Методика «Расстановка чисел»

Методика разработана для оценки произвольного внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания. Методика удобна при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии психолога-экспериментатора.

Инструкция. «В течение 2 минут, Вы должны расставить в свободных клетках пустого бланка для заполнения в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя».

Стимульный материал Бланк для заполнения

       
       
       
       
       

Обработка результатов. Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма – 22 числа и выше.

Методика двухцветной таблицы

Для водителей высокая скорость переключения внимания – профессионально важное качество. Его показатели должны быть не ниже 4 баллов. Предлагаем вам проверить свое внимание.

Инструкция.Вам необходимо найти и показать поочередно белые цифры в возрастающем порядке, а черные – в убывающем. Например, 1 – белые, 25 – черные, 2 – белые, 24 – черные и т.д. При этом цвет цифр называть нельзя. Надо пройти таблицу до конца. В случае обнаружения ошибки следует вернуться до того места, где вы выполняли упражнение правильно, и снова продолжить выполнение упражнения. Ассистент фиксирует время выполнения задания и количество ошибок.

Стимульный материал

Проверьте свои результаты по таблице.

баллы 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Время выполнения 2 м 40 сек и менее 2 м 41 сек-5 м 30 сек 5 м 31 сек- 6 м 30 сек 6 м 31 сек- 8 м  
Количество ошибок 3-4

Практические задания для развития памяти

Свойства памяти тоже можно развивать с помощью специальных упражнений.

Методика «Оперативная память»

Методика применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку.

Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени – 4-5 минут.

Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает инструкции к прохождению методики.

Инструкция.Зачитываются числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6,2,1,4,2. Складываем 6 и 2 – получается 8 (записывается); 2 и 1 – получается 3 (записывается); 1 и 4 – получается 6 (записывается)».

Интервал между прочтением рядов – 15 секунд.

Стимульный материал

1) 5,3,4,1,8 2) 4,2,8,1,1 3) 7,3,6,2,3 4) 2,4,1,9,5 5) 6,8,4,1,7

6) 2,3,5,4,9 7) 4,6,1,7,3 8) 5,8,4,2,4 9) 3,4,6,7,3 10) 9,1,6,7,2

Обработка результатов. Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число - 40). Норма взрослого человека – от 30 и выше.

Методика «Память на числа»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, её объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.

Инструкция.Вам будет представлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и Вы должны будете записать все те числа, которые Вы запомнили.

Обработка результатов. Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше.

Методика «Память на образы»

Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Методика используется в группе и индивидуально.

Инструкция. Вам будет представлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд таблицу уберут, и Вы в течение 1 минуты должны нарисовать или записать те образы, которые запомнили.

 
  Методика «Расстановка чисел» - student2.ru

Методика «Расстановка чисел» - student2.ru Методика «Расстановка чисел» - student2.ru Методика «Расстановка чисел» - student2.ru
Методика «Расстановка чисел» - student2.ru   Методика «Расстановка чисел» - student2.ru Методика «Расстановка чисел» - student2.ru Методика «Расстановка чисел» - student2.ru
Методика «Расстановка чисел» - student2.ru   Методика «Расстановка чисел» - student2.ru Методика «Расстановка чисел» - student2.ru Методика «Расстановка чисел» - student2.ru
Методика «Расстановка чисел» - student2.ru   Методика «Расстановка чисел» - student2.ru Методика «Расстановка чисел» - student2.ru Методика «Расстановка чисел» - student2.ru

Обработка результатов. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильного воспроизведения образов. Норма – 6 правильных ответов и больше.

Практические задания для развития мышления

1. Развитие творческого мышления связано с поиском необычных, нестандартных, неочевидных способов разрешения проблемной ситуации. Попробуйте решить следующую задачу, применявшуюся психологами для изучения механизмов творческого мышления.

Как с помощью рентгеновских лучей уничтожить опухоль внутренних органов, если известно, что для разрушения опухоли необходима опасная для здоровых тканей концентрация лучей (см. рис. А)?

       
    Методика «Расстановка чисел» - student2.ru
  Методика «Расстановка чисел» - student2.ru
 

Рис. А Рис.Б

Неприемлемые варианты ответов:

- применить к опухоли химические вещества – это решение отменяет поставленную проблему;

- сфокусировать рентгеновские лучи с помощью линз – рентгеновские лучи не могут преломляться линзами;

- снизить интенсивность рентгеновских лучей в здоровых участках тела при помощи других лучей, посылаемых под определенным углом (см. рис. Б) – таких лучей не существует.

2. Для исследования роли воображения в творческом мышлении используют следующие методики.

А. Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Вечерело. Моросил нудный мелкий дождик. На трамвайной остановке стояли две девушки. Вдруг…

Б. Из трех слов (дом, лежать, соленый) за 15 минут необходимо составить как можно большее количество осмысленных фраз так, чтобы в каждую из них входили все эти слова. Грамматические формы слов можно изменять по своему усмотрению.

В. На листе равномерно располагают 50 окружностей равного диаметра. За 15 минут необходимо нарисовать и подписать названия максимального количества объектов, в строении которых можно обнаружить форму окружности. Подсчитывается на только количество объектов, но и разнообразие тематики рисунков.

Литература[2,10]

Наши рекомендации