Педагогика как деятельность.
Педагогика как наука.
Педагогика происходит от греч. «пайдос» (ребёнок) и … Новое название «антропогогика» не прижилось. Педагогом в Древней Греции и Риме называли раба, который следил за детьми. Педагогика – наука, которая занимается изучением закономерностей процессов образования. Педагогика это наука, которая занимается изучением закономерности процессов образования, наука о закономерностях, сущности, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Наука о сущностях, закономерностях, принципах и формах воспитания человека. Педагогика соединяет в себе эмпирическое, теоретическое, нормативное знания. Проблемой воспитания и обучения занимаются другие науки – социология, культурология, философия. Философия образования – проекция философских подходов на образование, рассмотрение образования с точки зрения всеобщего.
Образование в жизни человека и общества.
Образование - это один из главных аспектов жизни любого человека.
Каждый человек учится чему-нибудь всю свою жизнь. Чем образованнее человек, тем ему легче разобраться в окружающем его мире, решить проблемы, которые возникают у каждой отдельной личности в жизни.
Если у человека высокий уровень образования, то он может применить свои знания, умения и навыки на практике, используя различные информационные ресурсы.
В наше время высшее образование ценится, так как именно образование является тем продуктом, куда следует инвестировать деньги, особенно это актуально во время мирового финансового кризиса.
У образованного человека больше возможностей устроиться на высокооплачиваемую и перспективную работу, так как такие люди легко учатся всему новому, максимально используют ресурсы своих знаний.
С образованным человеком интересно разговаривать и общаться. Образованный человек коммуникабелен, у него широкий круг общения, большое количество друзей, деловых партнёров. Да и по статистике выходит, что образованный человек живёт дольше.
Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта, знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.
Институты (учреждения) образования координируют и формализуют деятельность множества людей, направленную на удовлетворение такой непреходящей, социально значимой потребности, как потребности в обучении подрастающих членов общества, передачи им научных и практических знаний, ценностей, идеологии, социальных норм, профессиональных умений и навыков. Для реализации этой деятельности в обществе сформирована система образовательных учреждений: средние школы, училища, техникумы, институты, академии, университеты. Учебные программы, использующиеся в них, являются стандартизированными и взаимосвязанными, что определяет унификацию образования.
Философия и педагогика.
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.
Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.
Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.
Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.
Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.
7. Педагогические идеи конфуцианства.
Конфуций (ок. 552-483 до н.э.). В 50 летнем возрасте открыл школу у себя на дому, куда набирались дети не по сословному признаку. Обучение велось за умеренную плату. Конфуций профессиональный педагог и политик. Карьеру он начал мелким чиновником в 27 лет, затем стал выполнять жреческие функции. Главное в его учении: надо уяснить природу человека, затем действовать в нужном направлении.
Дао – центральный пункт его учения. Дао направляет человека на путь истинного познания. Поскольку каждый из учеников прошел разный путь нравственного совершенствования, Конфуций каждому из них давал разные определения дао. Четыре типа людей, постигающих дао:
1) совершенномудрые
2) знания приобретаются посредством учения
3) учатся несмотря на трудности
4) не способные и не желающие учиться.
Себя Конфуций относил к 3 типу. Идеал цели образования – благородный муж (цзюнь-цзи) – тот, кто следует дао. Благородный человек должен обладать жень – нравственные нормы, главные из которых милосердие, уважение к старшим и т.д. Жень должно сочетаться с любовью к учебе. Если жень не сочетается с любовью к учебе, то это превращается в порок. Стремление к учению – главное достоинство человека. «Учись так, словно твоих знаний не хватает». Благородный муж должен обладать вень (учёность).
Образование – единство нравственного воспитания и образования. Учение – потребность, нравственная радость. Конфуций говорил о гармоническом сочетании между врожденными и приобретенными качествами человека. Когда одерживает верх джи (врожденное), то получается е (дикарство), а когда одерживает верх вень, то имеет место ши (зазнайство учёностью).
