Тема 10. Дифференциация звуков в структуре индивидуальных занятий.

В работах О.В. Правдиной, посвященных методике логопедической работы при нарушениях звукопроизношения много внимания уделено, в том числе автоматизации и дифференциации звуков.

Для полноценного пользования навыками правильного произношения звуков необходимо наличие фонематического слуха, т. е. способности различать звуки речи как в произно­шении другого лица, так и в собственной речи.

У ребенка фонематический слух формируется не сразу, а в процессе развития речи (ее восприятия и ее воспроизве­дения).

Развитие фонематического слуха происходит в соответ­ствии с закономерностями формирования любой сложной психической деятельности; в начале его развития ребенок, слушая речь, фиксирует внимание на артикуляции говоря­щего и сам повторяет услышанное. Различение звуков уста­навливается в следующей последовательности: сначала по­являются дифференцировки наиболее далеких звуков, т. е. принадлежащих к разным фонетическим группам (м—ш, р—с и т. п.); затем становятся возможными более тонкие дифференцировки — различение звуков, принадлежащих к одной фонетической группе (ш—с, п—б и т. д.).

Частично дифференциация смешиваемых звуков имеет место при постановке звука и автоматизации его. Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены в лю­бом звукосочетании. Часто в пределах одной и той же фразы смешиваемые звуки могут быть употреблены то правильно, то неправильно, например: Миша и Саса ушли в школу. Даже одно и то же слово может произноситься то правильно, то не­правильно (зубы — жубы).

Ребенок должен приобрести не только правильный дви­гательный навык произношения отдельных заученных слов, но и умение контролировать свое произношение и исправ­лять его на основании сравнения воспринимаемой речи ок­ружающих и собственной. И то и другое приобретается на основе выработки дифференцировочного торможения в речи в самых разнообразных условиях.

Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автома­тизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи.

Каждый из этих разделов работы имеет свои особеннос­ти. Как известно, в создании тех или иных дифференцировок самым трудным оказывается самый первый шаг. Таким шагом в логопедической работе по дифференциации будет работа над слогами.

Для работы над дифференциацией в слогах любых двух смешиваемых звуков предлагается таблица в двух вариан­тах следующего типа:

Для звуков m и д

та —да да — та

то —до до — то

ту —ду ду —ту

ты—ды ды—ты

Для звуков р и л

ра — ла ла — ра

ро — ло ло — ро

РУ — лу лу — ру

ры — лы лы — ры

В каждой из таблиц стоят параллельные слоги с диффе­ренцируемыми согласными в последовательном соединении с четырьмя гласными звуками. Прежде всего следует убе­диться в умении правильно произносить (прочесть или по­вторить за логопедом) сначала один из смешиваемых звуков в соединении с различными гласными, а затем и другой. Это самый легкий вид дифференциации, который должен быть достигнут уже на этапе автоматизации. После проверки предлагается сопоставление двух сходных слогов с одной и той же гласной, т. е. произнесение (прочтение или повторе­ние за логопедом) слогов таблицы построчно, а затем то же сопоставление, но в обратном порядке. Произношение сло­гов в указанном порядке практикуется до тех пор, пока ре­бенок не будет безошибочно произносить слоговые строчки в обоих вариантах. После этого можно быть уверенным, что дифференциация между артикулированием сходных сло­гов установилась (у грамотного ребенка закрепилась и связь произношения звука с его зрительным образом — Но это еще не значит, что эти звуки различаются и на слух

хотя бы в таких простых звуковых комплексах, как слоги однородной структуры. Эту таблицу необходимо проработать в целях дифференциации звуков со слуха. Если при диффе­ренциации артикуляции мы предъявляли требование: « Про­чти данный слог, данную строку» или: «Повтори...», то при дифференциации слогов со слуха предъявляется противопо­ложное требование: «Послушай, что я тебе скажу, и пока­жи, где это написано». Логопед произносит сначала отдель­ные слоги то из правой, то из левой колонки, вразбивку (та, до, ды, то...), а затем строчки таблицы (та-да, ду-ту, да-та, то-до...).

