Педагогические теории эпохи просвещения
Знание и познание становятся важными ценностями. Победили свободомыслие и рационализм. Вера в безграничные возможности человеческого интеллекта, освобождение от ограничений которые ранее были наложены на него. Оптимистичная обстановка о том, что человек силой разума может изменить любые обстоятельства. Модифицировать общество, преодолеть время и пространство.
Географически начало формироваться в Англии, потом Франция, потом другие государства. Эхо доходит и до России. Французская декларация прав гражданина и Американская декларация прав человека.
Середина 17 века –начало. Или раннее. Можно ограничить этот период двумя масштабными социальными событиями. Начало просвещения – 1688 славная революция в Англии, почти бескровное свержение Стюартов, приход Маколея, создание конституционной монархии. Завершается эпоха 1789 ВФР.
Несколько фаз:
1. Умеренное или рациональное просвещение. Влияние Ньютона и Локка.
2. Скептическая фаза. Франция. Преодоление католицизма. Вольтер.
3. Революционная фаза, тесно связанная со скептической. Жёсткая критики общественных порядков и перестройка общества на новых рациональных началах. Переустройство общество невозможно без изменения человека. Руссо, а за океаном в Северной Америке Пэйн Джериссон.
Цели найти – причины деятельности человеческого разума. Критике подверглись все формы отношений в частности религиозные правовые и общественные отношения.
Творцы и властители дум переоценили возможности рационального познания человека. Славная революция дала веру в то что можно изменить бескровно общество, но ВФР показала сторону террора и хаоса, инстинкт толпы. Были положены естественные границы эпохе просвещения. Это наивная искренняя вера безграничные возможности разума. Кант говорил что» просвещение это выход человека из состояния несовершеннолетия (неспособность пользоваться рассудком без руководства со стороны кого-либо другого, оно возникло по вине человека и связано не с недостатком рассудка а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без принуждения). Девиз просвещение «Имей мужество пользоваться умом».
Путь воспитания и целенаправленного воспитания. В основу педагогики легли идеи:
Джон Локк 1632-1704.
Известен как философ представитель эмпиризма и сенсуализма и как политический мыслитель оставивший трактаты о двух формах государственного правления – сторонник либерализма. Его работа «мысли о воспитании». Был написан по просьбе друзей которые обратились с советом как воспитывать сына. Локка вспоминают по словосочетанию tabula rasa поскольку Локк так представлял сознание по рождению. Контентум. Сочетание: развитие тела, формирование моральных основ поведения, выбор подводящей образовательной программы на учение. Воспитание + обучение + физическое развитие. В первую роль играет представление что именно образование создает человека. Антропологический конструктивизм. Локк советует при этом родителям внимательно наблюдает за людьми и воспитывать их интересному им. Педагогическая программа имеет целевую аудиторию. Его взгляды ограничены двумя пунктами: социальная принадлежность и гендерная принадлежность. Речь идет о воспитании мальчиков и мальчиков из благородных семей – джентльменов. Англия периода Локка это страна начинающая колониальную экспансию, начинает становиться важным игроком на политической арене. Кадры имеют важные значения. Джентльмен может состояться в социальном плане в одной из этих ролей – управленец предприниматель или военный. К этим ролям обучение и готовить. Качества характера – самостоятельность инициативность независимость от внешних мнений, совокупность норм поведения, умение подчинять других своей воле и себя своей воля для решения задач. Необходимо строгое физическое воспитание. Нравственное воспитание – способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и следовать неуклонно советам разума, умственное воспитание подчиняется развитию характера и воспитывается деловой человек, семейное воспитание – обучение ремеслу. Внешние обстоятельства – среда – формирует человека, поэтому ее нужно выстроить соответствующим образом. Очень плохо относится к массовой школе. В школе пестрая толпа дурно воспитанных мальчиков. Джентльмен воспитывается дома. Огромна роль и подборка воспитателей. Описывает опрос формирование необходимых навыков послушания и уважения старших чтобы не было вседозволенности, но при этом без жесткого принуждения и физических наказаний, лишь в крайней мере. Отношения с отцом на взаимоуважении но с осознанием старшинства. Мораль из пользы личности. Поведение джентльмена разумно, руководит страстями и подчинен велению рассудка. Это можно через разумное ограничение прихотей, но давать разумно желаемое. Первоначально страх и уважение к воспитателю а потом любовь и дружба. Учитываются интересы качества ребенка. Нужно наблюдать господствующие наклонности, сообразно им должны подбираться и методы. Бороться в плоть до мер физического принуждения с ленью и капризами. Нужно понять откуда они берутся и устранить причины. Умственное обучение подчинено цели сделать делового человека. Комплексное разностороннее образование. Второй язык французский континентальный. Точные науки астрономия и география. То что преподают сейчас в военных училищах. Правоведение, бухгалтерия этика верховая езда и танцы. Каждый предмет приносит ребенку пользу и готовит его к жизни. Локк предлагал и это было в новации что в качестве мотива к обучению нужно брать любопытства а со временем нужно научиться заниматься неинтересными вещами. Локк обращал внимание и на воспитание люде из простых семей. Если джентльмен должен подчинять себе людей то массовое воспитание должно формировать привычку подчиняться. В зависимости от того где окажется ребенок из простой семьи. Школа как образовательная среда должна играть свою роль в этом смысле. Работа Локка стала педагогическим бестселлером.
