Современный рынок труда. Профессии нефтяной промышленности.
Современный рынок труда. Профессии нефтяной промышленности.
Ученика 9 класса «А»
Гончарюк Дениса Юрьевича
Научный руководитель
учитель технологии
С.А. Аюпова
г. Нижневартовск
2009 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность рынка труда ………………………………………….. 5
1.1. Особенности рынка труда ……………………………………….. 5
1.2. Рынок отдельных профессий……………………………………… 6
Глава 2. Рынок труда Ханты-Мансийского автономного округа,
города Нижневартовска……………………………………………… 7
2.1. Исследование трудоустройства населения………………………. 7
2.2. Характеристика профессий……………………………………….. 9
Глава 3. Профессии нашего региона………………………………………. 11
3.1. Профессии нефтегазовой отрасли……………………………….. 11
Глава 4. Пути получения профессии……………………………………… 13
4.1. Вхождению в профессию………………………………………… 13
4.2. Никогда не останавливаться на достигнутом ………………….. 14
4.2. Вперед к новым знаниям…………………………………………. 15
Заключение 16
Список литературы ………………………………………………………… 17
Введение
Мною была выбрана тема реферата «Современный рынок труда. Профессии нефтяной промышленности» неслучайно, так как я решил продолжить семейную династию (мой дед и мой отец многие годы трудятся на нефтяных промыслах Самотлора) и планирую освоить одну из профессий нефтяной промышленности – автоматизация технологических процессов и производств.
Западная Сибирь занимает почти 30% территории РФ. Она богата такими полезными ископаемыми, которые необходимы для развития экономической деятельности любого государства, в их состав входят нефть, природный газ, каменный уголь и другие. Кроме этого она богата и лесными ресурсами. В результате развития нефтегазовой промышленности появились такие предприятия «гиганты», как: ОАО «ТНК», ОАО “Сургутнефтегаз” и т.д., в работе которых занято очень большое количество трудоспособного населения Западной Сибири.
Сейчас в обществе много людей, которые, в своё время, сделали неправильный выбор профессии – эта проблема мне кажется актуальной. Так же имеет не меньшую актуальность развитие нефтегазовой промышленности в нашем регионе, и все больше молодых людей выбирают профессию для работы нефтяной отрасли.
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда, стабильность функционирования в сегодняшних условиях Западной Сибири, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, города Нижневартовска, а также характеристика некоторых профессий.
Предметом исследования является анализ рынка труда Западной Сибири, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, города Нижневартовска.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели я наметил следующие задачи:
- изучение и анализ информационных источников;
- изучение понятия «рынок труда»;
- исследование рынка труда Западной Сибири, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, города Нижневартовска;
- анализ востребованности различных профессий;
- характеристика некоторых профессий;
- пути получения профессий для работы в нефтяной промышленности.
Гипотеза. Сегодня каждый человек имеет возможность в выборе и получение какой-либо профессии. Но чтобы, после окончания учебного заведения, не остаться за бортом жизни, к этому выбору нужно подойти со всей серьезностью и ответственностью. Выбор «престижных» профессий - это наиболее простой и в то же время наиболее вредный подход, продиктованный социальными штампами. Основной минус этого варианта в том, что такой выбор всегда продиктован предыдущим опытом.
Подводя итог своей работе, я уверен, что справился с поставленными задачами, достиг цели и решил для себя возникшую проблему. Моя задача на будущее стать специалистом по автоматизации технологических процессов и производств, продолжить семейную династию и прожить интересную жизнь.
Сущность рынка труда
Особенности рынка труда
Торговать своей рабочей силой наемные работники приходят на особый рынок — рынок труда. В России рынок рабочей силы регулируется Законом «О занятости населения», принятым в апреле 1991 г. Рынок труда: способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой или иной деятельности. Основными составляющими рынка труда являются совокупный спрос и совокупное предложение. Спрос и предложение на рынке труда определяется свободной рабочей силой и вакансиями, как зарегистрированными в учреждениях службы занятости, так и где потребность в трудоустройстве удовлетворяется на основе личных контактов. Спрос формируется, естественно, по отдельным категориям, профессиям, квалификациям, а также по региональным рынкам. В первом случае - это спрос специалистов и служащих, рабочих, учеников. Специалисты подразделяются на имеющих высшее и среднее специальное образование; нередко более важным считается опыт практической работы. Рабочие по уровню квалификации классифицируются на четыре группы: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные.
Особенностями предложения рабочей силы в Западной Сибири в настоящее время являются: высокий его уровень, низкая территориальная, профессиональная, образовательная мобильность населения, отрицательные темпы его воспроизводства, его старение, снижение общего уровня жизни нации.