Сначала предъявляются пары слов, которые отличаются друг от друга только одним звуком, причем отличные звуки в этих словах и есть дифференцируемые звуки. Такие слова можно подобрать на любые пары звуков (том-дом, суп-зуб, свет-цвет, мишка-миска, рак-лак и т. д.). При дифференциа­ции произношения этих слов обращается внимание на измене­ние смысла слова с изменением одного звука: прослушав сло­во, ребенок должен правильно показать названное на одной из двух картинок или одно из двух написанных слов. В дальней­шем можно дать ряд предметных картинок, названия которых включают то один, то другой из дифференцируемых звуков, и предложить разложить их соответственно на две группы (мож­но под соответственными буквами). Хорошее упражнение — придумывание слов, начинающихся или вообще включающих то один, то другой из смешиваемых звуков и т. п.

Словарный материал можно усложнять, предлагая сло­ва, в которых одновременно имеются оба звука, а затем мож­но перейти к произнесению, чтению, придумыванию и за­писыванию постоянно усложняющихся фраз и, наконец, к развернутой речи.

Очень большое значение имеет в этих случаях работа с раз­резной азбукой, так как здесь звуковой анализ не подменяет­ся привычным написанием слова.

Крайне важен вопрос о формах работы по дифференциа­ции звуков с дошкольниками, не умеющими ни читать, ни писать. Откладывать эту работу до поступления в школу не­целесообразно, так как неумение различать сходные звуки будет препятствовать обучению грамоте, создаст основу для второгодничества.

Этот вопрос можно решить двумя способами. Первый — использование разнообразных настольных игр со специаль­но подобранным речевым материалом — лото (причем на карточках изображены предметы, названия которых вклю­чают дифференцируемые звуки), картинных домино, пост­роенных по тому же принципу. Второй — включение в лого­педическую работу с детьми 4—4,5 лет элементов обучения грамоте, начиная знакомство с гласных и со смешиваемых пар согласных звуков.

Значимость каждого из трех этапов работы при исправ­лении звуков у ребенка может значительно изменяться в зависимости от состояния звуковой стороны речи и даже всей речи в целом. В частности, очень большое значение в этой работе имеет темп речи. Быстрый темп речи затруд­няет и замедляет работу на этапах автоматизации и диф­ференциации, так как все вновь создаваемые навыки тре­буют замедленного их воспроизведения до их полной автоматизации.

Если данный звук ребенок совсем не произносит, нужна помощь логопеда. Если звук изолированно (хотя бы и по подражанию) или в отдельных словах произносится пра­вильно, постановка звука отпадает. В работе с дошкольни­ками этап автоматизации часто может быть совсем опущен, так как неправильное произношение звука в речи еще не носит устойчивого характера, а следовательно, не автома­тизирован. Поэтому поставленный звук часто автоматизи­руется самостоятельно, что характерно для нормального развития речи.

В тех случаях, когда было искаженное произношение зву­ка, а не замена его другим звуком речи, дифференциация бывает не нужна. Дифференциация звуков особенно трудна и длительна у детей с нарушениями слуха и у умственно от­сталых, а также у детей, дефекты произношения которых обусловлены парезами артикуляторных мышц.

Методика автоматизации и дифференциации звуков раз­личных категорий однотипна, но требует использования раз­личного речевого материала, насыщенного тем или иным звуком, а методика постановки разных звуков различна, так как зависит от категории групп дефектных звуков и от ха­рактера нарушения (вида и его варианта).

Литература:

«Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи» под ред. Л.С. Волковой.-М., 2003.

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» -М., 1998.

В.И. Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми»- М., 1979.

Задание для самостоятельной работы

Разработать фрагменты индивидуальных логопедических занятий по дифференциации звуков.

Приложение 1

(По материалам статьи из журнала Логопед №1,2, 2005; Акименко В. М. «Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением моделей артикуляции звуков»).

Рассмотрим применение моде­лей артикуляции при исправле­нии нарушений произношения в группе шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч].

Постановка звука [ш]

Ребенку объясняется правиль­ная артикуляция звука на при­мере артикуляционного профиля

Тема 10. Дифференциация звуков в структуре индивидуальных занятий. - student2.ru

Рис. 1. Профиль артикуляции звука [ш]

Губы — округлены, немного вытянуты вперед.

Зубы — сближены до 4—5 мм.

Язык — кончик широкий, поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель. Бо­ковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Голосовые складки — разом­кнуты, голос не образуется.

