Глава 1. Психолого – педагогические основы формирования у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка
Введение
Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится не безразлично, какой ценой для здоровья школьников приобретаются знания. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.
В статье 41 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 обозначено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) содержится требование к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, касающееся формирования у младших школьников здорового образа жизни. В этом требовании говорится о необходимости формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни у младшего школьника. Также, в ФГОС НОО отмечено, что выпускник начальной школы должен обладать такой характеристикой как выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Это говорит о важности формирования здорового образа жизни у младших школьников.
На сегодняшний день тема формирования у младших школьников здорового образа жизни актуальна, так как многих психологов, педагогов, родителей интересует вопрос о методах, формирующих здоровый образ жизни младших школьников. Результаты социологических исследований показывают, что только 10% выпускников школы полностью здоровы.
В. Г. Игнатович, И. В. Кривошеина, В. Г. Кудрявцев, М. В. Чечета, И. И. Капалыгина и др. отмечают, что формирование здорового образа жизни - это проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно - образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико - гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здорового образа жизни.
Урок - это основная единица образовательного процесса. Популяризация идеи здорового образа жизни должна проводиться не только на уроках физической культуры, ОБЖ, биологии, но и на уроках русского языка. В наше время накоплено большое количество информации по сохранению и укреплению здоровья человека, поэтому, исходя из требований современности, учитель должен использовать такую информацию на своих уроках как можно чаще.
Анализ литературы и педагогической практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования у младших школьников здорового образ жизни и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка.
Проблема: каковы педагогические условия эффективного формирования у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка?
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников здорового образа жизни.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников здорового образа жизни.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого – педагогическую литературу с целью выявления сущности и содержания понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «текстовый материал»;
2) обосновать педагогические условия, способствующие формированию здорового образа жизни;
3) выявить критерии, показатели, дать характеристику уровней сформированности у младших школьников здорового образа жизни
4) разработать проект формирующего эксперимента по формированию здорового образа жизни с учетом выделенных педагогических условий;
5) подвести итоги исследования и сделать выводы.
Гипотеза исследования: Формирование у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- включение в уроки анализа пословиц и поговорок, посвященных здоровому образу жизни;
- отбор текстового материала для самостоятельной работы обучающихся.
Методы исследования: В работе были использованы методы:
- Эмпирические (изучение литературы, учебно – методических документов, анкетирование, педагогический эксперимент)
- Теоретические (анализ литературы).
База исследования: МБОУ «Образовательный центр №11» г.Череповца, 3 «А» класс.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выводы по 1 главе
В настоящее время формирование ЗОЖ у младших школьников является приоритетной задачей государства, школы, семьи. Здоровый образ жизни наиболее полно раскрывается через понятия «здоровье» и «образ жизни» и представляет собой типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, направленные на укрепление здоровья организма.
В начальной школе формирование ЗОЖ на уроках русского языка происходит через использование текстового материала. В своей работе, под текстовым материалом мы понимаем «последовательность предложений, слов, построенную согласно правилам данного языка и образующей сообщение».
Выводы по 2 главе
В ходе констатирующего эксперимента был выявлен уровень сформированности здорового образа жизни у учащихся 3 «А» класса: большинство класса находятся на среднем уровне (71%), что говорит о том, что они владеют знаниями основ ЗОЖ не в полном объеме, имеют невысокие успехи во внеклассных мероприятиях здоровьесберегающей направленности. Учащиеся, имеющие высокий уровень сформированности ЗОЖ, составляют 13% и владеют знаниями основ ЗОЖ в полном объеме и умеют применять их на практике. Низкий уровень имеют 16%. Такие ученики не испытывают интереса к ЗОЖ, собственному здоровью, редко принимают участие в мероприятиях здоровьесберегающего направления.
Проект формирующего эксперимента позволяет повысить эффективность формирования у младших школьников ЗОЖ через использование текстового материала на уроках русского языка, путём включения в уроки анализа пословиц и поговорок, посвященных здоровому образу жизни, а также с помощью отбора текстового материала для самостоятельной работы учащихся.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики учителей позволил убедиться в необходимости специального исследования проблемы формирования у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка.
Здоровый образ жизни - типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма. Здоровый образ жизни тесно объединяет между собой такие понятия как здоровье и образ жизни. Понятие «здоровье» отражает итог взаимодействия человека со средой обитания, а «образ жизни» - наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.
В начальной школе формирование ЗОЖ на уроках русского языка происходит через включение в уроки текстового материала, посвященного здоровому образу жизни.
В ходе констатирующего эксперимента были выделены критерии, показатели сформированности ЗОЖ у младших школьников. В соответствии с выделенными критериями и показателями подобраны диагностические методики.
В результате исследования, мы определили уровни сформированности здорового образа жизни у учеников 3 «А» класса, МБОУ «ОЦ №11». Средний уровень сформированности показали 71% учащихся, высокий – 13% и низкий уровень 16%.
В целях дальнейшего формирования у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка, был разработан проект формирующего эксперимента, включающий в себя применение таких педагогических условий: включение в уроки анализа пословиц и поговорок, посвященных здоровому образу жизни, и отбор текстового материала для самостоятельной работы учащихся.
