З. Развитие интонационной выразительности речи
3.1. Формирование ритмической организации высказывания
Логопедическая работа по данному направлению ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения:
1. Развитие восприятия ритмических структур.
Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары ) — громких и тихих, с короткими и длинными паузами:
Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.
2. Воспроизведение ритмических структур.
При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное.
Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор.
3. Формирование ритмической организации высказывания.
Работа по данному разделу осуществляется в определенной последовательности: от узнавания ритмических структур к пониманию и сознательному анализу воспринимаемого образца и далее — к упражнениям на сознательную имитацию, которые служат в конечном счете усвоению навыков ритмики слова и формированию ритмической организации высказывания. В ходе логопедической работы предусматривается постепенное усложнение предлагаемого речевого материала:
1) односложные слова:
а) без стечения согласных — дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч и т. д.;
б) со стечением согласных — стул, гром, торт, соль, брат и т. д.;
2) двусложные слова:
а) без стечения согласных, с первым ударным слогом — мама, каша, море, мясо, зубы, мыло, руки, мыши и т. д.;
б) без стечения согласных, с последним ударным слогом — оса, узор, диван, зима, замок, коза и т. д.;
в) со стечением согласных, с ударением на первом слоге — краска, сабля, масло, марка, тряпка, дочка и т. д.;
г) со стечением согласных, с последним ударным слогом — окно, доска, кирпич, матрос, очки и т. д.;
3) трехсложные слова:
а) без стечения согласных, с ударением на первом, среднем, последнем слоге — ягода, посуда, машина, сапоги, самолет, колесо и т. д.;
б) со стечением согласных, с первым, средним, последним ударным слогом — яблоко, автобус, скамейка, колбаса и т. д.;
4) пары слов без перемещения ударного слога:
а) односложные (без стечения и со стечением согласных): гусь—гуси, зуб—зубы, стул—стулья, гвоздь—гвозди и т. д.;
б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): песня—песни, машина—машины, палец—пальцы, спица—спицы, спичка—спички и т. д.;
5) пары слов с перемещением ударного слога:
а) односложные (без стечения и со стечением согласных): дом — дома, сад — сады, столб — столбы, стол — столы и т.д.;
6) многосложные (без стечения и со стечением согласных): доска—доски, дерево—деревья, окно— окна, колесо—колеса и т. д.;
б) словосочетания и фразы с различными комбинациями по месту ударения в словах: красивое платье, маленький мяч, высокое дерево и т. д.; Мама пришла. Дома было тихо. Наступила весна и т. д.
Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений:
1. Восприятие и воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка:
та -та та-та" та—та-та" та-та"-та та"-та-та
па -па па-па" па—па-па" па-па"—па па"-па-па и т. д.
2. Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно).
3. Подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре.
4. Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение).
В процессе логопедической работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей.
.3.2. Формирование темповой организации высказывания
Логопедическая работа по развитию у дошкольников с ЗПР способности использовать в речи различные темповые характеристики осуществляется в три этапа:
1. Развитие общих представлений о темпе речи.
2. Развитие восприятия различного темпа речи. Выделение данного этапа обусловлено прежде
всего тем, что достаточный уровень развития речевого слуха и, в частности, таких его компонентов, как восприятие и дифференциация различного темпа и ритма речи, имеет определяющее значение для формирования интонационной выразительности речи.
3. Развитие умения воспроизводить различный темп речи:
а) воспроизведение темповой характеристики фразы сопряженно с логопедом; б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно, вслед за логопедом;
в) самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы.
В тех случаях, когда у дошкольников с ЗПР в их собственной речи наблюдаются отклонения от нормального темпа речи, используются специальные упражнения, направленные на его нормализацию. Упражнения проводятся систематически, основной прием работы — подражание темпу речи логопеда. Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем следующих упражнений:
• повторение за логопедом фраз в медленном темпе (сопряженно и вслед за логопедом);
• самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отстукивание каждого слога (слова) — ударами рукой по столу, отхлопыванием, ударами мяча и т. д.;
• ответы на вопросы логопеда — сначала шепотом в медленном темпе, затем вслух — медленно и ритмично;
• медленное проговаривание сложных скороговорок (трудности проговаривания обеспечивают замедление темпа);
• проговаривание фраз под медленную музыку, под маршировку и т. д.;
• различные речевые игры, в которых присутствует необходимость медленного проговаривания слов;
• использование инсценировок (применение кукол-персонажей также позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники должны осуществлять различные действия с фигурками);
• рассказы по картине, чтение стихотворении в медленном темпе (сопряженно и отраженно с логопедом, самостоятельно; под удары метронома и без них).
Во всех случаях при выполнении упражнений может предусматриваться зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также в значительной мере способствует замедлению темпа.
Устранение замедленного темпа речи предусматривает использование следующих упражнений:
• повторение за логопедом фраз в быстром темпе (сопряженно и вслед за логопедом);
• самостоятельное проговаривание фраз в быстром темпе под удары метронома;
• проговаривание фраз под быструю музыку;
• заканчивание фразы, начатой логопедом, в быстром темпе;
• заучивание и произнесение в быстром темпе стихов и скороговорок;
• использование различных игр, инсценировок, требующих быстрого произнесения слов.
Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают определенное воздействие на нормализацию темпа речи.
Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются:
1. Формирование у дошкольников с некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный).
2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи.
3. Формирование умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи.