Руссо – середина 18 века.
Социально-философские трактаты. Пользовался скандальной известностью. Радикальные взгляды и даже революционные. Общественные договор. Власть народа. Зло из частной собственности. Франция с точки зрения социальной реальности представляло собой очень конфликтное общество из трех сословий: духовенство и дворянство с землей и правами. Третье сословие крестьяне ремесленники и будущее четвертое сословие – фабриканты и банкиры. «Эмиль, или о воспитании» 1762. 5 детей он своих он сдал. Концепция естественного человека популярна в то время. По природе в человеке заложены все положительные характеристики но общество как социальный порядок человека портит. Представитель естественной теории воспитание. Общество будет способствовать развитию ребенка если будет иметь нужный вид. Три фактора воспитания: воспитание в широком смысле – не только формирование нравственных и поведенческих установок, но и социализация. Формирование его социального облика. Природа люди и вещи.Внутреннее развитие наших способностей это воспитание получаемое от природы. Темперамент, особенности характера. Обучение тому как пользоваться этим развитием идет со стороны людей. Приобретение нами собственного опыта относительно предметов дающих нам восприятие это восприятие со стороны вещей. В полной власти только второе а третье под нашим контролем только косвенно поскольку каждый учится на своих граблях. Воспитание должно строиться природосообразно то есть следуя естественным путем свойственным самому ребенка учитывая его индивидуальные особенности. В качестве объекта воспитания выступает индивид мужского поля по имени Эмиль. Воспитывается не семьей. Две фигуры – Эмиль – собирательный образ воспитанника – и проекция самого Руссо. Манипуляторная педагогика. Воспитатель лишь создает условия, нет директивного воспитания чтобы ребенок считал что все что он осваивает есть его собственный результат. Ошибки тоже создает воспитатель а ребенок думает что это он сам их совершил. Истинные пример свободного воспитания которое одновременно естественно. Не готовит свои собственные правила что хорошо и плохо но дает ребенку развиваться свободно устраняя все помехи. Контакт с минимумом людей. С городской жизнью познакомиться только юношей. В душе сформируется тот каркас убеждений основанный на опыте который позволит ему сопротивляться обществу. Это финал а пока Руссо говорит что воспитывать должна воспитывать природа а ребенок думает что это сам он понял. de facto воспитанник зависит от вещей. Воспитанник должен хотеть то что вы хотите заставить его делать. Целью его воспитания является общечеловеческая цель. 4 этапа:
a. От рождения до двух лет и появления речи. Главное физическое воспитание ребенка.
b. От двух до 12 лет. Период «сон разума». К отвлеченным размышлениям ребенок не способен и не надо его эти мучать.
c. 12-15 лет. Разум просыпается. Нужно уделять внимание умственному и трудовому с другой стороны воспитанию.
d. 15-совершеннолетие. Пубертатный период. Период бурных страстей. Нравственное воспитание на первом плане.
Ребенка надо закалывать не потворствовать капризам. С двух лет развивать органы чувств потому что они помогают развитию мышления. единственная книга «Робинзон Крузо». в третьем периоде главное пробудить интерес и любовь к наукам. Начинать надо с естественных наук. Развитие любознательности и активности. Участие в трудовой деятельности даст ребенку возможность понимать рабочих и нормально к ним относиться и презирать тех кто живет не за свой счет. Он должен работать как крестьянин а думать как философ. Добрые чувства суждения и воля. Воспитание доброты сострадание обездоленным и угнетенным. У Эмиля есть и продолжение.
Гельвеций Клод 1715-1771.