Гуманистическую суть конфуцианства можно выразить понятием «сяо жень» («маленький человек»). В сяо жень сочетается всё отрицательное, что встречается у людей. Этот образ введен для того, чтобы показать, что будет с человеком, если он не ставит перед собой задачи совершенствования. «Учить надо тех, кто стремится к знанию». Идеи Конфуция имели продолжение в неоконфуцианстве и оказали влияние на мировую педагогику. У него много общего с Платоном.
7. Педагогика в Древней Индии.
«Законы Манну» (2 в. до н.э.). В это время сложились 4 варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Такое разделение варн регламентировало все практики и предопределило идеалы и цели образования. Цель образования – подготовка к жизни в своей социальной нише (варне). У каждой варны свой идеал. Например:
идеал брахмана – чистота и правильность;
кшатрия – мужественность;
вайшья – трудолюбие;
шудра – покорность.
Большая роль в воспитании принадлежит обряду. Индусы считали, что воспитание нужно начинать в пренотальном периоде (во время беременности). Индусы дали начало пренотальной педагогике. Это значит воспитание ребенка во внутриутробном состоянии, а также и воспитание родителей (подготовка к роли родителей). Индусы считали, что условия внутриутробной жизни ребенка играют значительную роль. Ребенок в это время приобретает поведенческие и социокультурные навыки мамы.
Накоплена масса фактов, что стрессы матери ребенка во время беременности приводят к развитию невроза, аллергии, отставания в умственном развитии и других патологий у ребенка. Если родители разговаривают с плодом, то почти сразу после рождения ребенок будет узнавать голос родителей. Надпочечники матери во время стресса выбрасывают гармоны стресса, а во время радости – эндорфины (гармоны радости). Это влияет на ребенка. Сразу по рождению ребенка проводится обряд. К губам ребенка подносят (золотую, серебряную или медную – в зависимости от варны) ложечку, где мёд размешан с маслом. Символика такова: мед – сладость, масло – красота, здоровье, богатство.
России существует подобный обряд, у нас дарят серебряную ложечку. Еще один обряд (между 10 и 12 днем) наречения имени. Это важно потому, что имя говорит о сословной принадлежности человека. Нужно иметь ввиду, в акте наименования сказывается менталитет родителей ребенка.
Есть наблюдение, что человек часто болеет, страдает, если имя ему не нравится. Имя соотносится с человеком как тело с тенью, где тело – человек. Получив имя, человек получает как бы свою сущность, душу. Об этом можно прочитать у о. Павла Флоренского. Если имя мягкое, то у ребенка не будет большого возбуждения, он будет спокойным. Неблагозвучное имя вызывает раздражительность. Нужно не забывать, что у русских имя должно хорошо сочетаться с отчеством. Очень хорошо, если имя подобрано по ассоциации с именем знаменитого человека (ассоциативная теория). Надо помнить, что имя – способ социализации человека. Кроме того, часто вкладывают пожелания в имя ( Константин – постоянный, благоухание – Роза). Если ребенок не любит свое имя, то это приведет к формированию заниженной самооценки.
Обряд посвящения в ведийской педагогике – упанаяна.
В 8 лет для брахмана,
в 11 для кшатрия,
в 12 для вайшьи – дваждырожденные. Шудры – единорожденные. Мало родиться, необходимо еще и быть принятым в общество. По законам Манну, непосвященный – значит нерожденный.
Ученичество наступает после посвящения, оно обязательно. Это изучение Вед. Обучение происходит под руководством гуру – наставника, его значение больше, чем у отца. Обучение проводится по принципу уподоблению ученика учителю. Основная форма обучения – заучивание. Но важно было не только заучить, но и применять в жизни. Учебный процесс характеризовался жизнью ученика в доме гуру, тесным контактом учителя и ученика, не было обусловленной плат, твёрдой дисциплиной, устное обучение, никаких экзаменов, к следующему этапу можно перейти только после полного усвоения предыдущего. Древние индусы считали, что отсутствие воспитания – причина человеческих пороков.
