Характеристика основных понятий исследуемой проблемы
Основное понятие, представленное в работе - «здоровый образ жизни». Оно отражает взаимосвязь двух базисных категорий: «здоровье» и «образ жизни».
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.
Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению.
Самое раннее из определений здоровья - определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил".
Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. [20, с. 348]
С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова рассматривают здоровье как правильную, нормальную деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.[16, с. 104]
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) определение понятия здоровье: «состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». [22]
По мнению С.В. Попова “Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и, кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации”. [18, с. 8]
В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: “Здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным». [22]
Академик Н.М. Амосов полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью жизни органов при сохранении качественных пределов их функций». [1, с. 44 ]
Прав академик Ю.П.Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие». [12, с 65]
Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Также существуют разные подходы к определению понятия “образ жизни”.
Согласно Ю. П. Лисицыну, “образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей”. В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями. [13, с. 139]
Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И.В. Бестужева-Лады и других отечественных социологов и философов, выделяет в образе жизни четыре категории: экономическую, социологическую , социально-психологическую и социально-экономическую. [13, с. 149]
Образ жизни - тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой. [6, c. 32]
Мы считаем прав, говоря об образе жизни С.В.Попов, что следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.[20, c. 104]
Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Представления о здоровом образе жизни встречаются в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями. [25]
В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев. [4, c. 422]
Б.Н.Чумаков характеризует здоровый образ жизни, как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями». [21,с. 113]
Под здоровым образом жизни Ю.П. Лисицын понимает типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций.[14, c. 205]
Здоровый образ жизни - активная деятельность, направленная, в первую очередь, на формирование, сохранение, укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социальных и биологических функций.
По определению Ю.Д. Жилова, здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, направленная на рационально удовлетворение врожденных биологических и социальных потребностей, вызывающая положительные эмоции и способствующая профилактик болезней и несчастных случаев, то есть полное психическое, физическое социальное благополучие. [5, c. 67]
Здоровый образ жизни, как отмечают Н.Г. Блинова, Э.М. Казин Н.А. Литвинова, должен целенаправленно и постоянно формироваться течение всей жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать прямые возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций. [6, c. 76]
Младший школьный возраст является наиболее ответственным жизненным периодом в формировании личности. Именно в детском возрасте закладывается около 40% психических и физиологических заболеваний взрослых. Поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья и здорового образа жизни ребенка. [20, c. 50]
В основе формирования здорового образа жизни у младших школьников лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек. [20, c. 51]
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья.
Следующее понятие, представленное в работе – «текстовый материал». Данное понятие мы будем рассматривать на основе понятия «текст».
В толковом словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой текст – это «внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению». [16, c.548]
Основными признаками текста являются:
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется в связности, завершённости и стилевом единстве. [10]
«Текст – это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами цельности и связности» - так определяется понятие «текст» в книге известного лингвиста и литератора В. П. Руднева. [19, c. 124]
Но это лишь одно из немногих, хотя и наиболее полных определений.
В настоящее время в лингвистике текст характеризуется с разных позиций. Например, с точки зрения системы языка – как «единица высшего уровня системы языка (фонема – морфема – словосочетание – предложение – текст). Текст имеет план выражения и план содержания». [10]
Таким образом, в нашей работе под текстом мы будем понимать «последовательность предложений, слов, построенную согласно правилам данного языка и образующей сообщение».