Список литературы
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье/ Н.М. Амосов. - М.: Эврика, 1987. - 652 с.
2. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье/ И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 142 с.
3. Васильева, Е.Н. Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся начальных классов/Е.Н. Васильева//Начальная школа: плюс до и после. – 2009. - №2. – С.49-55.
4. Васильева, О.С.Исследование представлений о здоровом образе жизни / О.С. Васильева//Психологический вестник РГУ. – 1997. - № 3. - С. 422
5. Жилов, Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие/ Ю. Д. Жилов. - М.: Академия, 2009. - 122 с.
6. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию/ Э.М. Казин, Н. Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 192 с.
7. Канакина, В.П. Русский язык. 2 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 144с.
8. Канакина, В.П. Русский язык. 3 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 159с.
9. Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 160с.
10. Ладыженская, Т.А. Текстовые умения. Как им учить?/ Т.А. Ладыженская// Начальная школа: плюс до и после. – 2005. - №5. – С. 1-6
11. Лаптиева, Т.А. Пословицы и поговорки на уроках русского языка/ Т.А. Лаптиева//Начальная школа: плюс до и после. – 2003. - №10. – С.46 – 57.
12. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение./ Ю.П. Лисицын. - М.: Знание, 2002. - 512 с.
13. Лисицын, Ю.П. Слово о здоровье/ Ю.П. Лисицын. - М.: «Знание», 1986. - 192 с.
14. Насеня, С.Н. Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка/С.Н. Насеня//Начальная школа: плюс до и после. – 2001. - №9. – С. 17 – 19
15. Науменко, Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы/ Ю.В. Науменко// Педагогика: научно – теоретический журнал. - 2005. - №6. – С. 54- 61
16. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / Ожегов С.И. под. ред. докт. филол. наук. проф. Шведовой Н. Ю. – 4 – е из., стереотипное. - М.: Азбуковник, 1990. - 994 с.
17. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование/ П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 421с.
18. Попов, С.В. Валеология в школе и дома/ С.В. Попов. - СПб.: «СОЮЗ», 1998. - 253с.
19. Руднев, В.П. Словарь культуры ХХ века/ В.П. Руднев. – М.:Аграф, 1998. – 305с.
20. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 576с.
21. Чумаков, Б.Н. Валеология. Избранные лекции/ Б.Н. Чумаков. - М.: «Педагогическое общество Росиии», 1997. - 213 с.
22. Устав Всемирной Организации Здравоохранения [Электронный ресурс]// http://docs.cntd.ru/document/901977493 (дата обращения 6.04.2017)
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]// http://1-4.mioo.ru/ (дата обращения 6.04.2017)
24. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения 6.04.2017)
Введение
Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится не безразлично, какой ценой для здоровья школьников приобретаются знания. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.
В статье 41 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 обозначено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) содержится требование к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, касающееся формирования у младших школьников здорового образа жизни. В этом требовании говорится о необходимости формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни у младшего школьника. Также, в ФГОС НОО отмечено, что выпускник начальной школы должен обладать такой характеристикой как выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Это говорит о важности формирования здорового образа жизни у младших школьников.
На сегодняшний день тема формирования у младших школьников здорового образа жизни актуальна, так как многих психологов, педагогов, родителей интересует вопрос о методах, формирующих здоровый образ жизни младших школьников. Результаты социологических исследований показывают, что только 10% выпускников школы полностью здоровы.
В. Г. Игнатович, И. В. Кривошеина, В. Г. Кудрявцев, М. В. Чечета, И. И. Капалыгина и др. отмечают, что формирование здорового образа жизни - это проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно - образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико - гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здорового образа жизни.
Урок - это основная единица образовательного процесса. Популяризация идеи здорового образа жизни должна проводиться не только на уроках физической культуры, ОБЖ, биологии, но и на уроках русского языка. В наше время накоплено большое количество информации по сохранению и укреплению здоровья человека, поэтому, исходя из требований современности, учитель должен использовать такую информацию на своих уроках как можно чаще.
Анализ литературы и педагогической практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования у младших школьников здорового образ жизни и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка.
Проблема: каковы педагогические условия эффективного формирования у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка?
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников здорового образа жизни.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников здорового образа жизни.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого – педагогическую литературу с целью выявления сущности и содержания понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «текстовый материал»;
2) обосновать педагогические условия, способствующие формированию здорового образа жизни;
3) выявить критерии, показатели, дать характеристику уровней сформированности у младших школьников здорового образа жизни
4) разработать проект формирующего эксперимента по формированию здорового образа жизни с учетом выделенных педагогических условий;
5) подвести итоги исследования и сделать выводы.
Гипотеза исследования: Формирование у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- включение в уроки анализа пословиц и поговорок, посвященных здоровому образу жизни;
- отбор текстового материала для самостоятельной работы обучающихся.
Методы исследования: В работе были использованы методы:
- Эмпирические (изучение литературы, учебно – методических документов, анкетирование, педагогический эксперимент)
- Теоретические (анализ литературы).
База исследования: МБОУ «Образовательный центр №11» г.Череповца, 3 «А» класс.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Психолого – педагогические основы формирования у младших школьников здорового образа жизни через использование текстового материала на уроках русского языка