9. Педагогические идеи Платона.
Идея универсума, описанная еще у милетцев и у стоиков. Универсум есть κοσμος. Это прекрасное и завершенное целое. Универсально развитый человек который сам есть космос.
Для греков характерен идеал человека, который сочетает в себе единство гармонию с одной стороны атлетизма, с другой калокагатии. καλις – прекрасный. Αγατος – добрый.
Гармония интеллектуального и физического.
Смысл жизни есть достижение блага. Приближение к идее блага возможно путем обучения и воспитания. Образование от стадия рождения. Поскольку земная жизнь соприкасается с другими людьми этому надо уделить особое внимании. Человек должен признавать что индивидуальность не только я но и другие люди но делать это нужно так чтобы не было ущемления своей индивидуальности. Центральная идея Государства – спасение индивидуальности. По Платону надо достичь гармонии индивидуальной цели и социальной.
Одна из центральных идей Платона как сохранить индивидуальность свою и чужую. Политея это результат зависимости друг от друга. Тем не менее задача в этом обществе не ущемить ничью индивидуальность. Для этого необходимо настроить Псюхе. У души три части: разумная, аффективная, низменная (псюхэ) вожделения. Победа высшего возможна благодаря образованию.
Задатки сами по себе не открывают путь в сословие стража философа земледельца или ремесленника. Рабы это говорящие орудия. Необходимо образование. Самое лучшее при плохом образовании становится особенно плохим.
Общественное становление структура общества гармония в обществе зависят от человека и образования, которое есть функция государства. Наиболее ярко эта социальная функция отражается в пещерной притче.
Надо освободить людей от заблуждений чтобы у них было такое состояние души, что они могли бы узреть вещи в свете истины. Чтобы люди узрели истину надо
1. заставить людей изменить направление взглядов.
2. Людям надо изменить себя.
3. Отречься от предрассудков, в которых живут люди.
4. Надо привыкнуть к ослепительному света солнца. Этот акт привыкания есть акт трудный. Это переход из темноты в свет.
Это процесс неторопливый основательный постепенный. Так как происходит изменение бытия человека. Суть этого процесса называется пайдейя. М. Хайдеггер рассуждает в «Бытии и времени» и считает, что слово это с трудом передается переводу, потому что в нем слишком много оттенков и дает интерпретацию: пайдея это изменение поведения человека в его существе и ближе всего перевод образование или воспитание. Образование есть переход из тьмы к свету. Противоположный процесс апейдепсия. Это наоборот «ненаправленность» к образованию.
Пайдея процесс трудный, поэтому по Платону образование есть принуждение и это функция государства. К истине ведения философия поэтому философия есть пайдейя. Философия это наука об образовании. Философия солнце свет истина, является источником этого света, поэтому образование есть самая главная функция государства. Именно государства устанавливают системы образование, эта система подчиняется последовательности. Надо учить в соответствии с той структурой, которая имеет социальную необходимость. Философов одному, ремесленников другому и воинам третьему. Должна быть стабильность в государстве, цензура для музыки стихов, потому что воину не нужна сентиментальная мусика или лирические стихи. Философу не нужно усиленно заниматься гимнастикой. Но все равно каждый индивид должен изучить свое дело в интересах целого.
Педагогика Р.Штайнера.
Настоящее – миг. Оно быстро исчезает, становится прошлым, но дает основания для будущего. Понятие «современность» не исключает из себя эти три состояния времени. Современность – то, что определяет развитие, движение в представимом будущем.
Основными тенденциями эпохи постиндустриализма становятся роботизация, компьютеризация, бурный технологический прогресс, информационный бум и прочее. Общество приобретает вид информационного. Кардинально меняется профессиональная структура общества. Растут требования к людям, занятым в промышленности. Таким образом, требуется образование совершенно другого качества. На первый план выходят знания и информация. Узкая специализация работника теперь не годится. Для овладения новой сложной техникой нужно постоянно получать новые знания. Возникает потребность в работниках гибридных, сквозных профессий. Решающую роль в производстве играет творческий потенциал работников.
