Развитие восприятия и дифференциации звуков речи

.1.1 Узнавание и различение неречевых звуков

Логопедическая работа по данному разделу пре­дусматривает формирование у детей способно­сти узнавать и дифференцировать неречевые зву­чания через специально подобранную систему игр и упражнений («Угадай, что звучало?», «Что делает Петрушка?», «У кого звучит игрушка?» и т. д. ). В процессе этой работы у детей форми­руются также навыки слухового внимания и слу­ховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать зву­ки речи

1.2 Различение правильно и дефектно произнесенного звука

На протяжении работы по данному направлению у детей воспитывают навыки слухового кон­троля. Необходимость развития у дошкольников слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произноше­ния звуков способствует развитию фонематичес­кого слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. Для достижения поставлен­ной цели используется целый ряд игр и упражне­ний, направленных на различение правильно и де­фектно произнесенного звука в чужой и собствен­ной речи. Логопедическая работа ведется по трем направлениям:

1. Развитие навыка слухового контроля за ка­чеством произнесения в чужой речи звуков, не на­рушенных в произношении ребенка.

2. Развитие навыка слухового контроля за ка­чеством произнесения в чужой речи звуков, нару­шенных в произношении ребенка:

а) дефект произношения отличен от собствен­ного;

б) дефект произношения аналогичен собствен­ному.

3. Развитие навыка слухового самоконтроля.

Различение правильно и дефектно произнесен­ного звука в чужой речи осуществляется через си­стему слуховых упражнений в определенной по­следовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение:

а) звуков в слогах различной структуры (откры­тых, закрытых, со стечением согласных);

б) звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных);

в) звуков во фразах.

Наряду с имитацией неправильного произноше­ния логопед воспроизводит и правильное произно­шение звуков. Зрительное восприятие артикуля­ции логопеда исключается.

В качестве примера приведем упражнения по развитию способности различения дефектного и нормативного произношения.

«Недовольный Саша». Детям предлагается про­слушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произ­ношение звуков — поднимают картинку с изобра­жением недовольного Саши.

«Как правильно сказать?». Логопед имити­рует искаженное и нормальное произнесение зву­ка в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правиль­ный.

«Будь внимателен». Перед ребенком расклады­вают картинки (банан, альбом, клетка) и предла­гают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднима­ет зеленый флажок, неправильно — красный. Про­износимые слова:

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, ба-ван, ванан и т. д.

1.3 Различение близких по звуковому составу слов

В процессе логопедической работы используют­ся игры и упражнения с постепенным усложнени­ем условий дифференциации слов: от слов, отли­чающихся несколькими звуками, к словам, разли­чающимся только одним звуком.

Примеры используемых игр и упражнений

«Незнайка запутался». Логопед рассказыва­ет детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.)- Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из опре­деленной группы картинок ту, которая нужна Не­знайке (предмет, изображенный на картинке, на­зывает логопед).

«Придумай слово». Логопед предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова,

которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).

«Чем отличаются слова». Логопед предла­гает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф, Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помо­щью наводящих вопросов логопеда разницу в зву­чании этих слов.

«Лишнее слово». Логопед четко произносит сло­ва и предлагает ребенку назвать слово, отличаю­щееся от остальных:

канава, канава, какао, канава; утенок, котенок, утенок, утенок; ком, ком, кот, ком; минута, монета, минута, минута;

винт, винт, винт, бинт; буфет, букет, буфет, буфет; дудка, будка, будка, будка и т. д.

«Лишнее слово» (второй вариант). Логопед про­износит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

мак, бак, так, банан; сом, ком, индюк, дом; лимон, вагон, кот, бутон; мак,бак, веник, рак; совок, гном, венок, каток; пятка, ватка, лимон, кадка; ветка, диван, клетка, сетка; каток, моток, дом, поток и т. д.

«Мое слово». Логопед предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображен­ные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похо­же по звучанию на названное:

картинки: мак, дом, ветка; слова для сравне­ния: сетка, ком, бак, клетка;

картинки: совок, вагон, гном; слова для сравне­ния: дом, лимон, бидон, загон, каток;

картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.

«Поэт». Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предла­гает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).

От грязнули даже стол

Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).

Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).

Тебе кукла, а мне — мячик.

Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)]

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую... (лису, белку).

Опустела мостовая,

И уехали... (автобусы, трамваи, такси).

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу)" и т. д.

«Расставь по местам». Логопед читает стихот­ворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предме­ты, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные поня­тия уточняются.

Я тебе задачу дам — все расставить по местам: Что скатали мы зимой...? Что построили с тобой...? На крючок в реке попал...? Может все, хоть ростом мал...?

Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.

Я опять задачу дам — все расставить по местам:

Что стащил игривый кот...?

