В задании 5 следует обратить внимание на изменение системы оценивания в связи с обязательностью представления рисунка.
Возможное решение | |
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Приведено полное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: формула линзы, формула для площади изображения); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, обозначений величин, используемых в условии задачи, и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов); III) представлен правильный рисунок, поясняющий решение. IV) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями); V) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины | |
Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности,ипроведены необходимые преобразования. Но имеются один или несколько из следующих недостатков. Записи, соответствующие пунктам II или III, представлены не в полном объёме или отсутствуют. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.). И (ИЛИ) В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) в математических преобразованиях/вычислениях пропущены логически важные шаги. И (ИЛИ) Отсутствует пункт V, или в нём допущена ошибка (в том числе в записи единиц измерения величины) | |
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев. Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи. ИЛИ В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. ИЛИ В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. ИЛИ Представлен только правильный рисунок | |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла |
Работа 1 - 3 балла
Представлен не содержащий ошибок рисунок. Выбран способ решения исходя из подобия треугольников без непосредственного использования формулы линзы, получен верный ответ. Описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин.
Работа 2 - 2 балла
Несмотря на нерациональность математических преобразований, учащимся получен правильный ответ в общем виде, но при вычислениях допущена ошибка. Работа оценивается в 2 балла.
Работа 3 - 2 балла
Получен правильный численный ответ, но на рисунке не получено изображение точки А, поэтому оценка снижена до 2 баллов.
Работа 4 - 1 балл
Правильно выполнен рисунок, в решении отсутствует формула линзы, длина стороны А′C′ определена из неверных предпосылок, что привело к неверному ответу. Работа оценивается 1 баллом за наличие правильного рисунка.
Работа 5 - 0 баллов
Сделано необоснованное утверждение о равенстве площадей треугольников, на рисунке отсутствует построение изображения точки А. Работа оценивается 0 баллов.
Приложение. Памятка для эксперта, проверяющего ответы на задания 27-31 по физике
Эксперт, проверяющий задания с развернутым ответом, располагает следующими материалами:
1) тексты заданий;
2) возможные варианты решения задач 27-31;
3) критерии оценивания заданий 27-31;
4) таблица справочных величин (аналогичная таблицам КИМ ЕГЭ по физике);
5) кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по физике (1 экземпляр на аудиторию).
При проверке заданий с развернутым ответом эксперт имеет право пользоваться непрограммируемым калькулятором.
В материалах для экспертов ЕГЭ по физике для каждого задания приводится авторский способ решения. Однако предлагаемый разработчиками КИМ способ (метод) решения не является эталонным. Он лишь помогает эксперту в решении соответствующего задания.
Выполнение заданий оценивается на основании описания полного правильного ответа, за который выставляется максимальный балл, а наличие тех или иных недостатков или ошибок приводит к снижению на 1 или 2 балла. В случае, когда ошибки в решении не подпадают ни под один из критериев на 3, 2 или 1 балл, задание оценивается в 0 баллов.
В случае если решение экзаменуемого имеет логику, отличную от авторской, эксперт оценивает возможность решения конкретной задачи тем способом, который выбрал учащийся. Если ход решения учащегося допустим, то эксперт оценивает полноту и правильность этого решения с помощью обобщенной схемы оценивания на основании списка основных законов, формул или утверждений, который соответствует выбранному учащимся способу решения.
При использовании обобщенной схемы оценивания задания 27рекомендуется обращать внимание на следующие моменты:
ü Перед проведением проверки каждого из заданий необходимо изучить критерии его оценивания в материалах для эксперта, обратив внимание на возможные отличия от обобщенной схемы оценивания.
ü При проверке ответов необходимо вычленить в решении три элемента:
- ответ,
- объяснение ответа
- перечень законов и явлений, на которые должны быть указаны в объяснении.
Количество логических шагов в объяснении и перечень законов и явлений зависит от выбранного способа решения. Это необходимо учитывать при выборе критериев для оценивания.
ü Если в задании требуется нарисовать схему электрической цепи, то принимаются схемы, отвечающие требованиям задачи, в которых используются стандартные обозначения элементов электрической цепи.
ü Выполнение задания 27 оценивается в 2 балла только при наличии верного ответа.
При использовании обобщенной схемы оценивания заданий 28-31рекомендуется обращать внимание на следующие моменты:
ü Решение задач может оцениваться в 2 балла при полном правильном решении и верном ответе, если не описаны дополнительно введенные физические величины. При этом допускается введение новых величин без описания, если используются стандартные обозначения.
ü Если в тексте задания требуется сделать рисунок с указанием сил, действующих на тело, то правильным считается рисунок, в котором верно указаны все необходимые силы и их направление. Ошибка в соотношении длин векторов не считается ошибкой.
ü При проверке правильности числового ответа необходимо проверить вычисления экзаменуемого при помощи калькулятора. Допускаются округления с учетом того числа значащих цифр, которые указаны в условии задачи. Избыточная точность числового ответа не считается ошибкой.
ü Если экзаменуемый использует в процессе решения в качестве одной из исходных формул ту, которая не представлена в кодификаторе, то такая работа оценивается по критерию отсутствия одной из основополагающих формул и оценивается в 1 балл (даже при наличии верного числового ответа).