Таким образом, в условиях постиндустриализма возникает потребность в людях с широкими знаниями. Кроме того, возникает большее количество альтернатив. Всё это не могло не привести к пересмотру и модернизации идей образования. Сущность новой модели образования стала обсуждаться в разных направлениях философии. Общим основанием для этих направлений было то, что идеи в образовании стали базироваться на антропоцентризме.
Учитель, общество должны заботиться о создании свободной атмосферы. Учитель должен научить человека смотреть только в себя, для этого нужно предоставить возможность каждому человеку идти своим путем, но иногда нужно протянуть руку помощи. Культура постмодерна характеризуется плюрализмом, рождением нового человека (активного, творчески думающего, приобщающегося к множественности культурных кодов). Ролан Барт, оценивая роль нашей эпохи, настаивает на необходимости формирования в людях открытости, толерантности, адогматизма, поэтического мышления.
Идеи перенесения центра тяжести с социума на самого человека были выдвинуты не в 20 в., а несколько раньше. Эти идеи готовились примерно с конца 19 в. Эта идея философии Шопенгауэра и Ницше, Р. Штайнера.
Штайнер. Социалист. 1919 под Штутгартом он основал школу для рабочих табачной фабрике и их детей в местечке Waldorf которая развивает программу развития всех людей. В основе антропософский подход. Он ставит перед системой воспитания человека будущего сохранить и развить субстанцию детства. Если человек не имеет детства он не становится тем кем мог бы стать.
Школьная программа врезается в детскую.
Детство сокращается извне и изнутри. В детство приходят взрослые. Например через телевизор впитывая заложенные в них прагматизм. От взрослых переходит цинизм. В основе антропософии:
1. Уважение человеческой личности как цели образования.
2. Предельно снять директивность. Только индивидуальный подход, воспитание – штучное производство.
3. Не вывести учащегося на какой-то путь а дать материал чтобы человек занял самостоятельную позицию.
4. Сделать воспитание и школу свободными.
Штайнер решает вопросы педагогики с точки зрения того, что заложено в человеке. Педагогика должна раскрыть скрытые способности. Поэтому школа призвана развивать и находить индивидуальные задатки. Только в этом случае общество будет ощущать приток новых творческих школ. Государство не должно вмешиваться, регламентировать деятельность школы. Школа должна строиться на глубоком знании человека. Школа должна опираться на законы развития человека, законы душевной жизни, а эти законы одни для всех людей. Образование должно быть одинаковое от 7 до 12 лет. В более позднем возрасте, от 15 лет, можно вводить специализацию. Первым условием для работы школы является подбор учителей. Необходим особый склад ума, чтобы уметь правильно работать с детьми.
Крайняя специализация не нужна. В такой школе учатся от 7 до 20 лет. Все предметы направлены на делание индивидуальности.
Первое условие – подбор учителей. Нужен контакт, определенный склад ума.
Педагогика А.С. Макаренко.
Разработал теорию воспитания человека через коллектив. Основной закон жизни коллектива. Движение – форма жизни коллектива, остановка – его смерть.
Стадии:
1. Сплочение коллектива. Важна роль педагогики. Кончается когда в коллективе вырабатывается актив.
2. Сплочение вокруг общей цели коллектива. Усиливается влияние коллектива. Актив не только поддерживает требования педагогика и он сам предъявляет их к членам коллектива. Главней работа педагога с активом. Преодоление противоречий – требований актива и отстающей части.
3. Расцвет коллектива. Коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого. Каждый отличает за коллектив и коллектив за каждого отдельно. Общие оценки, каждый думает как все.
Идея Макаренко – подключить к воспитанию коллектив.
