Карта оценки сформированности профессиональных умений и навыков магистранта

________________________________________________________________________________

(ФИО),

проходившего(ей) практику в _____ ________________

Оцените, пожалуйста, в баллах (0,1,2,3,) верность серии утверждений и дополните ряд незаконченных предложений. Если по тому или иному пункту следует еще что-либо отметить, воспользуйтесь колонкой «Примечания» (можно продолжить на обратной стороне листа).

№ п/п Утверждения Баллы Примечания
1.   0 1 2 3  
2. Грамотно составил(а) план работы на период практики 0 1 2 3  
3. Грамотно сформулировал(а) цель и задачи учебных занятий (лекций) 0 1 2 3  
4. Умеет анализировать просмотренное учебное занятие (предложенный образец публичной лекции) 0 1 2 3  
5. Умеет проектировать лекции 0 1 2 3  
6. Умеет организовывать учебно-познавательную деятельность слушателей 0 1 2 3  
7. Умеет анализировать собственную деятельность 0 1 2 3  
8. Умеет анализировать просмотренные учебные занятия, проведенные студентом-магистрантом из своей учебной группы (перекрёстный анализ)    
9. Быстро вошел(ла) в контакт с аудиториий 0 1 2 3  
10. Умеет общаться с аудиторией: верно выбирает интонацию в общении, владеет мимикой и жестами 0 1 2 3  
11. Умеет организовывать пространство, оптимальную дистанцию 0 1 2 3  
12. Владеет собой 0 1 2 3  
13. Умеет активизировать учебно-познавательную деятельность педагогов 0 1 2 3  
14. Успешно решает на учебном занятии образовательные задачи 0 1 2 3  
15. Умеет осуществлять обратную связь с аудиторией 0 1 2 3  
16. Умеет грамотно оформлять материалы практики 0 1 2 3  
17. На учебном занятии в полной мере реализует принципы обучения: n научности n связи с жизнью n систематичности и последовательности n наглядности n доступности и посильности n учета возрастных и индивидуальных особенностей n сознательности и активности     0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3  

18. Считаю необходимым особо отметить личностные и профессиональные качества практиканта __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Групповой руководитель:

Дата:

Приложение 11.

Структура методической карты учебного занятия

Тема __________________________________________________________________

Цель и задачи лекции ___________________________________________

Ход учебного занятия (лекции) Содержание учебного материала Методы обучения Средства обучения Ориентировочная дозировка времени  
Вводная План изложения: 1. 2. 3.          
Основная          
Заключительная          

Список используемой литературы.

Приложение 12.

Схема анализа лекции 1

Оценка качества лекции

Во многих случаях возникает необходимость оценить качество лекции. Специально выделенные для оценки вопросы могут помочь преподавателю самому дать оценку своей лекции как в целях ее совершенствования, так и в отдельных случаях для выявления причин потери интереса слушателей. Подобные вопросы полезны и в качестве плана обсуждения открытых, лекций, позволяя дать оценку содержанию лекции, методике ее чтения и мастерству лектора. Ниже выделен ряд таких узловых моментов, которые могут составить канву для оценивания подготавливаемой или прочитанной лекции.

Содержание лекции. Критерии оценки:

- научность, соответствие современному уровню развития науки;

- специальное выделение мировоззренческих идей, наличие методологических вопросов, сопоставление концепций отечественных и зарубежных теорий;

- активизация мышления, проблемность — проблемное началолекций, выдвижение проблемных вопросов и показ противоречий по ходу лекции; ознакомление с историей научного поиска; показ различных концепций и точек зрения; выдвижение проблем для самостоятельного исследования и т. д.

- связь с жизнью, показ практической значимости рассматриваемых вопросов.

- Связь содержания лекции и содержание учебника — излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы; дается ли задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику и т. д.

- указание на связь с предыдущими лекциями и с последующими темами или разделами курса, внутрипредметные связи.

- указание на связь с другими курсами — межпредметные связи.

2. Методика чтения лекций. Критерии оценки:

- четкая структура лекции и логика изложения — наличие плана, строгое следование ему, отклонение от плана;

- сообщение литературы к теме — в начале лекции, по ее ходу или в конце; дается обязательная и дополнительная литература или только обязательная; оценка правильности выбора рекомендованной литературы и т. п.;

- доступность и разъясненность всех новых терминов и понятий;

- доказательность и аргументированность;

- выделение главных мыслей и выводов;

- использование приемов закрепления — повторение, вопросы на проверку понимания, усвоения и т. п.; подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции и т. п.;

- использование наглядных пособий, технических средств обучения, ИКТ;

- применение лектором опорных материалов при чтении лекции — текст, конспект, отдельные записи, свободное чтение без опорных материалов и т.п.

