А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Исследуя окрестности замка,
1) нам было очень страшно.
2) мы нашли очень много следов давних сражений.
3) шум становился всё яснее и отчётливее.
4) кажется странным это почти полное отсутствие всяких звуков.
Прочитайте текст и выполните задания A12-A15; B1-В5; С1.
РАЗМАЗНЯ
(1) На днях я пригласил к себе в кабинет гувернанткумоих детей, Юлию Васильевну. (2)Нужно было посчитаться.
(3)– Садитесь, Юлия Васильевна! – сказал я ей. – (4)Давайте посчитаемся. (5)Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите. (6)Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...
(7)– По сорока...
(8)– Нет, по тридцати... (9)У меня записано... (10) Я всегда платил гувернанткам по тридцати... (11)Прожили вы два месяца...
(12)– Два месяца и пять дней.
(13)– Ровно два месяца... (14)У меня так записано. (15)Следует вам, значит, шестьдесят рублей... (16)Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... (17)Да три праздника.
(18)Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но ни слова!..
(19)– Три праздника... (20)Долой, следовательно, двенадцать рублей. (21)Четыре дня Коля был болен и не было занятий. (22)Вы занимались с одной только Варей. (23)Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда. (24)Двенадцать и семь – девятнадцать. (25)Вычесть... и останется сорок один рубль. (26)Верно?
(27)Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. (28)Подбородок ее задрожал. (29)Она нервно закашляла, засморкалась, но – ни слова!
(30)– Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. (31)Долой два рубля... (32)По вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок. (33)Долой десять...
(34)Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. (35)Вы должны за всем смотреть. (36)Вы жалованье получаете. (37)Итак, значит, долой еще пять... (38)Десятого января вы взяли у меня десять рублей.
(39)– Я не брала! – шепнула Юлия Васильевна.
(40)– Но у меня записано!
(41)– Ну, пусть... хорошо.
(42)– Из сорока одного вычесть двадцать семь – останется четырнадцать...
(43)Оба глаза наполнились слезами... (44)На длинном хорошеньком носике выступил пот. (45)Бедная девочка!
(46)– Я раз только брала, – сказала она дрожащим голосом. – (47)Я у вашей супруги взяла три рубля... (48)Больше не брала.
(49)– Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! (50)Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... (51) Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три..., три... один и один... (52)Получите-с!
(53)И я подал ей одиннадцать рублей... (54)Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.
(55)– Мерси, – прошептала она.
(56)Я вскочил и заходил по комнате. (57)Меня охватила злость.
- (58)За что же мерси? – спросил я.
- (59)За деньги...
– (60)Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! (61)Ведь я украл у вас! (62)За что же мерси?
–(63) В других местах мне и вовсе не давали...
–(64) Не давали? (65)И немудрено! (66)Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам. (67)Я отдам вам все ваши восемьдесят! (68)Вон они в конверте для вас приготовлены! (69)Но разве можно быть такой кислятиной? (70)Отчего вы не протестуете? (71)Чего молчите? (72)Разве можно на этом свете не быть зубастой? (73)Разве можно быть такой размазней?
(74)Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: (75) «Можно!» (76)Я попросил у нее прощения за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. (77)Она робко замерсикала и вышла. (78)Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!
(А. П. Чехов)
А13 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему рассказчик преподает Юлии Васильевне жестокий урок?».
1) (1) На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. (2)Нужно было посчитаться.
2) (72)Разве можно на этом свете не быть зубастой? (73)Разве можно быть такой размазней?
3) (46)– Я раз только брала, – сказала она дрожащим голосом. – (47)Я у вашей супруги взяла три рубля... (48)Больше не брала.
4) (27)Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. (28)Подбородок ее задрожал.
А14 Какой тип речи представлен в предложениях 69-73?
1) описание 2) рассуждение | 3) повествование 4) описание и повествование |
А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРИГОТОВЛЕНЫ из 68 предложения текста.
1) наречие 2) деепричастие | 3) причастие 4) прилагательное |
А16 Какое средство художественной выразительности использовано в предложении60-62: Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же мерси?
1) сравнение 2) метафора 3)разговорное выражение 4) антитеза
Часть 2
Ответы к заданиям B1-B3 запишите словами. |
В1 Укажите способ образования слова УДИВЛЕНИЮ (предложение 76)
Ответ: _________________________________________________________________
В2 Из предложений 30-33 выпишите возвратное местоимение.
Ответ: _________________________________________________________________
В3 Из предложений 34-45 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
Ответ: _________________________________________________________________
Ответы к заданию B4 запишите цифрами.
В4 Среди предложений 27-31 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
Ответ: _________________________________________________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).
С1 На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «За что рассказчик преподает жестокий урок гувернантке?».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.