Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Решив задачу,

а) началось обсуждение хода решения;

б) оказалось, что ответ неправильный;

в) я начал переписывать решение на чистовик;

г) пришлось переписывать её решение на чистовик.

Культура устной речи

11. Напишите текст короткой убеждающей речи(не менее 1страницы)на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений:

Изучение гуманитарных дисциплин необходимо в техническом вузе.

Преподаватели не всегда справедливы к студентам.

Учиться никогда не поздно.

Каждый должен уметь водить машину.

Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев)

Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский)

Вариант 2.

Произносительные нормы

Задание 1.При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

а)нефтепровОд, б) уведомИть, в) искрА, г) фенОмен, д) ободрИть, е) некролОг,

ж) красИвейший, з) звонИт, и) тортЫ, к) (она) нАчала.

Задание 2.Для справок используйте орфоэпический словарь.

Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё:

а) бл… клый, б) оп…ка, в) ист…кший (год), г) жити… .

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов:

а) явный звук, б) соседние комнаты, в) устранить ошибки, г) нестерпимая боль

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, его толкование из правого столбца.В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы)

1. Адекватный а) законопослушный

2. Банальный б) вполне соответствующий чему-либо

3. Конфессия в) склад ума, характера, мышления

4. Лояльный г) заурядный, хорошо известный

5. Менталитет д) встреча в верхах

6. Одиозный е) неприятный, нежелательный, пользующийся дурной славой

7. Рейтинг ж) вероисповедание

8. Саммит з) показатель популярности, общественно-политического авторитета, спортивного мастерства

Задание 5. Выберите нужное слово (пароним).Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. Список литературы) или по толковым словарям русского языка.Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

1. Следовало бы поставить задачу повсеместного создания … органов самоуправления.

а) демократичных; б) демократических

2. Прошу … мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца.

а) представить; б) предоставить

3. Все, кто поедет с нами на катере, должны … спасательные жилеты.

а) одеть; б) надеть

4. Надо … намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные … решения.

а) тактически; б) тактично; в) тактические; г) тактичные

Задание 6. Укажите, какие словосочетания содержат смысловую избыточность (плеоназм):

а) впервые познакомиться, б) первая встреча, в) подскочить кверху, г) долгие и продолжительные аплодисменты.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические)

Морфологические нормы

Задание 7. Не содержит ошибки словосочетание:

а) горячее кофе, б) молодая картофель, в) свободное такси, г) гостеприимный Сухуми.

Синтаксические нормы

Задание 8. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Он со свое й старой матерью и двумя детьми ( А. жил. Б. жили) на краю деревни.

2) (А. Прошло. Б. Прошли) двенадцать лет со дня их последней встречи.

3) Несколько врачей городской больницы (А. было приглашено. Б. были приглашены) на международную конференцию.

4) Архитектор Громова (А. победил. Б. победила) в конкурсе проектов.

Задание 9. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой (неправильный выбор падежа и предлога). Для выполнения задания используйте «Словарь сочетаемости слов русского языка» или справочник «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка» (см. список литературы).

а) вопреки постановлению

б) благодаря проведённым преобразованиям

в) уделять внимание на проблемы

Задание 10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Называя одним и тем же словом в чем-то сходные предметы,

а) мы отвлекаемся от несущественных деталей;

б) несущественные детали не принимаются во внимание;

в) происходит обобщение признаков;

г) учитываются самые существенные признаки.

Культура устной речи

11. Напишите текст короткой убеждающей речи(не менее 1страницы)на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений:

1. Изучение гуманитарных дисциплин необходимо в техническом вузе.

2. Преподаватели не всегда справедливы к студентам.

3. Учиться никогда не поздно.

4. Каждый должен уметь водить машину.

5. Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев)

6. Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

7. Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа)

8. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский)

Вариант 3.

Произносительные нормы

Задание 1.При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

а) апОстроф, б) закУпорить, в) мышлЕние, г) Эксперт, д) квартАл, е) начатА,

ж) цЕмент, з) баловАть, и) кУхонный, к) обеспЕчение.

Задание 2. Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё:

Для справок используйте орфоэпический словарь.

а)плат…жеспособный, б) оп…ка, в) дар…ный, г) ж...лчь.

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.

1) Из-за сильного дождя рыбалка сорвалась.

2) Любитель сильных словечек, он всегда был источником конфликта.

3) Самым сильным недостатком человека является неискренность.

4) Их связывала многолетняя сильная дружба.