Три вида целей перед коллективным и каждым членом:
1. Близкая – завтрашняя радость (дети, завтра пойдем в цирк)
2. Средняя, нужна время чтобы подготовиться и реализовать цель (соревнования через 2 недели)
3. Далекая – реально ощутимо но понятно что она произойдет не скоро (окончание школы)
Нужно постоянно ставить все новые и новые задачи. Человек не знающий свои планов человек жалкий.
Принцип параллельности действия. В его основе – требование воздействовать на воспитанника непосредственно через человека. По мере воздействия трех сил:
1. Влияние педагога
2. Актива.
3. Всего коллектива.
Большое значение стилю внутреколлективных отношений, он считал что для того чтобы коллектив успешно реализовал свои задачи и принцип, нужно чтобы в коллективе
1. Был major. Постоянная бодрость и готовность коллектива к действию.
2. Ощущение собственного достоинства. Достигается из представления достоинств, гордости за коллектив.
3. Дружеское единение всех членов. Ощущение защищенности.
Долгое время конца 20х-начала 30х годов авторитет Макаренко был непоколебим. Он воспитывал человека-коллективиста. Он-де певец который формирует человека, подчиненного коллективу, человека, который с радостью принимает насилие над собой внешних сил. В его теории коллектива, говорили, нет дела до личности, она полностью нивелируется.
Такой подход сейчас отвергается педагогами. Основная цель – воспитание независимой личности, а у Макаренко она растворена в коллективе.
Если общество будет или есть коагуляции индивидуалистов это может привести к хаосу и диктатуре. Растет влияние тех кто хотят установить в нем порядок.
Педагогика как наука.
Педагогика происходит от греч. «пайдос» (ребёнок) и … Новое название «антропогогика» не прижилось. Педагогом в Древней Греции и Риме называли раба, который следил за детьми. Педагогика – наука, которая занимается изучением закономерностей процессов образования. Педагогика это наука, которая занимается изучением закономерности процессов образования, наука о закономерностях, сущности, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Наука о сущностях, закономерностях, принципах и формах воспитания человека. Педагогика соединяет в себе эмпирическое, теоретическое, нормативное знания. Проблемой воспитания и обучения занимаются другие науки – социология, культурология, философия. Философия образования – проекция философских подходов на образование, рассмотрение образования с точки зрения всеобщего.
Педагогика как деятельность.
Педагогическая наука формировалась в русле философии. Нет ни одного видного философа, который не отличался бы своей педагогической концепцией.
2 типа подхода к осуществлению педагогической деятельности в философии: 1. ориентирован на объективно-всеобщую (существующее до, вне и независимо в сознании) пед.деят.. 2. на субъективное и индивидуальное. Разновидности 1 типа: а) теоцентристская методология. б) социоцентрическая. Методология, которая рассматривает человека продуктом социальной среды и видит цель человека в служении обществу. Разновидности 2 типа: а) натуралистическая методология. Человек рассматривается как часть природы и акцент делается на признании врожденного характера человека. Цель человека заключается в следовании своей природе. Провозглашается очищение от лишних потребностей. б) антропоцентристская методология. Основана на признании духовной сущности человека, на признании его активизма; человек самоценен и самодостаточен. Чистых типов не существует, чаще встречается пересечение.
3. Образование: его сущность и содержание.
