Педагог и педагогический процесс.
Педагогика – не директивная наука, это наука о возможных наиболее эффективных и благоприятных методах воспитания и обучения в тех или иных условиях. Главное – взращивать и приводить все силы человека в гармоническое соответствие. Этот процесс непрерывен, поскольку непрерывна вся жизнь. Центральной фигурой, подлинным инициатором воспитания является субъект (педагог).
Для того, чтобы быть педагогом, нужно учитывать связь:
1) блок индивидуально-личностных качеств
2) блок надиндивидуальных качеств
Профессионализм. Технология преподавания. В современном звучании технология – система последовательных и апробированных алгоритмов, применение которых ведет к намеченным результатам. В педагогике кроме знания технологии нужно иметь еще и педагогическое искусство. Из технологии и искусства составляется педагогический профессионализм. Технология – содержание педагогической деятельности, искусство – форма педагогической деятельности. Педагогические технология и искусство базируются на науке. В технологии больше объективного, в искусстве больше субъективного. Искусство – умение решать конкретные педагогические задачи. Только когда человек обладает единством этих сторон педагогики, то можно говорить о профессионализме. Педагогический профессионализм – творческий процесс. Нужно учитывать много моментов. Образовательный процесс очень динамичен.
Нужно уметь отличать профессионала от дилетанта. У непрофессионала присутствует больше оценочного, чем аналитического. У дилетанта меньше охват связей, опосредований. У дилетанта больше абсолютизации, у него имеет место плеоназм (смысловая избыточность). Профессионал базируется на всей системе знания, в меньшей степени полагается на обыденное, его определения фиксирующие, а не описывающие, они более структурированы. Профессионал больше работает с определениями, он углубляется в сущность вещей. У профессионала большой охват связей, у него нет абсолютизации, его указания не столько поучающие, а советующие. Профессионал сопереживает воспитуемому. Профессиональный педагог – человек, который всегда устремлен вверх, помимо конкретной ситуации; он выходит за рамки конкретики, тем самым выходя за свои собственные пределы (трансцендирование). Трансцендирование – важнейший признак профессионала.
Общий принцип профессионала и дилетанта – не навреди.
Может ли современный педагог рассматриваться субъектом? Маргарет Мит рассматривает в истории 3 типа культуры:
1) Постфигуративный – дети учатся у своих предшественников
2) Конфигуративный – дети и взрослые учатся у своих сверстников
3) Префигуративный – образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим; сейчас все люди в мире объединены электронной коммуникативной сетью и у молодежи возникла общность опыта, которой никогда не было старшего поколения
В этой связи роль учителя роль педагога в наше время меняется. Приходят компьютерные технологии, и ученик может получить любую информацию простым нажатием кнопки. Кроме того, есть много руководств и учебников.
Не смотря на все это, учитель нужен. Роль учителя – дать ориентацию, научить системному видению. Всю школу самому пройти невозможно, нужен помошник.
Обучение рационально или иррационально? – Конечно рационально. Педагог с его технологией спасает ученика от хаоса, стихийности и непредсказуемости. Педагог в префигуративном типе также остается медиатором. Педагог является носителем живого знания. Педагог по глазам судит, есть понимание или нет.
32. Технология и искусство педагогической деятельности.
В современном звучании технология – система последовательных и апробированных алгоритмов, применение которых ведет к намеченным результатам. В педагогике кроме знания технологии нужно иметь еще и педагогическое искусство. Из технологии и искусства составляется педагогический профессионализм. Технология – содержание педагогической деятельности, искусство – форма педагогической деятельности. Педагогические технология и искусство базируются на науке. В технологии больше объективного, в искусстве больше субъективного. Искусство – умение решать конкретные педагогические задачи. Только когда человек обладает единством этих сторон педагогики, то можно говорить о профессионализме. Педагогический профессионализм – творческий процесс. Нужно учитывать много моментов. Образовательный процесс очень динамичен.
Признаки педагогической технологии:
1. Содержательность – наличие педагогической концепции, представленной в виде модели. Другими словами, педагогическая деятельность должна осуществляться только тогда, когда существует соответствующая научно-теоретическая база. Как только действия педагога теряют систематичность и логическую взаимосвязь, возникает опасность негативных последствий для развития объекта педагогической деятельности.
2. Эффективность – гарантированное достижение результата. Педагог все время должен руководствоваться тем, что его действия должны быть такими, чтобы наиболее целесообразным путем воздействовать на личность воспитываемого и подводить его к намеченной педагогом цели.
3. Экономичность – оптимизация труда педагога и воспитанника. Ему ни к чему выстраивать сложные конструкции, когда существует более легкий, но вместе с тем равнозначный по степени эффективности и корректности метод или прием.
4. Воспроизводимость – возможность воспроизведения в широких масштабах без потери результативности.
5. Корректируемость – возможность использования в процессе преподавания обратной связи в виде контроля, рефлексии, технических средств, тренингов.
Педагогическая деятельность – это довольно сложный процесс, и субъекту педагогической деятельности, или педагогу, нужно постоянно следовать определенным методологическим основам. Педагог должен знать основные принципы работы с личностью, над развитием которой он работает, и следовать определенному плану педагогического воздействия на подопечного:
1. Постановка цели взаимодействия.
2. Анализ сложившейся ситуации и формулирование педагогических задач.
3. Осуществление целенаправленного воздействия на личность воспитанника, взаимодействие с ним и управление учебно-воспитательным процессом.
4. Передача опыта речевыми и невербальными способами общения.
5. Предъявление педагогических требований.
6. Оценка воспитанника и ее положительная подкрепление.
7. Разрешение возникающих конфликтов.
8. Умение педагогом управлять своим поведением и реакцией. Здесь целесообразно привести в пример мысль, которую высказывал в своем время А. С. Макаренко: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет и не почувствует того, что нужно».