Тема 10. Дифференциация звуков в структуре индивидуальных занятий.
В работах О.В. Правдиной, посвященных методике логопедической работы при нарушениях звукопроизношения много внимания уделено, в том числе автоматизации и дифференциации звуков.
Для полноценного пользования навыками правильного произношения звуков необходимо наличие фонематического слуха, т. е. способности различать звуки речи как в произношении другого лица, так и в собственной речи.
У ребенка фонематический слух формируется не сразу, а в процессе развития речи (ее восприятия и ее воспроизведения).
Развитие фонематического слуха происходит в соответствии с закономерностями формирования любой сложной психической деятельности; в начале его развития ребенок, слушая речь, фиксирует внимание на артикуляции говорящего и сам повторяет услышанное. Различение звуков устанавливается в следующей последовательности: сначала появляются дифференцировки наиболее далеких звуков, т. е. принадлежащих к разным фонетическим группам (м—ш, р—с и т. п.); затем становятся возможными более тонкие дифференцировки — различение звуков, принадлежащих к одной фонетической группе (ш—с, п—б и т. д.).
Частично дифференциация смешиваемых звуков имеет место при постановке звука и автоматизации его. Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании. Часто в пределах одной и той же фразы смешиваемые звуки могут быть употреблены то правильно, то неправильно, например: Миша и Саса ушли в школу. Даже одно и то же слово может произноситься то правильно, то неправильно (зубы — жубы).
Ребенок должен приобрести не только правильный двигательный навык произношения отдельных заученных слов, но и умение контролировать свое произношение и исправлять его на основании сравнения воспринимаемой речи окружающих и собственной. И то и другое приобретается на основе выработки дифференцировочного торможения в речи в самых разнообразных условиях.
Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи.
Каждый из этих разделов работы имеет свои особенности. Как известно, в создании тех или иных дифференцировок самым трудным оказывается самый первый шаг. Таким шагом в логопедической работе по дифференциации будет работа над слогами.
Для работы над дифференциацией в слогах любых двух смешиваемых звуков предлагается таблица в двух вариантах следующего типа:
Для звуков m и д
та —да да — та
то —до до — то
ту —ду ду —ту
ты—ды ды—ты
Для звуков р и л
ра — ла ла — ра
ро — ло ло — ро
РУ — лу лу — ру
ры — лы лы — ры
В каждой из таблиц стоят параллельные слоги с дифференцируемыми согласными в последовательном соединении с четырьмя гласными звуками. Прежде всего следует убедиться в умении правильно произносить (прочесть или повторить за логопедом) сначала один из смешиваемых звуков в соединении с различными гласными, а затем и другой. Это самый легкий вид дифференциации, который должен быть достигнут уже на этапе автоматизации. После проверки предлагается сопоставление двух сходных слогов с одной и той же гласной, т. е. произнесение (прочтение или повторение за логопедом) слогов таблицы построчно, а затем то же сопоставление, но в обратном порядке. Произношение слогов в указанном порядке практикуется до тех пор, пока ребенок не будет безошибочно произносить слоговые строчки в обоих вариантах. После этого можно быть уверенным, что дифференциация между артикулированием сходных слогов установилась (у грамотного ребенка закрепилась и связь произношения звука с его зрительным образом — Но это еще не значит, что эти звуки различаются и на слух
хотя бы в таких простых звуковых комплексах, как слоги однородной структуры. Эту таблицу необходимо проработать в целях дифференциации звуков со слуха. Если при дифференциации артикуляции мы предъявляли требование: « Прочти данный слог, данную строку» или: «Повтори...», то при дифференциации слогов со слуха предъявляется противоположное требование: «Послушай, что я тебе скажу, и покажи, где это написано». Логопед произносит сначала отдельные слоги то из правой, то из левой колонки, вразбивку (та, до, ды, то...), а затем строчки таблицы (та-да, ду-ту, да-та, то-до...).
Сначала предъявляются пары слов, которые отличаются друг от друга только одним звуком, причем отличные звуки в этих словах и есть дифференцируемые звуки. Такие слова можно подобрать на любые пары звуков (том-дом, суп-зуб, свет-цвет, мишка-миска, рак-лак и т. д.). При дифференциации произношения этих слов обращается внимание на изменение смысла слова с изменением одного звука: прослушав слово, ребенок должен правильно показать названное на одной из двух картинок или одно из двух написанных слов. В дальнейшем можно дать ряд предметных картинок, названия которых включают то один, то другой из дифференцируемых звуков, и предложить разложить их соответственно на две группы (можно под соответственными буквами). Хорошее упражнение — придумывание слов, начинающихся или вообще включающих то один, то другой из смешиваемых звуков и т. п.
Словарный материал можно усложнять, предлагая слова, в которых одновременно имеются оба звука, а затем можно перейти к произнесению, чтению, придумыванию и записыванию постоянно усложняющихся фраз и, наконец, к развернутой речи.