Образование – центральное понятие педагогики. В русском языке слово «образование» используется в двух смыслах: 1) образование комиссии по этике в ГД, образование горных пород – устройство, создание, организация; 2) то, что уже является понятием педагогики. Этимология слова «образования». Происходит от «образ». Таким образом, образ практически во всех языках – лик, картина, представление чего-либо. В философии образ – идеальная форма отражения объективной действительности. Образование – это процесс приобщения человека ко всеобщему (всеобщее – социально значимые представления, понятия, формы поведения, ценности) + субъективизация, образование всегда есть подъём человека над своей природной сущностью и вхождение в сферу духа. Эту сторону особенно оттенял Гегель. Одновременно с приобщением к всеобщему сущность образования заключается также в том, что осуществляется субъективизация всеобщего. Это развитие, обогащение личности. Образование – формирование личности человека. Личность – это единство двух мер (мера общего, социального в индивидуальном и мера индивидуально особенного, того, что отличает людей друг от друга). Чтобы выявить содержание понятия, нужно его соотнести с релевантными понятиями. Для образования таким понятием будет социализация. Образование выступает важнейшим средством социализации. Социализация – процесс освоения индивидом норм, ролей, принятых в данном обществе. Социализация происходит посредством собственной активности и с помощью сторонней активности (например, влияние родителей, друзей, среды). Социализация – встраивание человека в окружающий его социальный порядок. Обычно социализация разделяется на 2 этапа: первичная и вторичная социализации. Первичная происходит в раннем детстве. Вторичная социализация – каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивидууму входить во все новые и новые социальные институты. Она продолжается всю жизнь. Таким образом, человек в процессе социализации усваивает социальные практики. Процесс социализации протекает как сознательно (целенаправленно – «хочу научиться водить машину»), так и стихийно (человек действует, не осознавая каких-либо отдалённых целей). Сам процесс социализации это чаще всего процесс проб и ошибок, чаще всего это процесс стихийный. В процессе социализации человек часто держит дистанцию от существующей социальной системы. Процесс социализации не охватывает всего человека. Общество же заинтересовано в наибольшей социализации человека. Образование нужно для ускорения процесса социализации. Образование – целерациональная деятельность. Оно является необходимой составляющей социализации. Образование является социальным институтом. В образовании спрессован значимый опыт человечества, он постоянно пополняется. Образование всегда носит общий характер и готовит человека к жизни в любом обществе. Образование: 1) обучение 2) воспитание. Обучение и воспитание тесно связаны друг с другом, но их надо уметь разводить. Воспитание – целенаправленная деятельность по развитию личных качеств человека, форм его отношения к другим людям. Не во всех культурах воспитание воспринимается как вмешательство в бытие человека, в буддизме воспитание выявляет природу человека. Обучение – деятельность, направленная на получение и увеличение знаний и умений. Обучение – познавательно-теоретический способ познавания мира, а воспитание – духовно-практический способ освоения мира. Обучение создает для человека предмет, знание, дает образ мира, а воспитание формирует самого субъекта для определенного предмета или знания. Процесс образования – двусторонний процесс. В любой педагогической деятельности присутствует цель обучения и воспитания. Компоненты деятельности: субъект – объект. Цель субъекта - преобразовать объект, но это двусторонний процесс. Поэтому самый талантливый преподаватель не может образовать лентяя.
4. Образование и социализация.
Образование – центральное понятие педагогики. В русском языке слово «образование» используется в двух смыслах: 1) образование комиссии по этике в ГД, образование горных пород – устройство, создание, организация; 2) то, что уже является понятием педагогики. Этимология слова «образования». Происходит от «образ». Таким образом, образ практически во всех языках – лик, картина, представление чего-либо. В философии образ – идеальная форма отражения объективной действительности. Образование – это процесс приобщения человека к всеобщему (всеобщее – социально значимые представления, понятия, формы поведения, ценности), образование всегда есть подъём человека над своей природной сущностью и вхождение в сферу духа. Эту сторону особенно оттенял Гегель. Одновременно с приобщением к всеобщему сущность образования заключается также в том, что осуществляется субъективизация всеобщего. Это развитие, обогащение личности. Образование – формирование личности человека. Личность – это единство двух мер (мера общего, социального в индивидуальном и мера индивидуально особенного, того, что отличает людей друг от друга). Чтобы выявить содержание понятия, нужно его соотнести с релевантными понятиями. Для образования таким понятием будет социализация. Образование выступает важнейшим средством социализации. Социализация – процесс освоения индивидом норм, ролей, принятых в данном обществе. Социализация происходит посредством собственной активности и с помощью сторонней активности (например, влияние родителей, друзей, среды). Социализация – встраивание человека в окружающий его социальный порядок. Обычно социализация разделяется на 2 этапа: первичная и вторичная социализации. Первичная происходит в раннем детстве. Вторичная социализация – каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивидууму входить во все новые и новые социальные институты. Она продолжается всю жизнь. Таким образом, человек в процессе социализации усваивает социальные практики. Процесс социализации протекает как сознательно (целенаправленно – «хочу научиться водить машину»), так и стихийно (человек действует, не осознавая каких-либо отдалённых целей). Сам процесс социализации это чаще всего процесс проб и ошибок, чаще всего это процесс стихийный. В процессе социализации человек часто держит дистанцию от существующей социальной системы. Процесс социализации не охватывает всего человека. Общество же заинтересовано в наибольшей социализации человека. Образование нужно для ускорения процесса социализации. Образование – целерациональная деятельность. Оно является необходимой составляющей социализации. Образование является социальным институтом. В образовании спрессован значимый опыт человечества, он постоянно пополняется. Образование всегда носит общий характер и готовит человека к жизни в любом обществе.