Воздушная струя — сильная, широкая, теплая.

Затем вводится его модель ар­тикуляции (рис. 2).

Тема 10. Дифференциация звуков в структуре индивидуальных занятий. - student2.ru

Рис.2 Модель артикуляции звука (ш)

Ребенок должен понять, что для правильного произнесения звука [ш] необходимо округлить губы и вытянуть их трубочкой — на модели это круг. Большая стрелка вверх — язык поднят, кончик языка за альвеолами — на модели кружок вверху круга. Когда ребенок воспроизводит нужный артикуляционный ук­лад, просят дунуть, как ветерок. Слышится звук [ш].

Если ребенок заменяет звуки, то в коррекционную работу вклю­чаются упражнения по развитию фонематического слуха. Модель служит наглядной опорой, по­стоянно напоминая артикуляцию заменяемого звука, помогает их различению. Сравнивая по моде­лям заменяемые звуки, ребенок находит отличия в их графике. Если проанализировать наиболее распространенные замены зву­ков, то на моделях эти отличия становятся еще более заметными.

Звук [ш] заменяется на звук [с]

Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис.2, 3).

Тема 10. Дифференциация звуков в структуре индивидуальных занятий. - student2.ru

Рис. 3. Модель артикуляции звука [с]

Губы. При произнесении зву­ка [с] губы в улыбке (на модели

прямоугольник), а при произне­сении [ш] округлены (на модели

круг).

Язык. При произнесении зву­ка [с] кончик языка у нижних резцов (кружок под прямоуголь­ником), а при произнесении [ш] — поднят за альвеолы (кру­жок вверху круга, стрелка пока­зывает движение языка вверх).

Звуки [с] и [ш] глухие (на мо­делях нет колокольчика), твердые.

Звук [ш] заменяется на звук[ф] (губно-зубной парасигматизм)

Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 2, 4).

Тема 10. Дифференциация звуков в структуре индивидуальных занятий. - student2.ru

Рис. 4. Модель артикуляции звука [ф]

Губы. При произнесении зву­ка [ш] губы округлены (на моде­ли круг), а при произнесении [ф] нижняя губа приближена к кра­ям верхних резцов (на модели фигура, напоминающая дугу).

Язык. При произнесении зву­ка [ш] кончик языка поднят за альвеолы (кружок вверху круга, стрелка показывает движение языка вверх), а при произнесе­нии [ф] кончик языка у нижних резцов, но оттянут назад (на мо­дели кружок ниже фигуры).

Звуки [ф] и [ш] глухие (на мо­делях нет колокольчика), твердые.

Звук[ш] заменяется на звук[т] (призубный рэрасигматшм)

Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 2, 5).

Тема 10. Дифференциация звуков в структуре индивидуальных занятий. - student2.ru

Рис. 5. Модель артикуляции звука [т]

Губы. При произнесении зву­ка [ш] губы округлены (на моде­ли круг), а при произнесении [т] принимают нейтральное положе­ние (на модели прямоугольник).

Язык. При произнесении зву­ка [ш] кончик языка поднят за альвеолы (кружок вверху круга, стрелка показывает движение языка вверх), а при произнесе­нии [т] кончик языка у верхних резцов (на модели кружок над прямоугольником).

Звуки [т] и [ш] глухие (на мо­делях нет колокольчика), твердые.

Звук [ш] заменяется на звук [ш']

Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 2, 6).

Тема 10. Дифференциация звуков в структуре индивидуальных занятий. - student2.ru

Рис. 6. Модель артикуляции звука [ш1]

Губы. При произнесении зву­ков [ш] и [ш'] губы округлены (на моделях круг).

Язык. При произнесении зву­ка [ш] кончик языка поднят за альвеолы (кружок вверху круга, стрелка показывает движение языка вверх), а при произнесе­нии [ш'] кончик языка ниже, у альвеол (на модели кружок ниже, стрелка показывает движение языка вверх).

Звуки [ш'] и [ш] глухие (на моделях нет колокольчика).

Постановки звука [ж]

Разница в артикуляции звуков [ж] и [ш] заключается в том, что при произнесении [ж] в работу включаются голосовые складки. На моделях показано, что эти зву­ки похожи по положению языка, губ, но при произнесении [ж] включается голос (на модели ко­локольчик) (рис. 2, 7).