Что влияет на представление о достойной оплате и связанный с ним выбор? Применительно к труду вообще велика, особенно для молодежи, роль заработков старших поколений. Среда общения (семейное окружение в первую очередь) является важнейшим определителем выбора работы и предложения труда. Нередко дети идут по стопам родителей, старших братьев или сестер, других ближайших родственников, друзей дома или их собственных друзей. Социологи подтвердили, что это не частные случаи, а тенденция, выраженная достаточно ярко.
Города Нижневартовска
Характеристика профессий
Рассмотрим некоторые востребованные профессии нашего города.
Водитель автомобиля
Общая характеристика профессии: человек, управляющий легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами всех типов и марок.
Должностные обязанности: кроме непосредственного управления автомобилем водитель устраняет возникшие в пути мелкие неисправности, контролирует, например, соблюдение пассажирами правил проезда, посадки и высадки или правильность крепления груза в кузове. Водитель должен владеть навыками управления машиной в разных условиях и знать правила дорожного движения, способы определения и устранения неисправностей, правила технического обслуживания, устройство автомобиля. Можно научиться управлять автомашиной, но стать хорошим водителем может не каждый. Здесь важную роль играет оперативное мышление, способность в кратчайшее время оценить дорожную ситуацию и принять наиболее выгодное решение. Важно сохранять бдительность (не засыпать) в однообразной дорожной обстановке. Водитель должен быть предусмотрительным, наблюдательным и вдумчивым (видеть не только то, что происходит на дороге, но и то, что вот-вот может произойти, судя по поведению участников движения). Профессия водителя предъявляет определенные требования и к физической подготовке, состоянию здоровья.
Квалификационные требования: профессию можно приобрести в профтехучилище, автошколе ДОСААФ, продолжить образование - в техникумах и вузах по специальностям «Автотранспорт».
Медицинская сестра
Общая характеристика профессии: оказание медицинской помощи.
Должностные обязанности: пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний; обеспечение соблюдения правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима; выполнение процедур назначенных врачом; работа в качестве ассистента при проведении врачом операций; оказание неотложной доврачебной помощи; уход за пациентами; ведение необходимой документации, учета лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарств пациентами.
Профессионально-важные качества: аккуратность, организованность, самодисциплина, ответственность, предусмотрительность, пунктуальность, педантичность, самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка, способность рационально действовать в экстремальных ситуациях, трудолюбие, внимание к деталям, способность к распределению внимания между несколькими объектами или видами деятельности, стратегическое мышление, оперативность мышления, хорошее общее физическое развитие - выносливость, координированность, сила, быстрота, умение грамотно выражать свои мысли, сохранение бдительности в условиях однообразной деятельности, активность, способность работать в напряженных условиях, умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке, умение работать в условиях ненормированного графика, склонность к работе с документацией, способность к сопереживанию, умение правильно и эффективно распределять время.
Квалификационные требования: для овладения профессией необходимо среднее или высшее профессиональное образование.
Профессии нашего региона
Пути получения профессии
Вхождение в профессию
Если кому-то интересна тяжёлая, хорошо оплачиваемая, мужская работа на месторождениях нефти и газа, то обучение в региональном центре дополнительного профессионального образования (Школа буровых кадров) можно считать отправной точкой в пути получения рабочей профессии для нефтяной и газовой промышленности.
Региональный центр дополнительного профессионального образования создан 22 января 2001 г. на базе Школы буровых кадров - учебного центра, занимавшегося подготовкой персонала для крупнейшего в своё время в России объёдинения по добыче нефти и газа "ОАО Нижневартовскнефтегаз", которое и сегодня является учредителем центра.
6 января учебному центру исполнилось 25 лет. За это время накоплен огромный опыт в профессиональной подготовке кадров.
В 2003 году ОАНО "РЦДПО" прошёл государственную аттестацию и получил свидетельство о государственной аккредитации. Это даёт право на выдачу выпускникам документов государственного образца и на пользование печатью с изображением герба Российской Федерации. Приоритетным направлением деятельности Регионального центра является обеспечение образовательными услугами предприятий входящих в корпоративное управление ОАО "ТНК-ВР", и также работа с другими юридическими и физическими лицами. Таким образом, любая организация и любой гражданин может воспользоваться услугами центра.
В состав Регионального центра ДПО входят восемь направлений подготовки (бурение, ремонт скважин, специальной техники; добыча, подготовка и переработка нефти и газа и др.), обеспечивающих учебный процесс, аттестационный пункт для сварщиков и специалистов сварочного производства и Учебный полигон.