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, его толкование из правого столбца. В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы)

1. Бестселлер а) прямой товарообмен

2. Диссидент б) неприятное происшествие, столкновение

3. Импонировать в) пренебрегать чем-либо

4. Инцидент г) инакомыслящий человек, не согласный с вероисповеданием или существующим строем

5. Бартер д) наиболее популярная и раскупаемая в определенное время книга

6. Конъюнктура е) сборник классических текстов

7. Манкировать ж) производить хорошее впечатление, нравиться

8. Антология и) совокупность условий, сложившаяся в данное время обстановка в какой-либо области

Задание 5. Из двух слов-паронимов подберите определение к существительному.

Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. Список литературы) или по толковым словарям русского языка.Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

1) отношение а) бережное; б) бережливое

2) данные а) выборные; б) выборочные

3) заработок а) гарантированный; б) гарантийный

4) выступление а) отчетное; б) отчётливое

5) просьба а) жалостная, б) жалостливая

Задание 6. Отметьте словосочетания, которые характеризуются речевой избыточностью (плеоназмом или тавтологией):

а) сгруппировать в группы, б) высоко оценивать, в) отступать назад, г) использовать с пользой.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические)

Морфологические нормы

Задание 7. Ошибка допущена в словосочетании

а) лечебная шампунь, б) хрустальная бра, в) овощное рагу, г) вкусная салями.

Синтаксические нормы

Задание 8. Отметьте предложения, в которых нарушены нормы согласования сказуемого с подлежащим.

1) Программа «Новости за неделю» первой сообщила о взрыве на стадионе.

2) Музей-квартира А.Ахматовой открылась в Санкт-Петербурге.

3) И вновь из его уст сыпались множество бессвязных слов.

4) Творческая интеллигенция, в частности литераторы, была отмечена наградами правительства.

Задание 9. Дательный падеж (кому? чему?) употребляется со словами:

а) альтернатива, б) идентичный, в) согласно, г) вследствие, д) бойкот

Задание 10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Наблюдая экзотическую природу,

а) у Чарльза Дарвина появились первые мысли об эволюции;

б) Дарвином были сделаны первые выводы об эволюции живой природы;

в) Дарвин сделал первые выводы об эволюции живого;

г) возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.

Культура устной речи

11. Напишите текст короткой убеждающей речи(не менее 1страницы)на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений:

Изучение гуманитарных дисциплин необходимо в техническом вузе.

Преподаватели не всегда справедливы к студентам.

Учиться никогда не поздно.

Каждый должен уметь водить машину.

Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев)

Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский)

Вариант 4.

Произносительные нормы

Задание 1.При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

а) нефтепровОд, б) фенОмен, в) вероисповедАние, г) диспансЕр, д) договОр,

е) пломбирОванный, ж) дОсуг, з) созЫв, и) щАвель, к) жалюзИ.

Задание 2.Для справок используйте орфоэпический словарь.

Отметьте слова, в которых согласные перед Е произносятся твёрдо:

а) бутерброд, б) Одесса, в) свитер, г) юриспруденция.

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.

1) Результаты исследования позволили основать следующие выводы и предложения.

2) Больные иногда не выдерживают сильную боль.

3) Вашему вниманию предлагаются уникальные экспонаты, составляющие интерес для коллекционеров.

4) Реализация программы повышения благосостояния граждан – важная задача правительства.

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, его толкование из правого столбца. В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы)

1. Апокриф а) репутация, установившееся мнение о ком- или чем-либо

2. Демагогия б) отмена судебного приговора высшей судебной инстанцией

3. Импозантный в) безразличный, безучастный, равнодушный

4. Кассация г) пустые разглагольствования

5. Манкировать д) сглаживать различия

6. Нивелировать е) пренебрегать чем-либо

7. Реноме ж) произведение с библейским сюжетом, не вполне совпадавшее с официальным вероучением, запрещенное церковью; сочинение,

авторство которого недостоверно

8. Индифферентный з) внушительный, представительный, барственный

Задание 5. Из двух слов-паронимов подберите определение к существительному.

Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. список литературы) или по толковым словарям русского языка.Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

1) снаряжение а) туристское; б) туристическое

2) сорт а) элитный; б) элитарный

3) талант а) драматический; б) драматичный

4) политика а) экономная; б) экономичная; в) экономическая

5) обстановка а) криминальная; б) криминогенная

Задание 6. Отметьте словосочетания, которые характеризуются речевой избыточностью (плеоназмом или тавтологией):

а) состав структуры, б) частная инициатива, в) патриот своей родины, г) период времени.

Наши рекомендации