Раздел II. Семинар по теме «Правовые основы местного самоуправления».

Содержание занятий в аудитории

1. Лекция и семинар по теме «Понятие, юридическая природа местного самоуправления, принципы, функции местного самоуправления, органов местного самоуправления» (Модуль 1 теория – вопрос лекции).

2. Семинар по теме «Правовые основы местного самоуправления» (Модуль 2 - практика).

3. Семинар по теме «Муниципально-территориальное устройство» (Модуль 3 – практика).

4. Семинар по теме «Компетенция муниципальных образований» (Модуль 4 – практика).

5. Семинар по теме «Организационные основы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления, правовой статус органов местного самоуправления (Модуль 5 – практика)

Раздел I.

1. Лекция по теме «Понятие, юридическая природа местного самоуправления, принципы, функции местного самоуправления, органов местного самоуправления»;

2. Три доклада-презентации студентов-магистров (распределяются студентам, имеющим базовое юридическое образование и уже прослушавших основы Муниципального права РФ);

2.1. Доклад-презентация по теме: «Правовая природа муниципального образования как субъекта права»

(правовое положение муниципального образования в системе других субъектов права; особенности и признаки муниципального образования как субъекта права);

2.2. Доклад-презентация по теме: «Правовая природа органов муниципального образования как субъектов права»

(органы муниципального образования как субъекты права; цели наделения органов местного самоуправления статусом юридических лиц; основные направления критики модели «орган муниципального образования – юридическое лицо»);

2.3. Доклад-презентация по теме: «Концепция привлечения к административной ответственности органов местного самоуправления как юридических лиц»

(теория и практики привлечения органов местного самоуправления к административной ответственности; основные направления критики концепции о допустимости привлечения органов местного самоуправления к административной ответственности; основные предложения по совершенствованию института административной ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления).

По итогам лекции и докладов проверяется усвоение студентами прочитанного материала. Студенты пишут в течение 10 минут письменную самостоятельную работу по одному из раскрытых на лекционном занятии вопросов (Модуль 1 теория – вопрос лекции, теоретических докладов).

Студенты, не присутствовавшие на лекции, пишут данную письменную самостоятельную работу на зачете. Цель работы – проверить качество самостоятельного усвоения теоретического материала по теме «Понятие, юридическая природа местного самоуправления, принципы, функции местного самоуправления, органов местного самоуправления». Вопросы, по которым проводится зачет по данной теме см. в файле «Темы МП, Лекции».

Лекция и семинар по теме «Муниципально-территориальное устройство»

План САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ работы по теме «Муниципально-территориальное устройство и муниципально-территориальный процесс»

План для самостоятельной подготовки к теме «Муниципально-территориальное устройство и муниципально-территориальный процесс». Теоретические аспекты, по которым у студента должны сложиться представления:

1. Понятие муниципально-территориального и административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, их соотношение.

2. Основные модели муниципально-территориального устройства: зарубежный и российский опыт.

3. Принципы муниципально-территориального устройства субъекта Российской Федерации. Общая характеристика двухуровневой организации местного самоуправления.

4. Критерии определения границ муниципальных образований. Виды муниципальных образований:

- сельское поселение. Критерии и принципы образования сельского поселения;

- городское поселение. Критерии и принципы образования городского поселения;

- муниципальный район. Критерии и принципы образования муниципальных районов. Межселенные территории;

- городской округ. Критерии и принципы образования городского округа. Виды городских округов. Внутригородской район городского округа;

- внутригородская территория города федерального значения. Особенности осуществления местного самоуправления в городах федерального значения.

5. Принципы взаимодействия муниципального района и поселений, находящихся на его территории. Принципы взаимодействия городского округа и внутригородского района городского округа.

6. Изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, упразднение муниципальных образований. Виды изменений границ муниципальных образований и виды преобразований муниципальных образований.

6.1. Муниципально-территориальный процесс: понятие, стадии, субъекты.

6.2. Выявления согласия населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования.

6.3. Учет мнения населения по вопросу изменения границ муниципального образования, преобразование муниципального образования.

Приложение № 3. Карта Шарыповского района Красноярского края и городского округа Шарыпово

Раздел II. Семинар по теме «Правовые основы местного самоуправления». - student2.ru

Задача № 1.

Письменно (мотивированно, обоснованно, со ссылками на соответствующие акты) ответьте на вопрос: В полномочия какой администрации (укажите официальное название местной администрации, иного публичного органа) входит организация осуществления указанных ниже публичных полномочий. При ответе обязательно следует дать правовое обоснование, указать, в том числе ссылку на правовую норму.