Очень большое значение имеет в этих случаях работа с разрезной азбукой, так как здесь звуковой анализ не подменяется привычным написанием слова.
Крайне важен вопрос о формах работы по дифференциации звуков с дошкольниками, не умеющими ни читать, ни писать. Откладывать эту работу до поступления в школу нецелесообразно, так как неумение различать сходные звуки будет препятствовать обучению грамоте, создаст основу для второгодничества.
Этот вопрос можно решить двумя способами. Первый — использование разнообразных настольных игр со специально подобранным речевым материалом — лото (причем на карточках изображены предметы, названия которых включают дифференцируемые звуки), картинных домино, построенных по тому же принципу. Второй — включение в логопедическую работу с детьми 4—4,5 лет элементов обучения грамоте, начиная знакомство с гласных и со смешиваемых пар согласных звуков.
Значимость каждого из трех этапов работы при исправлении звуков у ребенка может значительно изменяться в зависимости от состояния звуковой стороны речи и даже всей речи в целом. В частности, очень большое значение в этой работе имеет темп речи. Быстрый темп речи затрудняет и замедляет работу на этапах автоматизации и дифференциации, так как все вновь создаваемые навыки требуют замедленного их воспроизведения до их полной автоматизации.
Если данный звук ребенок совсем не произносит, нужна помощь логопеда. Если звук изолированно (хотя бы и по подражанию) или в отдельных словах произносится правильно, постановка звука отпадает. В работе с дошкольниками этап автоматизации часто может быть совсем опущен, так как неправильное произношение звука в речи еще не носит устойчивого характера, а следовательно, не автоматизирован. Поэтому поставленный звук часто автоматизируется самостоятельно, что характерно для нормального развития речи.
В тех случаях, когда было искаженное произношение звука, а не замена его другим звуком речи, дифференциация бывает не нужна. Дифференциация звуков особенно трудна и длительна у детей с нарушениями слуха и у умственно отсталых, а также у детей, дефекты произношения которых обусловлены парезами артикуляторных мышц.
Методика автоматизации и дифференциации звуков различных категорий однотипна, но требует использования различного речевого материала, насыщенного тем или иным звуком, а методика постановки разных звуков различна, так как зависит от категории групп дефектных звуков и от характера нарушения (вида и его варианта).
Литература:
«Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи» под ред. Л.С. Волковой.-М., 2003.
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» -М., 1998.
В.И. Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми»- М., 1979.
Задание для самостоятельной работы
Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по дифференциации звуков.
Приложение 1
(По материалам статьи из журнала Логопед №1,2, 2005; Акименко В. М. «Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением моделей артикуляции звуков»).
Рассмотрим применение моделей артикуляции при исправлении нарушений произношения в группе шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч].
Постановка звука [ш]
Ребенку объясняется правильная артикуляция звука на примере артикуляционного профиля
Рис. 1. Профиль артикуляции звука [ш]
Губы — округлены, немного вытянуты вперед.
Зубы — сближены до 4—5 мм.
Язык — кончик широкий, поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Голосовые складки — разомкнуты, голос не образуется.
Воздушная струя — сильная, широкая, теплая.
Затем вводится его модель артикуляции (рис. 2).
Рис.2 Модель артикуляции звука (ш)
Ребенок должен понять, что для правильного произнесения звука [ш] необходимо округлить губы и вытянуть их трубочкой — на модели это круг. Большая стрелка вверх — язык поднят, кончик языка за альвеолами — на модели кружок вверху круга. Когда ребенок воспроизводит нужный артикуляционный уклад, просят дунуть, как ветерок. Слышится звук [ш].
Если ребенок заменяет звуки, то в коррекционную работу включаются упражнения по развитию фонематического слуха. Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию заменяемого звука, помогает их различению. Сравнивая по моделям заменяемые звуки, ребенок находит отличия в их графике. Если проанализировать наиболее распространенные замены звуков, то на моделях эти отличия становятся еще более заметными.
Звук [ш] заменяется на звук [с]
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис.2, 3).
Рис. 3. Модель артикуляции звука [с]
Губы. При произнесении звука [с] губы в улыбке (на модели
прямоугольник), а при произнесении [ш] округлены (на модели
круг).
Язык. При произнесении звука [с] кончик языка у нижних резцов (кружок под прямоугольником), а при произнесении [ш] — поднят за альвеолы (кружок вверху круга, стрелка показывает движение языка вверх).
Звуки [с] и [ш] глухие (на моделях нет колокольчика), твердые.
Звук [ш] заменяется на звук[ф] (губно-зубной парасигматизм)
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 2, 4).
Рис. 4. Модель артикуляции звука [ф]
Губы. При произнесении звука [ш] губы округлены (на модели круг), а при произнесении [ф] нижняя губа приближена к краям верхних резцов (на модели фигура, напоминающая дугу).
Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы (кружок вверху круга, стрелка показывает движение языка вверх), а при произнесении [ф] кончик языка у нижних резцов, но оттянут назад (на модели кружок ниже фигуры).