Детям мамочка плетет...?

С гор спускается, течет?

Что за скользкий, ровный лед...?

Слова для выбора: каток, поток, венок, моток и т. д.

1.4. Дифференциация слогов

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним зву­ком, широко используется прием повторений серии слогов с различающимися гласными и со­гласными звуками, с акустически далекими и аку­стически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры — от­крытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Примеры упражнений и игр

Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками:

та-ка-па ка~на-па фа-ха-ка ба-да-га

и т. д.

па-ка~та га-ба-да ма-на-ва ка-ва-ха

Повторение серий слогов с согласными звука­ми, различающимися по мягкости—твердости:

Повторение серий слогов с наращиванием сте­чения согласных звуков:

па-тпа на-пна ка-фка фа-тфа

та-пта на-фна ка-тка ка-пка

та-фта ма-кма на~кна та-кта

и т. д.

Аналогично — с другими гласными звуками.

Повторение серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

пта-пто-пту-пты кта-кто-кту-кты фта-фто-фту-фты тпа-тпо—тпу-тпы и т.д.

тма-тмо-тму—тмы кна-кно—кну-кны фка-фко-фку-фкы пна—пно-пну—пны

Повторение серий слогов со сменой позиции со­гласных звуков в стечении:

пта-тпа

пка-кпа

фпа-пфа

и т.д.

кта-тка фка-кфа

гда-дга

фта-тфа хта-тха вба-бва

Игра «Телефон». Дети сидят в ряд друг за дру­гом. Логопед называет слог или серию слогов (например: са, су—су—со, па—па—са и т. д., со­стоящие из звуков, не нарушенных в произноше­нии детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произ­носит ее вслух. Последовательность цепочки ме­няется.

Игра «Какой отличается?». Логопед произ­носит серию слогов (например: ну—ну—но, сва— ска—сва, са—ша—са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

1.5. Дифференциация звуков

Логопедическая работа по дифференциации зву­ков осуществляется согласно традиционной мето­дике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки {с посте­пенным переходом от акустически далеких к аку­стически близким), звуки в слогах, словах. Каж­дому звуку подбирается картинка-образ. Содержа­ние упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.

Примеры игр и упражнений

«Угадай, кто (что) это был(о).» Детям пред­лагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (на­пример: корова — мычит м-м-м, тигр — рычит

рр-р, пчела — жужжит ж-ж-ж). Логопед длитель­но (в усложненном варианте — кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.

«Какой звук лишний?».Логопед называет детям звуки а, у и просит запомнить их. Затем логопед называет ряд звуков, включающий наряду с вы­шеуказанными и другие гласные: э, ы, и, о. Детям предлагается поднимать флажок только на тех зву­ках, которые были предложены к запоминанию. Аналогично игра проводится с согласными звука­ми (далекими и близкими по акустическим харак­теристикам).

«Различай и повторяй». Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:

«Повторяй за мной только звук с>> — предлага­емый звукоряд: з, с, ш, с и т. д.

«Повторяй за мной только слоги со звуком с» — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.

«Повторяй за мной только слова со звуком с» — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка; коса, заря, кусок и т. д.

Речевой материал может быть подобран по-раз­ному, с учетом цели задания — выделение гласных звуков, согласных (твердых—мягких, звонких— глухих, свистящих—шипящих, аффрикат и зву­ков, входящих в их состав, и т. д.)> звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в сло­вах-квазиомонимах и т. д. «Озорные звуки». Логопед читает детям двусти­шие и предлагает определить, какие звуки «озор­ничают», и сказать слово правильно:

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку}.

Русская красавица

Своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!»

Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

Белокрылые хозяйки,

Над волной летают сайки (чайки).

1.6. Формирование фонематического анализа и синтеза

Система логопедической работы по формирова­нию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков

в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фо­нематического анализа и синтеза:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);

г) слова без стечения согласных:

1) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)

2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);

д) слова со стечением согласных:

1) двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);

2) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);

3) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);

4) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);

5) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стек­ло, грабли и т. д.);

е) трехсложные слова (береза, крапива, лодоч­ка, скамейка и т. д.).

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале ра­боты с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств — графиче­ских схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий проис­ходит на основе представлений без опоры на вспомо­гательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлага­ется выполнить следующие задания:

1. Выделить гласный (согласный } звук из ряда других звуков (поднять флажок).

2. Выделить слог с определенным звуком (под­нять флажок).

3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).

4. Назвать первый, последний звук в слове, оп­ределить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.

5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картин­ки с определенным количеством звуков).

6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Задания предлагаются в игровой форме, с ис­пользованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигналь­ными флажками (символами, картинками), опу­скание при произнесении логодедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его деть­ми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.

Наши рекомендации