Я. Корчака «Как любить ребенка»
Методические рекомендации для анализа и рецензирования
Рецензирование– работа реконструктивного (поисково-аналитического и практического) характера, направленная на преобразование исходной информации с целью подготовки грамотного, научно и методически обоснованного заключения о ее качестве, значимости ее научных и практических результатов. Назначение рецензии заключается в том, чтобы дать максимально объективную оценку творческого продукта. Объективность оценки обеспечивается ее доказательностью. Рецензии противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и выражений.
Вид рецензии: текст критического характера – письменный анализ, оценка и заключение о качестве произведения, нацеленный на объективную оценку произведения.
Примерная структура рецензии:
-формальные характеристики работы (тема, объем, структура)
-актуальность работы (темы исследования, произведения);
-краткая характеристика содержания работы (какие вопросы рассмотрены, на чем сделаны акценты);
- значимость (социальная, профессиональная, научная и др.) работы;
- перспективы изучения темы работы;
-вопросы, актуализирующие профессиональную дискуссию, полемику;
-замечания и предложения;
-общее заключение о качестве работы.
ТЕМЫ 5 – 9. Разработка вариативной программы нравственного, эстетического или др. воспитания.
Тема программы (формулируется конкретно, например «Воспитание нравственных чувств младшего школьника»)
Разработка программы осуществляется по следующему плану:
Пояснительная записка
1. Актуальность программы.
2. Целевая группа (возраст, пол, количественный состав, психологические и др. особенности).
3. Ведущие ценности, определяющие цель программы, на которые будет ориентироваться целевая группа.
4. Цель программы(формулируется конкретно и позитивно, в терминах развития, формирования определенных качеств личности и способностей).
5. Задачи (диагностические, методические, воспитательные, развивающие, коррекционно-оценочные, профилактические и др; логика формулировки задач может быть иной).
6. Ожидаемые результаты (они же – критерии достижения цели).
7. Воспитательный потенциал (необходимые ресурсы для проведения программы).
8. Основные формы и методы реализации программы.
9. Продолжительность программы.
2. Теоретические положения(проявления основных феноменов, в случае необходимости – видов, уровней, аспектов проявления феномена) или Глоссарий (определения основных понятий).
3. Тематический план занятий
№ п/п | Наименование раздела, модуля, темы | Количество часов |
Содержание программы по разделам, модулям, темам
Тема занятия:
Цель:
Основное содержание:
Формы и методы работы:
Реквизит:
2. Методические материалы и список используемой литературы
Приложения
ТЕМА 10. Задание.Подготовка доклада на темы, разработка когнитивных карт
Современные концепции
1. Ценностный подход к воспитанию В.А. Караковского.
2. Педагогика ненасилия (Е.А. Ямбург).
3. Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития (О.С. Газман, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин).
4. «Реалистическое воспитание» С.Д. Полякова.
5. Самовоспитание школьников (Г.К. Селевко).
6. Воспитание на основе потребностей человека (В.П. Созонов).
7. Воспитание человека культуры (Е.В. Бондаревская).
8. Формирование образа жизни, достойной человека (Н.Е. Щуркова).
9. Системно-ролевая теория формирования личности (Н.М. Таланчук).
10. Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка (научный руководитель М.И. Рожков).
И ДР.
Примерный план:
1. Информация об авторе.
2. Понятие о воспитании.
3. Ценностная основа воспитания, цель и принципы воспитания.
4. Основные понятия.
5. Содержание воспитательного процесса.
6. Механизм воспитания, методы воспитания.
7. Критерии результативности воспитательного процесса.
8. Возможности и ограничения концепции, перспективы ее реализации.
Классические системы
1. Воспитательная система Царскосельского Лицея.
2. Воспитательная система гимназии К. Мая.
3. Воспитательная система Я.Корчака.
4. Воспитательная система А.С.Макаренко.
5. Воспитательная система А. Нила.
6. Воспитательная система Винекена.
7. Воспитательная система С.Френе.
8. Воспитательная система В.А.Сухомлинского.
9. Воспитательная система С.Т. Щацкого.
10. Воспитательная система В.Н. Сороки –Росинского.
И др.
Примерный план:
9. Информация об авторе.
10. Основные идеи, лежащие в основе системы воспитания.
11. Понятие о воспитании.
12. Основные компоненты системы воспитания и связи между ними.
13. Критерии результативности воспитания.
ТЕМА 2. Разработка проекта воспитательно-развивающей среды начальной школы
1. Определение ценностей и формулировка основной стратегической цели воспитания (в соответствии с концептуальной направленностью деятельности ОУ, современным социальным заказом, возможностями реализации проекта в данной ОО).
2. Описать основные компоненты ОС, раскрыть их содержание, взаимосвязи между компонентами.
3. Создание «модели выпускника» как конкретизации стратегической цели в соответствии с представлениями о том, какие компетенции должны быть развиты, актуализированы у выпускника в результате его включения в образовательную среду.
4. Создание «модели выпускника» для каждой ступени обучения (класса) (в соответствии с основной идеей и стратегической целью).
5. Определение основных форм воспитательной работы на каждом этапе (в каждом классе).
6. Разработка инструментария для отслеживания результативности созданной воспитательной системы (подбор показателей и критериев).