ü Если экзаменуемый решает задачу, которая относится к другому варианту, то работа оценивается в 0 баллов.
В процессе проверки необходимо придерживаться следующих правил:
ü При оценивании экзаменационных работ эксперт рассматривает решения в выданных ему работах по заданиям: вначале решения задачи 27 во всех работах, затем все решения задачи 28, потом все решения задач 29, 30 и 31. Тем самым обеспечивается более согласованное решение о выставлении баллов за одно и то же задание.
ü При работе эксперт выставляет свои оценки в специальный бланк («Протокол проверки ответов на задания в бланке № 2»), в котором вносить изменения и исправления крайне нежелательно. При отсутствии решения или свидетельств попытки решения какой-либо задачи (отсутствуют любые записи о данном задании) в бланк вносится знак «Х» в поле соответствующей задачи.
ü Выставление баллов в бланк оценивания рекомендуется проводить по работам: все задания первой проверяемой работы, все задания второй проверяемой работы и т.д. Это позволяет обнаружить ошибки, допущенные экзаменуемым в нумерации задач, а также обнаружить непронумерованную, или пронумерованную неверно, или случайно пропущенную экспертом задачу.
ü Результаты оценивания переносятся в протокол проверки следующим образом:
- баллы по заданию 27 переносятся в колонку 1протокола;
- баллы по заданию 28 переносятся в колонку 2протокола;
- баллы по заданию 29 переносятся в колонку 3протокола;
- баллы по заданию 30 переносятся в колонку 4протокола;
- баллы по заданию 31 переносятся в колонку 5протокола;
ü Баллы выставляются в бланк оценивания гелевой черной ручкой.
ü Внесение изменений в бланк оценивания крайне нежелательно. Все исправления вносятся только поверх неверных записей. Использование замазок и затирок с целью исправления записей категорически не допустимо! Любые лишние записи на бланке приводят к признанию его недействительным.
Номера столбцов в протоколе проверки экспертом заданий с развернутым ответом | |||||||||||
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | |||||||
Номера заданий в варианте |
Внимание!При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».
Справочные данные
Десятичные приставки
Наименование | Обозначение | Множитель | Наименование | Обозначение | Множитель |
гига | Г | 10 9 | санти | с | 10–2 |
мега | М | 10 6 | милли | м | 10–3 |
кило | к | 10 3 | микро | мк | 10–6 |
гекто | г | 10 2 | нано | н | 10–9 |
деци | д | 10–1 | пико | п | 10–12 |
Константы | |
число p | p = 3,14 |
ускорение свободного падения на Земле | g = 10 м/с2 |
гравитационная постоянная | G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2 |
универсальная газовая постоянная | R = 8,31 Дж/(моль·К) |
постоянная Больцмана | k = 1,38·10–23 Дж/К |
постоянная Авогадро | NА = 6·1023 моль–1 |
скорость света в вакууме | с = 3·108 м/с |
коэффициент пропорциональности в законе Кулона | k= = 9·109 Н·м2/Кл2 |
модуль заряда электрона (элементарный электрический заряд) | e = 1,6·10–19 Кл |
постоянная Планка | h = 6,6·10–34 Дж·с |
Соотношение между различными единицами | |
температура | 0 К = – 273 °С |
атомная единица массы | 1 а.е.м. = 1,66×10–27 кг |
1 атомная единица массы эквивалентна | 931,5 МэВ |
1 электронвольт | 1 эВ = 1,6×10–19 Дж |
Масса частиц | |
электрона | 9,1×10–31кг » 5,5×10–4 а.е.м. |
протона | 1,673×10–27 кг » 1,007 а.е.м. |
нейтрона | 1,675×10–27 кг » 1,008 а.е.м. |
Плотность | подсолнечного масла | 900 кг/м3 | |||
воды | 1000 кг/м3 | алюминия | 2700 кг/м3 | ||
древесины (сосна) | 400 кг/м3 | железа | 7800 кг/м3 | ||
керосина | 800 кг/м3 | ртути | 13 600 кг/м3 | ||
Удельная теплоёмкость | |||||||||
воды | 4,2×10 3 | Дж/(кг×К) | алюминия | Дж/(кг×К) | |||||
льда | 2,1×10 3 | Дж/(кг×К) | меди | Дж/(кг×К) | |||||
железа | Дж/(кг×К) | чугуна | Дж/(кг×К) | ||||||
свинца | Дж/(кг×К) | ||||||||
Удельная теплота | |||||||||
парообразования воды | 2,3×10 6 Дж/кг | ||||||||
плавления свинца | 2,5×10 4 Дж/кг | ||||||||
плавления льда | 3,3×10 5 Дж/кг | ||||||||
Нормальные условия: давление – 105 Па, температура – 0 °С | |||||||||||
Молярная маcса | |||||||||||
азота | 28×10–3 | кг/моль | гелия | 4×10–3 | кг/моль | ||||||
аргона | 40×10–3 | кг/моль | кислорода | 32×10–3 | кг/моль | ||||||
водорода | 2×10–3 | кг/моль | лития | 6×10–3 | кг/моль | ||||||
воздуха | 29×10–3 | кг/моль | неона | 20×10–3 | кг/моль | ||||||
воды | 18×10–3 | кг/моль | углекислого газа | 44×10–3 | кг/моль | ||||||