(Какие-либо действующие на настоящий момент соглашения между органами местного самоуправления о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения не принимаются во внимание).

1) организация подвоза детей в школу в Родники из Скворцово (предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования)

2) организация благоустройства территории сквера в д. Горбы;

3) выдача разрешения на перевод приватизированного жилого помещения в нежилое в д. Глинка (иные полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством);

4) организация установки информационных знаков о правилах пользования водоемом на озере Малое (информирование населения об ограничениях использования водных объектов);

5) согласовании и направлении на утверждение краевым органам государственной власти инвестиционных программ и ООО «Теплосети-2», осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения на территории городского поселка Дубинино (организация теплоснабжения населения в границах поселения);

6) утверждение правил забора воды из р. Базыр для полива садовых участков (жителей города Шарыпово), расположенных на территории между городом Шарыпово и селом Анжинское и дер. Гляден (установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд;

7) согласование маршрута движения и расписания автобуса ООО «Турист», который будет осуществлять регулярную перевозку пассажиров между городом Шарыпово и селом Парная (до Большого Озера); между селом Березовское – Родники – Шарыпово (организация транспортного обслуживания);

8) организация на пляже в гор. Шарыпово площадки для занятия спортом (плавание) инвалидов колясочников и детей больных ДЦП (реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов);

9) организация энергетического обследования здания и уборка территории территориального подразделения Росреестра по Шарыпову и Шарыповскому району.

Подсказка к выполнению задания № 1.

1 шаг. Изучите законодательный подход к разграничению полномочий между органами местного самоуправления 1-го уровня и 2 –го уровня. Найдите в ФЗ-131 нормы, которые распределяют полномочия между этими органами местного самоуправления. Учитывайте, что следует называть официальное наименование администрации, которая отвечает за осуществление полномочия. См. предыдущее семинарское занятие. Не должно появляться несуществующих администраций. Для этого Вы должны помнить различие понятий населенный пункт и поселение. Учитывайте, что публичные полномочия распределяются между органами местного самоуправления (верхнего и нижнего уровня, а также между органами местного самоуправления и органами государственной власти).

2 шаг. Учитывайте, что в ФЗ-131 дает, чаще всего, перечень вопросов местного значения, полномочия по решению которых устанавливает отраслевое федеральное законодательство. Следовательно, при наличии сомнений в том, в какой вопрос местного значения входит соответствующий вопрос, обращайтесь к отраслевому законодательству, судебной практике, актам органов местного самоуправления. Следовательно, правовое обоснование включает в себя не только указание на норму ФЗ-131, но и какой либо ФЗ отраслевой и (или) закон Красноярского края.

3 шаг. Учитывайте, что помимо ФЗ-131 данный вопрос регулирует краевое законодательство. Следует учитывать, что Закон Красноярского края от 15.10.2015 г. № 9-27-34 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» частично перераспределил полномочия между органами местного самоуправления сельских поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов.

4 шаг. Обязательно указывайте норму (пункт, часть, статью) законодательного акта, на основании которого Вы решаете вопрос о разграничении полномочий. В спорных случаях на семинаре будет производиться толкование используемых положений с учетом теории и правоприменительной практики.

Готовность к выполнению работы имеется, если студент может ответить на следующие вопросы:

1) дать понятие «населенному пункту» и «поселению»;

2) что имеет органы, бюджет, систему правовых актов населенный пункт или поселение?

3) какие виды муниципальных образований Вы знаете?

4) что является муниципальными образованиями нижнего, а что верхнего уровня?

5) кто устанавливает перечень вопросов местного значения?

6) может ли устав муниципального района закреплять за сельскими поселениями вопросы местного значения?

7) что устанавливает часть 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»?

8) сколько частей в статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»?

9) чьи вопросы местного значения устанавливает первая часть ст. 14 указанного ФЗ?

10) чьи вопросы местного значения устанавливает третья ст. 14 указанного ФЗ?

11) сколько предложений в третьей части ст. 14 указанного ФЗ?

12) что устанавливает второе предложение третьей части ст. 14 указанного ФЗ?

13) какими актами закрепляются полномочия по решению вопросов местного значения?

14) что такое межселенная территория? Как из закона субъекта РФ понять, что территория является межселенной?

15) дорожная деятельность и организации транспортного обслуживания – это один вопрос местного значения или разные?

16) приведите примеры организации транспортного обслуживания между поселениями и в пределах поселения.