Прославился автором «Об уме», 1758. Рассуждает о природе разума и сознание и имело феерический успех. Осуждена Папой, парламентами и тираж сожжен. 1772 вторая работа. Последователь сенсуалистов. Человек формируется за счет обстоятельство и среды. Человек все равно сформируется так или иначе. За счет воспитания и образования можно социализацию сделать конструктивной а не стихийной. Люди не рождаются а становятся, он целиком продукты среды. Чтобы изменить человека нужно изменить среду. Нужно преобразовать социальную среду которая складывается из совокупности предметов и явлений которые способны влиять на человеку вызывать в нем приятные и неприятные ощущения и в соответствии в этим формировать его сознание его политические убеждения его моральные преставления, его эстетические вкусы. Политические факторы – форма правления и действующая власть. Какова политическая реальности такие люди и будут в государстве жить. Гельвеций политизирует с Монтескье, который говорил что география влияет на политику а политика на людей. «Характер и ум народов изменяются вместе с формой их правительств. Разные формы правительства передают одной и той же нации характер поочередно то возвышенный то низкий то постоянный то изменчивый». Таким образом в деспотическом государстве не от куда взяться нормальным людям и там ужасны нравы. Взгляды эти были для того времени новыми, для тех политических реалий особливо. Сама идея несколько наивна поскольку политика меняется медленно но то что изменив политику можно трансформировать человека было яркой новацией. Образовательные реформы предшествуют реформам политическим. Он впервые четко об этом заговорил. Ранее предполагалось что можно поставить цель в образовании и ее достичь. Гельвеций говорит что воспитать можно но индивидуальная образовательная траектория остается индивидуальной потому что она зависит от совокупности событий происходящих в судьбе человека. Случайность зачастую влияет на конечный результат воспитания. Да и как выделить результат если человек учится всю жизнь. И этот вероятностный компонент тоже очень важен. Эти два основных тезиса которые важны, остальные для нас второстепенны. Школы должны быть светскими. Образование должно быть равным в том числе и для женщин. Образование должно быть государственным. Век спустя и было светское государственное массовое образование без выраженной гендерной специализации.
17-18 век. Увеличивается число грамотных людей в Европе. Например во Франции была треть мужского населения грамотна и 15 процентов женщин а к концу 50 процентов и треть населения женского. Увеличено количество образовательных учреждений формируется система образования в привычном для нас понимании. Дают они начальное и среднее образование. Увеличение грамотности. Лавинообразно. Рост спроса на книги рост производства книжной продукции. А это расширяет границы общественного сознания. Возникает феномен публичной библиотеке которые были раньше только в монастырях.
Лекция 22.03.12
Просвещение.
Кант «о педагогике». 4 тома.
Иоганн Генрих Песталоцци
«Леонард и Гертруда» как Гертруда учит своих детей. Лебединая песня Песталоцци.
«Философская пропедевтика».
Гегель «работы разных лет в двух томах».
Свобода равенство братство господствующие идеи для рвущийся к власти буржуазии.
Гельвеций Клод.
Потом буржуазия не похоронила эти ценности, еще о них говорит но ставит превыше всего прибыль.
Кант
Кант учитель учителей потому что сказал новое о субъективной значимости познания о нравственном долге человека. Строить философию и педагогику не отталкиваясь от практической философии Канта невозможно.
Кант всю жизнь преподавал. 1747 начал эту деятельность.
Член сената и ректор. Кафедра его – философии и педагогики. Когда он читал педагогику студенты записывали и незадолго до его смерти они эти работы издали. Он уже не мог их править редактировать.
Кант придает образованию и педагогике исключительное значение. «Два человеческие изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать».
Воспитание это усовершенствование человеческой природы. Только благодаря ему человеческая природа может приобрести форму которая будет соответствовать человечности. Дети должны воспитываться не для настоящего а для будущего состояния рода человеческого. Поскольку идеал человечности с течением времени меняется, должна меняться и теория образования. Каждое поколение совершенствует идеал и должна вносить изменения в образование. Достижение идеала человечности воспитания сталкивается с препятствиями:
1. Родители заботятся о семье. Не вырабатывается подход к общему идеалу человечности
2. Правители заботятся о своих государствах и не ставят в целях всеобщее благо.
Теория образования включает в себя:
1. Дисциплина
2. Культура
3. Развитие ума и общительности (обучение)
4. Развитие нравственных понятий и чувств или воспитание в целом.
О физическом воспитании человека. Взгляд канта отличается от Руссо. Природа человека настолько совершенна что чем менее на нее воздействовать тем совершеннее будет человек. Кант же говорит что человек по своей природе животное со всеми инстинктами в том числе и злыми. Нужно применять с самых ранних пор применять дисциплину. Если этого не делать то он будет дикарем. Так как дикость это независимость от закона.
Дисциплина же подчиняет человека законам человечности и заставляет чувствовать власть человечности и человечества, поэтому дисциплину надо применять как можно раньше иначе трудно потом переделать человека.
Кант как и Руссо настаивает что матери должны сами кормить детей объясняя это физиологическими соображениями.
Рекомендует строго следить за питанием ребенка.
Как и Руссо рекомендует не держать ребенка в тепле.
Указывает на вред пеленания.
Резко осуждает покачивание.
Не следует тот час же бежать на крик ребенка.
Осуждает ходули и помучи для обучения ребенка хождению.
Ребенок сам должен выучиться ходить.
Нужно много физических упражнений прежде всего на свежем воздухе.
Нет положения об отрицательном характере воспитания, несмотря на влияние Эмиля.
Воспитание имеет место всегда. Hе должен воспитатель вмешиваться в воспитание только в физическом плане. Не надо учить ходить &c.