________________6. Группа студентов
_____________________________________________________________________________7. Тема лекции _____________________________________________________________________________
1. Содержание лекции
№ | Аспект оценки | Качественная оценка | Количественная оценка |
1. | Научность | в соответствиии с требованиями популярно ненаучно | |
2. | Сочетание теоретического и практического материала | выражено достаточно представлено частично отсутствует | |
3. | Доказательность | убедительно декларативно бездоказательно | |
4. | Связь с профилем подготовки специалиста | высокая достаточная недостаточная | |
5. | Структура лекции | четкая расплывчатая беспорядочная | |
6. | Воспитательная направленность | высокая средняя низкая | |
7. | Соответствие материала рабочей учебной программе | соответствует частично соответствует несоответствует | |
8. | Использование времени | рационально излишние затраты нерационально |
2. Изложение материала лекции
Метод изложения (преимущественно) | проблемный частично-поисковый объяснительно-иллюстративный | ||
Использование наглядности | в полном объеме недостаточно не используется | ||
Владение материалом | читает без опоры на конспеект частично пользуется конспектом излагаемый материал знает слабо, читает по коспекту при изложении материала допускает грубые ошибки | ||
Уровень новизны | используются последние достижения науки присутствует элемент новизны новизна материала отсутствует | ||
Реакция аудитории | интерес присутствует выраженной реакции нет низкий интерес |
3. Поведение преподавателя
Манера чтения лекции | увлекательная, живая увлекательность и живость выраженыне ярко монотонная | ||
Культура речи | высокая средняя низкая | ||
Манера держать себя | умеренно выраженые мимика и жестикуляция избыточные мимические реакции и жестикуляция суетливость, беспорядочность движений | ||
Внешнее проявление психического состояния | спокойствие и уверенность некоторая нервозность выраженная нервозность | ||
Контакт с аудиторией | ярко выражен не достаточен отсутствует | ||
Отношение преподавателя | в меру требовательное слишком строгое равнодушное | ||
Такт | мактичен бестактен | ||
Внешний вид | опрятен, стилен опрятен неряшлив |
Шкала итоговой оценки
При оценке качества лекции посещающий фиксирует в схеме количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку.
90-80 баллов – отлично
79-67 баллов - хорошо
менее 67 баллов – удовлетворительно
Рекомендации по совершенствованию деятельности преподавателя.
[1] Составляется совместно с преподавателем.