Тема 10. Дифференциация звуков в структуре индивидуальных занятий. - student2.ru

Рис.7. Модель артикуляции звука [ж]

Звук [ж] заменяется на звук [з]

На этом различии и основана постановка звука. Для дополни­тельной наглядности ребенок мо­жет приложить тыльную сторо­ну ладони к горлу и услышать разницу в произнесении звуков [ж] и [ш].

Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис.7, 8,).

Тема 10. Дифференциация звуков в структуре индивидуальных занятий. - student2.ru

Рис.8. Модель артикуляции звука [з]

Губы. При произнесении зву­ка [з] губы в улыбке (на модели прямоугольник), а при произне­сении [ж] губы округлены (на модели круг).

Язык. При произнесении зву­ка [з] кончик языка находится у нижних резцов (кружок под пря­моугольником), а при произнесе­нии [ж] язык поднят за альвео­лы (на модели движение стрелки вверх).

Звуки [з] и [ж] звонкие (на моделях колокольчик).

Постановка звука [ш']

Круг означает, что при произне­сении звука [ш'] губы округлены, стрелка, направленная вверх, — язык поднят вверх, но ниже, чем при произнесении звука [ш] (см. рис. 6).

Постановка звука [ч1]

Звук [ч'] относится к группе аффрикат, т.е. он возникает в ре­зультате быстрого соединения смычно-взрывного звука [т'] с по­следующим щелевым звуком [ш'] (рис. 9).

Тема 10. Дифференциация звуков в структуре индивидуальных занятий. - student2.ru

Рис. 9. Модель артикуляции звука [ч']

На модели круг означает, что губы выдвинуты вперед, округле­ны. В первый момент кончик язы­ка производит смычку с верхними резцами (кружок внизу круга). За­тем кончик языка поднимается к нёбу (стрелка показывает движе­ние языка вверх, а кружок — сле­дующее положение кончика язы­ка). Модель, таким образом, помо­гает объяснить ребенку сложное произношение звука [ч].

Звук [ш'] заменяется на звук [ч1]

Различия в произнесении этих звуков объясняются на примере моделей (рис. 6, 9).

Губы. При произнесении этих звуков губы округлены, слегка вы­двинуты вперед (на моделях круг).

Язык. При произнесении зву­ка [ш'] кончик языка поднят к альвеолам (на модели кружок в середине круга, а стрелка пока­зывает движение языка вверх). Звук [ч] сложный по артикуля­ции, состоит из двух звуков [т'] и [ш']. В первый момент кончик языка находится у нижних рез­цов (на модели кружок внизу кру­га), затем кончик языка отходит к альвеолам (на модели движе­ние стрелки вверх).

Таким образом, использование моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения позволяет улучшить представле­ние детей о звуковом составе язы­ка, добиться устойчивого разли­чения звуков и запоминания ар­тикуляционного уклада, а также создает базу для успешного осво­ения грамоты.

Приложение 2

Преодоление нарушений звукопроизношения при дислалии

(Е.Н. Российская, Л.А. Гаранинина).

Этапы Цель Содержание
Подготовительный Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к пра­вильному восприятию и произношениюзвуков 1. Формирование точных движений органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики. 2. Формирование направленной воздушнойструи. 3. Развитие мелкой моторики рук. 4. Развитие фонематических процессов. 5. Отработка опорных звуков
Постановка звука Добиться правильного произношения изолированного звука Объединение отработанных на под­готовительном этапе движений и положений органов артикуляци­онного аппарата; создание артикуля­ционной базы данного звука; добавле­ние воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных; отработка произношения изолиро­ванного звука, которая может осуществляться тремя способами: по подражанию, с механической помощью, смешанным способом
Автоматизация звука Добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи Постепенное,последовательное введение поставленного звука вслоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка
Дифференциация звуков Научитьдетей разли­чать смешиваемые зву­ки и правильно употреблятьих в собственной речи Постепенная, последовательная диф­ференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи

Приложение 3

Система упражнений и игровых заданий, направленных на развитие речеслухового восприятия, фонетических функций, артикулярной моторики, интонации, речевого дыхания (Голубева Г.Г).

Наши рекомендации