Звуки [ф] и [ш] глухие (на моделях нет колокольчика), твердые.
Звук[ш] заменяется на звук[т] (призубный рэрасигматшм)
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 2, 5).
Рис. 5. Модель артикуляции звука [т]
Губы. При произнесении звука [ш] губы округлены (на модели круг), а при произнесении [т] принимают нейтральное положение (на модели прямоугольник).
Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы (кружок вверху круга, стрелка показывает движение языка вверх), а при произнесении [т] кончик языка у верхних резцов (на модели кружок над прямоугольником).
Звуки [т] и [ш] глухие (на моделях нет колокольчика), твердые.
Звук [ш] заменяется на звук [ш']
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 2, 6).
Рис. 6. Модель артикуляции звука [ш1]
Губы. При произнесении звуков [ш] и [ш'] губы округлены (на моделях круг).
Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы (кружок вверху круга, стрелка показывает движение языка вверх), а при произнесении [ш'] кончик языка ниже, у альвеол (на модели кружок ниже, стрелка показывает движение языка вверх).
Звуки [ш'] и [ш] глухие (на моделях нет колокольчика).
Постановки звука [ж]
Разница в артикуляции звуков [ж] и [ш] заключается в том, что при произнесении [ж] в работу включаются голосовые складки. На моделях показано, что эти звуки похожи по положению языка, губ, но при произнесении [ж] включается голос (на модели колокольчик) (рис. 2, 7).
Рис.7. Модель артикуляции звука [ж]
Звук [ж] заменяется на звук [з]
На этом различии и основана постановка звука. Для дополнительной наглядности ребенок может приложить тыльную сторону ладони к горлу и услышать разницу в произнесении звуков [ж] и [ш].
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис.7, 8,).
Рис.8. Модель артикуляции звука [з]
Губы. При произнесении звука [з] губы в улыбке (на модели прямоугольник), а при произнесении [ж] губы округлены (на модели круг).
Язык. При произнесении звука [з] кончик языка находится у нижних резцов (кружок под прямоугольником), а при произнесении [ж] язык поднят за альвеолы (на модели движение стрелки вверх).
Звуки [з] и [ж] звонкие (на моделях колокольчик).
Постановка звука [ш']
Круг означает, что при произнесении звука [ш'] губы округлены, стрелка, направленная вверх, — язык поднят вверх, но ниже, чем при произнесении звука [ш] (см. рис. 6).
Постановка звука [ч1]
Звук [ч'] относится к группе аффрикат, т.е. он возникает в результате быстрого соединения смычно-взрывного звука [т'] с последующим щелевым звуком [ш'] (рис. 9).
Рис. 9. Модель артикуляции звука [ч']
На модели круг означает, что губы выдвинуты вперед, округлены. В первый момент кончик языка производит смычку с верхними резцами (кружок внизу круга). Затем кончик языка поднимается к нёбу (стрелка показывает движение языка вверх, а кружок — следующее положение кончика языка). Модель, таким образом, помогает объяснить ребенку сложное произношение звука [ч].
Звук [ш'] заменяется на звук [ч1]
Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 6, 9).
Губы. При произнесении этих звуков губы округлены, слегка выдвинуты вперед (на моделях круг).
Язык. При произнесении звука [ш'] кончик языка поднят к альвеолам (на модели кружок в середине круга, а стрелка показывает движение языка вверх). Звук [ч] сложный по артикуляции, состоит из двух звуков [т'] и [ш']. В первый момент кончик языка находится у нижних резцов (на модели кружок внизу круга), затем кончик языка отходит к альвеолам (на модели движение стрелки вверх).
Таким образом, использование моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения позволяет улучшить представление детей о звуковом составе языка, добиться устойчивого различения звуков и запоминания артикуляционного уклада, а также создает базу для успешного освоения грамоты.
Приложение 2
Преодоление нарушений звукопроизношения при дислалии
(Е.Н. Российская, Л.А. Гаранинина).
Этапы | Цель | Содержание |
Подготовительный | Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношениюзвуков | 1. Формирование точных движений органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики. 2. Формирование направленной воздушнойструи. 3. Развитие мелкой моторики рук. 4. Развитие фонематических процессов. 5. Отработка опорных звуков |
Постановка звука | Добиться правильного произношения изолированного звука | Объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата; создание артикуляционной базы данного звука; добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных; отработка произношения изолированного звука, которая может осуществляться тремя способами: по подражанию, с механической помощью, смешанным способом |
Автоматизация звука | Добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи | Постепенное,последовательное введение поставленного звука вслоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка |
Дифференциация звуков | Научитьдетей различать смешиваемые звуки и правильно употреблятьих в собственной речи | Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи |
Приложение 3
Система упражнений и игровых заданий, направленных на развитие речеслухового восприятия, фонетических функций, артикулярной моторики, интонации, речевого дыхания (Голубева Г.Г).