Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые назначение (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синий мяч). Учить детей называть свойства предметов.

Итак, содержание сенсорного воспитания в раннем возрасте в основном должно быть направлено на развитие координации движений, умение действовать с предметами, умение анализировать и обобщать признаки предметов.

Билет 14Образовательный процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, характеристики, принципы организации. Участники образовательного процесса в дошкольном учреждении, их роль в социокультурном формировании личности ребенка.

Вопрос о содержании образования носит дискуссионный характер. Существует множество подходов к определению этого понятия и его сущности, корни которых уходят в прошлое - теорию формального и материального образования. Каждый из этих подходов по-разному определяет место и функции человека в мире и обществе: человек, личностьцель или средство, общество для него или он для общества? Этим определяется и основная направленность содержания образованиягуманистическая или авторитарная. Анализ наиболее распространенных концепций содержания образования дается в книге: Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей.

Основные принципы дошкольного образования:

полноценного проживания ребѐнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

-индивидуализации дошкольного образования;

-содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

-партнѐрстваОрганизации или индивидуального предпринимателя с семьѐй;

-приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

-учѐта этнокультурной ситуации развития детей;

-занятия требованиями к условиям реализации Программы, обеспечивающими социальную ситуацию развития личности ребѐнка, ключевого места в структуре Стандарта.

четырёх образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития: – должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

– двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх; (физ-ра)

– игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);

– коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения); (развитие речи)

–познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); (окружающий мир)

– восприятия художественной литературы и фольклора; (художественная лит-ра)

– элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе); (труд)

– конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.); (конструирование, ФЭМП)

– изобразительной (рисования, лепки, аппликации); (ИЗО)

– музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).(Музыка)

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены; видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Билет 15Особенности образовательного процесса ДОУ в контексте реализации ФГОС ДО. Основные компоненты образовательного процесса: цели, задачи, средства, формы организации (образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей).

В дошкольной педагогике педагогический процесс рассматривается как целенаправленное, содержательно насыщенное и организованно оформленное взаимодействие взрослых и детей. Педагогический процесс представляет собой определенную систему, компоненты которой — это содержание, средства, методы, формы взаимодействия взрослых и детей (Б.Т. Лихачев). Слово “процесс” свидетельствует о протяженности во времени, а слово “педагогический” — о направленности на преобразование личности человека (ребенка). Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат. Педагогический процесс детского сада как система, ориентированная на целостное развитие личности, ее способностей и творчества. Понятие “педагогический процесс” в специальной литературе употребляется в широком и узком смысле.

Педагогический процесс в дошкольном учреждении в широком смысле — это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной глобальной задачи. Например: педагогический процесс ДОУ направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка. Кроме глобальной задачи, педагогический процесс может быть направлен и на содержание какой-то узкойконкретной задачи (нравственного, эстетического воспитания). Решить эти задачи помогают педагогу различные методы, средства, формы организации. Конкретные задачи педагогического процесса взаимосвязаны, реализуются и решаются на фоне других задач воспитания и развития личности, так как педагогический процесс обладает целостностью, общностью и единством.

Педагогический процесс имеет три этапа: подготовительный, основной и заключительный (И.П. Подласый). На подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель и конкретные задачи, планируются и подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания (на современном этапе это концепция личностно-ориентированного подхода, предполагающего соблюдение воспитателем Декларации прав ребенка). На втором (основном) этапе осуществляется педагогическое взаимодействие ребенка и воспитателя, ведется постоянныйоперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить отклонения и ошибки в воспитании и тут же произвести корректировку, внести изменения и дополнения в реализацию решения воспитательно-образовательных задач. При этом воспитателю необходимо учитывать обратную связь — ответную реакцию ребенка на воздействие. На третьем (заключительном) этапе проводится анализ результатов и установление причин недостатков в воспитании.

В условиях гуманизации образования, демократических преобразований главное в социокультурнойсреде— обеспечить личностно ориентированное сопровождение ребенка, его образование.

Личностно ориентированное образование — образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ребенка с выявлением его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Оно основывается на признании за каждым ребенком права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения. Личностно ориентированное обучение предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности.

Личностно ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъекта образовательного процесса.

Основными ценностями гуманистического личностно ориентированного воспитания выступают человек как предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека в культуре.

Сегодня главная ценность в образовании - ребенок. Вся система образования должна быть построена на идее, что ребенок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Цель - создание в дошкольном учреждении условий для развития личности ребенка, для обеспечения трех слагаемых его счастья: эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности. Личность ребенка - развивающаяся система отношений ребенка, с одной стороны, с широким интересом к миру, а с другой - к себе и с самим собой

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Билет 16Формирование предпосылок учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Разработка теории УПД в отечественной дошкольной педагогике (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.П. Усова, В.И. Логинова, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др.). Характеристика основных компонентов УПД дошкольника.

Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.

Образовательный процесс должен:

  • Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

· Формы и методы работы с детьми:

· НОД - игра, комплексное или тематическое занятие, экскурсия, наблюдение, экспериментирование , беседы, решение, проблемных ситуаций, проектная деятельность и тд.

· Образовательная деятельность в режимных моментах –решение образовательных задач в режимных моментах.

· Самостоятельная деятельность детей- деятельность детей в предметно-развивающей и игровой среде.

· Образовательная деятельность в семье- решение образовательных задач в семье.

Билет 17Взаимодействие ДОУ с семьей и школой. Семья как социокультурная среда развития личности дошкольника. Основные задачи семейного воспитания. Типичные трудности и ошибки в семейном воспитании детей. Сотрудничество ДОУ и семьи как целостная система: цели, аспекты содержания, формы. Традиционные и инновационные формы работы с родителями.

Режим непосредственно образовательной деятельности воспитанников детского сада устанавливается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к режиму дня в дошкольном образовательном учреждении (СанПиН 2.4.1.3049-13).

При реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная, деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 минут. Допускается осуществление непосредственно образовательной деятельности в первую и вторую половину дня (по 8-10 минут).

Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:

Наши рекомендации