Штат укомплектован высококвалифицированными преподавателями, мастерами и инструкторами производственного обучения, имеющими педагогический и практический опыт работы.
Для проведения курсов повышения квалификации руководителей и специалистов, а также семинаров по наиболее актуальным темам и проблемам наряду со специалистами из Нижневартовска приглашается профессорско-преподавательский состав из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Тюмени и других городов России, привлекаются иностранные специалисты и преподаватели.
Девиз центра «Своевременная и качественная подготовка кадров это одна из составляющих успешной и эффективной деятельности предприятия».
Вперед к новым знаниям
Следующей ступенью образования является обучение в Тюменском государственном нефтегазовом университете, филиал которого находится в нашем городе.
Свою родословную Тюменский государственный нефтегазовый университет ведет от учебно-консультационного пункта Уральского политехнического института, с 1963 года. Новейшая история вуза началась в 1994 году с присвоения нового статуса и нового имени – Тюменский государственный нефтегазовый университет. Перед вузом открылись новые перспективы, важнейшие из которых – создание системы именно университетского образования, расширение спектра образовательных программ, т.е. возможности получения высшего образования по целому спектру направлений – от технического, естественно-научного до гуманитарного.
Происходящие в Тюменском регионе в последнее десятилетие социально-экономические изменения обусловили необходимость создания в Тюменском государственном нефтегазовом университете уникальной многоуровневой структуры, ориентированной на удовлетворение потребностей регионального рынка труда на подготовку творческих, многофункциональных и высокопрофессиональных специалистов.
В настоящее время ТюмГНГУ - один из крупнейших научно-образовательных университетских комплексов России, включающих все уровни образования, начиная от общего среднего, начального среднего и высшего профессионального образования до магистратуры, аспирантуры и докторантуры, повышения квалификации и переподготовки кадров. Университет оказывает образовательные услуги по 74 специальностям ВПО, может осуществлять подготовку по 69 программам НПО, 63 программам СПО базового и повышенного уровня, 279 программам профессиональной подготовки, ведёт образовательную деятельность по 23 программам бакалавриата, 10 программам магистратуры и программе МВА, ориентированной на подготовку высокопрофессиональных менеджеров-практиков, способных эффективно осуществлять руководство организацией в бизнес среде. Общее количество образовательных программ с учетом аспирантуры, докторантуры, повышения квалификации, рабочих профессий и других составляет 650.
Заключение
Подводя итог, можно констатировать, что работа в нефтяной отрасли по-прежнему остается перспективной, так как в России сегодня она стабильнее других областей промышленности. В условиях изменчивых рыночных отношений происходят и изменения на рынке труда. Всю большим спросом пользуются конкурентоспособные, профессионально мобильные специалисты.
Таким образом, окончив школу и входя в трудовую жизнь простым слушателем регионального центра дополнительного профессионального образования, затем постоянно совершенствуя свои знания и умения в образовательных учреждениях нашего города, я хотел бы назвать себя продолжателем семейной династии. Мне бы очень хотелось, чтобы спустя некоторое время, мой дед и мой отец увидели во мне своего коллегу, соратника и могли бы с гордостью сказать: «У нас в семье сложилось нефтяное братство!».
Список литературы
1. Кодекс законов о труде РФ — М: Норма-Инфра М, 2000.
2. Адамчук В.В. Экономика и социология труда. Учебник — М.: ЮНИТИ, 1999.
3. Баженов В.И. Экономика и социология труда: Учебное пособие / В.И. Баженов, И.Н. Долгих, Л.М. Поталицина — Томск: ТПУ, 2000.
4. Блинова Т.В. Экономическая политика, структура занятости и безработицы в российских регионах — М.: РП-ЭП, 2002.
5. Боровик В.С. Занятость населения: Учебное пособие — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
6. Васильев Я.Т. Региональная занятость и рынок труда: Основы теории, функционирования и прогнозирования: Наука, 2000.
7. Геньш Б.М. Экономика и социология труда. Учебник — М.: Норма, 2001.
8. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации — М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
9. Костин Л.А. Российский рынок труда: Вопросы теории, истории, практики — М.: Профсоюзы и экономика, 1998.
10. Кулинцев И.И. Экономика и социология труда — М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.
11. Экономика и социология труда: Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и В.А. Кулакова — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
Современный рынок труда. Профессии нефтяной промышленности.
Ученика 9 класса «А»
Гончарюк Дениса Юрьевича
Научный руководитель
учитель технологии
С.А. Аюпова
г. Нижневартовск
2009 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность рынка труда ………………………………………….. 5
1.1. Особенности рынка труда ……………………………………….. 5
1.2. Рынок отдельных профессий……………………………………… 6