Лев Семенович Выготский (ум. 1943)
Глубокое внимание естественным фактам. Выделил роль труда в развитии человека из обезьяны. Теория что люди создают психологические орудия чтобы контролировать свое поведение.
«Мышление и речь». Там критика Пиаже.
Субъект и объект педагогических процессов.
1. Педагог и его профессиональная деятельность
2. Искусство педагогического общения
3. Факторы развития личности человека и их значение для педагогической деятельности.
4. Возрастные периоды человека в спектре практических задач человека.
Педагог.
Это не директивная наука. Это наука о возможных и наиболее благоприятных постановках и решениях задач связанных с воспитанием.
Обучение воспитание научение перевоспитание формирование развитие &c.
Педагогическая деятельность это субъектно-объектная деятельность (16:02).
Для педагога необходимы:
1. Индивидуально-личностные качества.
2. Блог надъиндивидуальных качеств.
Педагогическая технология (19:42).
Технология это система четко продуманных последовательных и апробированных алгоритмов, применение которых ведет к конечным результатам.
Технология – содержание педагогической деятельности а искусство – форма этой деятельности.
Дилетант берет все по верхушкам.
1. Профессионал в меньшей степени полагается на массовое и обыденное. Определения дает структурированное.
2. Работает в сфере сущностей. В сфере определений и глубокого знания причин процессов (31:52).
3. Большой охват связей между объектами.
Профессиональный человек это человек который воспринимает конкретную ситуацию, она воздействует на него однако он выходит за пределы этой конкретики поднимаясь выше и судит о конкретике с высокого полета, выходя за свои собственные пределы привлекая опыт науку &c. это трансцендрирование.
Объектом педагогического воздействия является личность.
Личность это видовое понятие единичного человека рода человек.
Личность это социальное существо с присущими ему особенностями.
Это мера социально общего в индивидуального и вторая мера – личность это мера индивидуального или особенного в социальном общем. Это единство двух мер и есть личность.
В педагогике нельзя исключить в личности что-либо. И сам педагогический процесс должен быть комплексным.
Только будучи целостным существом мы можем успешно взаимодействовать с миром и другими людьми.
Педагогическая деятельность это субъектно-объектная деятельность где объект это человек.
Факторы с которыми мы сталкиваемся в субъектно-объектных отношениях:
1. Биологический или генетический (природный). Мы должны учитывать заложенные в человека природой законы приобретения человеком интеллекта и его роста. На 45% поведения.
2. Социальные условия.
3. Стремление сделать себя самому. 20%
Любознательность и интерес не врожденные факторы. Врожденные – активность пассивность агрессивность &c. Любознательность же и интерес растут вместе с воспитанием. Чем ниже уровень культуры тем сильнее сиюминутные интересы. Дальние цели не служат сиюминутным стимулом. Жизнь людей в неприятном окружении с низкой культурой как правило является патогенным фактором для человека. Глупая сред формирует глупых людей.
Можно вычленить биологический возраст.
Можно вычислить паспортный возраст.
Психологический возраст.
Социальный возраст.
Периоды:
1. Допубертатный. (Пубертат – подростковый возраст).
2. Становление дефинитивного состояния. 13-19 лет.
3. Период стабилизации (плато). 20-45 лет.
4. Период увядания, снижения эффективности.
Эрих Эриксон. Представил интересное учение о возрастной идентичности.
Человек в течение определенного периода переживает кризис идентичности. Кризис строиться на основе оппозиции.
Юность – начало возрасти, когда заканчивается пубертат, примерно с 18 век. Оппозиции:
1. Интимность.
2. Одиночество.
Кризис идентичности.
Для педагогики важны кризисные возрасты.
1. Кризис становления пола. 3-5. Становление пола в голове а не анатомически.
2. Пубертатный период. До 16-18 лет.
Психологический возраст. Штайнер.
1. Дошкольный возраст. 0-6 лет. Возраст подражания по Штайнеру.
2. Возраст авторитета. От 7ми лет до 14-15 лет. Может возникнуть регресс. Если не находит близкого авторитета, ищет авторитет a la поп звезду.
3. Мыслительная фаза. Наступает в пубертат 14-15 лет. Глубокие интересы к себе и окружающим. В 18 лет заканчивается развитие умственных способностей.
Виды воспитания. Принцип социологичности. Исходит из того что личность должна все уметь делать и всем интересоваться. Эта идея позволяет сформировать задачу образования как раскрытия и развитие личности социального духовного и биологического в гармоничности. Гармоничность достигается комплексным развитием.
Есть иерархия видов воспитания.
1. Половое воспитание
2. Интеллектуальное
3. Нравственное
4. Эстетические
5. Правовое
6. Экологическое
7. Гражданское, патриотическое
8. Экономическое
9.