Образование в жизни человека и общества.
Образование - это один из главных аспектов жизни любого человека.
Каждый человек учится чему-нибудь всю свою жизнь. Чем образованнее человек, тем ему легче разобраться в окружающем его мире, решить проблемы, которые возникают у каждой отдельной личности в жизни.
Если у человека высокий уровень образования, то он может применить свои знания, умения и навыки на практике, используя различные информационные ресурсы.
В наше время высшее образование ценится, так как именно образование является тем продуктом, куда следует инвестировать деньги, особенно это актуально во время мирового финансового кризиса.
У образованного человека больше возможностей устроиться на высокооплачиваемую и перспективную работу, так как такие люди легко учатся всему новому, максимально используют ресурсы своих знаний.
С образованным человеком интересно разговаривать и общаться. Образованный человек коммуникабелен, у него широкий круг общения, большое количество друзей, деловых партнёров. Да и по статистике выходит, что образованный человек живёт дольше.
Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта, знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.
Институты (учреждения) образования координируют и формализуют деятельность множества людей, направленную на удовлетворение такой непреходящей, социально значимой потребности, как потребности в обучении подрастающих членов общества, передачи им научных и практических знаний, ценностей, идеологии, социальных норм, профессиональных умений и навыков. Для реализации этой деятельности в обществе сформирована система образовательных учреждений: средние школы, училища, техникумы, институты, академии, университеты. Учебные программы, использующиеся в них, являются стандартизированными и взаимосвязанными, что определяет унификацию образования.
Философия и педагогика.
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.
Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.
Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.
Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.
Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.
7. Педагогические идеи конфуцианства.
Конфуций (ок. 552-483 до н.э.). В 50 летнем возрасте открыл школу у себя на дому, куда набирались дети не по сословному признаку. Обучение велось за умеренную плату. Конфуций профессиональный педагог и политик. Карьеру он начал мелким чиновником в 27 лет, затем стал выполнять жреческие функции. Главное в его учении: надо уяснить природу человека, затем действовать в нужном направлении.
Дао – центральный пункт его учения. Дао направляет человека на путь истинного познания. Поскольку каждый из учеников прошел разный путь нравственного совершенствования, Конфуций каждому из них давал разные определения дао. Четыре типа людей, постигающих дао:
1) совершенномудрые
2) знания приобретаются посредством учения
3) учатся несмотря на трудности
4) не способные и не желающие учиться.
Себя Конфуций относил к 3 типу. Идеал цели образования – благородный муж (цзюнь-цзи) – тот, кто следует дао. Благородный человек должен обладать жень – нравственные нормы, главные из которых милосердие, уважение к старшим и т.д. Жень должно сочетаться с любовью к учебе. Если жень не сочетается с любовью к учебе, то это превращается в порок. Стремление к учению – главное достоинство человека. «Учись так, словно твоих знаний не хватает». Благородный муж должен обладать вень (учёность).
Образование