Для решения этих задач предусматривается использование различных игровых упражнений, содержанием которых были следующие задания:
• определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка;
• определить на всем протяжении рассказа (стихотворения), как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком);
• привести примеры, когда необходимо говорить быстро (при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т. д.);
• привести примеры, когда нужно говорить медленно (например, когда что-либо объясняешь, когда загадываешь загадку и т. д.);
· определить подходящий для высказывания темп речи;
• заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, затем в быстром темпе;
• произнести по сигналу логопеда фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном);
• разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа;
• моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи — например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с. маленьким ребенком и т. д.
Приведем в качестве примера несколько игровых упражнений и заданий, которые могут быть использованы в работе по развитию восприятия и воспроизведения темпа речи.
«Угадай, как надо делать». Логопед произносит одну и ту же фразу несколько раз в разном темпе: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Затем в игру вводятся другие фразы, например: «Мы с Антошкой едем по дорожке», «Ветерок играет с листочками» и т. д.
«Дождик». Логопед читает стихотворение:
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва:
Кап, кап, кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять:
Кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Кап, кап, кап.
Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова «Кап, кап, кап». В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.
«Дятел». Логопед произносит двустишие несколько раз в разном темпе:
Дятел дерево долбит,
На весь лес он стучит.
Детям предлагается произносить слова «тук-тук, тук-тук» в том же темпе, в котором было произнесено двустишие. Далее дети произносят данное двустишие в разном темпе, в зависимости от просьбы логопеда.
3.3. Формирование интонационной выразительности речи
1. Развитие восприятия различных видов интонации.
Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:
1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).
2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:
а) знакомство с повествовательной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по выделению повествовательной интонации.
3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:
а) знакомство с вопросительной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по различению вопросительной интонации.
4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:
а) знакомство с восклицательной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по выделению восклицательной интонации.
5. Развитие дифференциации различных видов интонации.
При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик «Точка», гномик «Вопросик», гномик «Восклицание», либо картинки с изображением ., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:
Восклицательный знак
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнестись должны!
(А, Тетивкин)
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца!
Вопросительный знак
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.
(А. Тетивкин)
Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом.
Точка
У нее особый пост
В самой малой строчке.
Если точка —
Вывод прост:
Это значит —
Точка.
Фразу следует кончать,
Если точка рядом.
Точку надо уважать,
Точку слушать надо.
(Ф.Кривин)
Предложения бывают:
1. Вопросительные
Сейчас, когда приду домой,
Произнесет их мама:
«Ты дрался, да?..
Ты что — немой?..
Ну что молчишь упрямо?»
2. Повествовательные
Повествовать придется мне, И я скажу: «Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...»
3. Восклицательные
Тут папа в комнату войдет.
Войдет и скажет:
«Лоботряс!
Я проучу тебя сейчас!»
(Ф. Кривин)
2. Формирование интонационной выразительности речи.
В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:
1. Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.
2. Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.
В данных заданиях широко используются игры и инсценировки («Далеко или близко?», «Заблудились», «Высоко или низко», «Три медведя») и т. д.
3. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков:
а-а-а-а-а у-у-у-у-у з-з-з-з-з и т. д.
4. Длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из двух—трех звуков:
ау ои ауи аза усо и т. д.
5. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух—трех гласных звуков:
у — беззвучная артикуляция — ау, ауи
у — шепотное произнесение — ау, ауи у — тихое произнесение — ау, ауи у —~ громкое произнесение — ау, ауи и т. д.
6. Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков — громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса.
7. Повышение и понижение голоса при произнесении отдельных гласных звуков, сочетаний из двух—трех гласных звуков, слогов:
8. Чередование повышения и понижения голоса при произнесении отдельных звуков.
9. Постепенное повышение голоса с последующим его понижением при произнесении гласных звуков.
Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:
1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся
понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:
Это Маша.
Маша поет.
На улице ранняя весна. И т. д.
2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:
Маша пришла? Маша пришла? Маша поет песню? Маша поет песню? Маша поет песню? И т. д.
3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове:
Как Маша поет?
Когда он приедет?
Сколько в саду детей? И т. д.
4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой:
Какая она красавица!
Это же мама!
Доброе утро!
и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности):
За-а-айчик мой! Маша, дааай ручку!
и его сокращение:
Смотри!
Начинай работу! И т. д.
В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем — самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:
Эту сказку ты прочтешь
Тико, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
и его ежиха.
Серый еж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них —
Очень тихий ежик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок-ежик.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ.
В дом лесной вернутся еж,
Ежик и ежиха,
Если ёказку ты прочтешь
Тихо, Тихо,
Тихо...
. (С. Маршак)
Скажи погромче Слово «гром» — Грохочет слово, Словно гром.
(А. Барто)
Опавшей листвы
разговор еле слышен:
Мы с кленов...
Мы с яблонь...
Мы с вязов...
Мы с вишен...
С осинки...
С черемухи...
С дуба...
С березы...
Везде листопад:
На пороге — морозы!
(Ю. Капотов)
В водах тихого затона
Пели песни три тритона.
Первый звался Харитоном,
Пел красивым баритоном.
Славно пел тритон Антон,
Был он тоже баритон.
Но у третьего тритона
Голос ниже на три тона.
А уж если у тритона
Голос ниже баритона —
Значит, это мощный бас!
Вот и весь рассказ.
(Л. Мезинов)