3. Руководство работой студентов. Критерии оценки:

- требование вести запись и контроль за выполнением этого требования;

- обучение студентов методике ведения записей, оказание им помощи в этом — изменение темпа, медленный темп при выделении материала, подлежащего записыванию, паузы для записи, вычерчивания графиков и т. п.;

- просмотр конспектов лекций — во время, после лек ции, на семинарских или практических занятиях;

- использование приемов поддержания внимания — риторические вопросы, шутки, экскурсы в смежные области, замечания.

- разрешение задавать вопросы лектору — в процессе лекции, после лекции, в письменной форме, устно и т. п.

4. Лекторские данные. Критерии оценки:

- знание предмета;

- эмоциональность;

- голос, дикция.

- ясность, правильность речи.

- внешний вид;

- умение держаться перед аудиторией.

- умение видеть и чувствовать аудиторию, устанавливать с ней контакт.

5. Результаты лекции. Критерии оценки:

- информационная ценность лекции;

- воспитательное воздействие;

- достижение дидактических целей;

Схема анализа лекции 2

Оценка с точки зрения общих требований, которым должна удовлетворять лекция

- научность и информативность, т. е. сообщение студентам определенной научной информации, раскрывамой на современном научном уровне;

- наличие собственной позиции по отношению к излагаемым проблемам;

- доказательность и аргументированность (наличие достаточного количества ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств);

- доступность и ясность излагаемого материала;

- эмоциональность формы изложения, яркость и образность материала;

- активизация мышления слушателей постановка перед ними вопросов для размышления;

- четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

- методическая обработка — выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках,

- изложение доступным и ясным языком, разъяснение всех вновь вводимых терминов и названий;

- использование аудиовизуальных дидактических материалов.

Схема анализа лекции 3

(разработана на основе источника: Дикунов А.М., Костихина Н.М.

Педагогическое мастерство. Омск, 1994)

Общие вопросы

1. Фамилия, имя, отчество преподавателя _____________________________________________________________________________

2. Учебное звание, степень, разряд, категория _____________________________________________________________________________3. Цель посещения _____________________________________________________________________________4. Дата посещения

_____________________________________________________________________________5. Специальность, учебный предмет _____________________________________________________________________________6. Группа студентов

_____________________________________________________________________________7. Тема лекции _____________________________________________________________________________

1. Содержание лекции

Аспект оценки Качественная оценка Количественная оценка
1. Научность в соответствиии с требованиями популярно ненаучно
2. Сочетание теоретического и практического материала выражено достаточно представлено частично отсутствует
3. Доказательность убедительно декларативно бездоказательно
4. Связь с профилем подготовки специалиста высокая достаточная недостаточная
5. Структура лекции четкая расплывчатая беспорядочная
6. Воспитательная направленность высокая средняя низкая
7. Соответствие материала рабочей учебной программе соответствует частично соответствует несоответствует
8. Использование времени рационально излишние затраты нерационально

2. Изложение материала лекции

Метод изложения (преимущественно) проблемный частично-поисковый объяснительно-иллюстративный
Использование наглядности в полном объеме недостаточно не используется
  Владение материалом читает без опоры на конспеект частично пользуется конспектом излагаемый материал знает слабо, читает по коспекту при изложении материала допускает грубые ошибки    
Уровень новизны используются последние достижения науки присутствует элемент новизны новизна материала отсутствует  
Реакция аудитории интерес присутствует выраженной реакции нет низкий интерес

3. Поведение преподавателя

Манера чтения лекции увлекательная, живая увлекательность и живость выраженыне ярко монотонная  
  Культура речи высокая средняя низкая
Манера держать себя умеренно выраженые мимика и жестикуляция избыточные мимические реакции и жестикуляция суетливость, беспорядочность движений      
Внешнее проявление психического состояния спокойствие и уверенность некоторая нервозность выраженная нервозность
Контакт с аудиторией ярко выражен не достаточен отсутствует
Отношение преподавателя в меру требовательное слишком строгое равнодушное
Такт мактичен бестактен
Внешний вид опрятен, стилен опрятен неряшлив

Шкала итоговой оценки

При оценке качества лекции посещающий фиксирует в схеме количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку.

90-80 баллов – отлично

79-67 баллов - хорошо

менее 67 баллов – удовлетворительно

Рекомендации по совершенствованию деятельности преподавателя.

[1] Составляется совместно с преподавателем.

Наши рекомендации