Дополнительные нормативные правовые акты, устанавливающие полномочия органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения:

Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (в ред. от 22.11.2016) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";

Жилищный кодекс РФ;

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в РФ»

Водный кодекс РФ;

Федеральный закон «О теплоснабжении в РФ»;

Федеральный закон «Об энергосбережении и энергоэффективности»;

Приложение № 1. Закон Красноярского края от 18.03.2005 N 14-3185 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Шарыповский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований»

Статья 1. Установить границы в соответствии с описаниями (планами) границ и наделить статусом сельских поселений следующие муниципальные образования: Березовский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Березовское (административный центр), деревня Александровка, деревня Горбы, деревня Гудково, деревня Ершово; Ивановский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Ивановка (административный центр), деревня Едет, поселок Инголь, деревня Киргисуль, деревня Сорокино, поселок Юферовское; Новоалтатский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Новоалтатка (административный центр), деревня Белоозерка, деревня Глинка, поселок Крутоярский, деревня Новокурск, деревня Скрипачи; Парнинский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Парная (административный центр), село Большое Озеро, деревня Косые Ложки, село Малое Озеро, село Ораки, деревня Сартачуль; Родниковский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Родники (административный центр), село Дубинино, село Никольск, деревня Росинка, деревня Скворцово, поселок Шушь; Холмогорский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Холмогорское (административный центр), село Ажинское, деревня Базыр, село Береш, деревня Гляден, деревня Линево, село Темра, деревня Усть-Парная; Шушенский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Шушь (административный центр), деревня Косонголь, деревня Можары.

Статья 2.

1. Установить, что в состав муниципального образования Шарыповский район входят муниципальные образования, указанные в статье 1 настоящего Закона.

2. Установить границы муниципального образования Шарыповский район согласно описанию (плану) границ

и наделить его статусом муниципального района.

3. Определить административным центром муниципального образования Шарыповский район город Шарыпово.

Приложение № 2. Выдержка из Закона Красноярского края от 25.02.2005 N 13-3131 «О наделении муниципального образования город Шарыпово статусом городского округа»

Статья 1. Наделить муниципальное образование город Шарыпово, в состав которого входят городские населенные пункты: город Шарыпово, городской поселок Горячегорск, городской поселок Дубинино, статусом городского округа в границах, установленных Законом края от 21 октября 1997 года N 15-587 «Об утверждении границ г. Шарыпово Красноярского края».

Приложение № 3. Карта Шарыповского района Красноярского края и городского округа Шарыпово

Раздел II. Семинар по теме «Правовые основы местного самоуправления». - student2.ru

Лекция и семинар 5. План самостоятельной работы по теме «Структура и система органов местного самоуправления»

Четыре доклада-презентации студентов-магистров (распределяются преподавателем)

1.1. Доклад-презентация по теме «Право население на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления»

(определение понятий «структура» и «система» органов местного самоуправления; конституционные пределы ограничения права населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления; правовая позиция КС РФ от 01.12.2015 г.);

1.2. Доклад-презентация по теме «Достоинства и недостатки основных моделей структуры органов местного самоуправления, установленные федеральным законодательством»;

1.3. Доклад-презентация по теме «Основные способы формирования представительного органа муниципального образования»

(выборы представительного органа муниципального образования; виды избирательных систем, используемых для формирования представительного органа муниципального образования; анализ практики реализации избирательных систем при формировании представительных органов муниципальных образований в Красноярском крае)

По итогам семинарского занятия сдается письменный ответ по задаче, аналогичной пункту 2 и 3 задач №№ 1 - 6 (Модуль 5 практика).

План для самостоятельной подготовки к теме:

  1. Принципы организации муниципального аппарата – организационные основы местного самоуправления.
  2. Структура органов местного самоуправления: проблемы определения понятия и его соотношения с понятием «система органов местного самоуправления». Ограничение права населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления (проблема установления пределов ограничения права населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления).
  3. Понятие и виды органов местного самоуправления. Муниципальный орган.
  4. Модели организации муниципального аппарата: зарубежный и российский опыт. Достоинства и недостатки основных моделей структуры органов местного самоуправления.
  5. Модели организации муниципального аппарата по ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Задача № 1.

Вам дана выдержка из устава муниципального образования.

1. На основании анализа положений Устава определите модель, по которой организована структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании.

2. Определите, соответствует ли структура органов местного самоуправления, установленная в Уставе положениям федерального и краевого законодательства. Письменно (мотивированно, обоснованно, со ссылками на соответствующие акты) ответьте на вопрос о соответствии (не соответствии) структуры органов местного самоуправления, установленной в уставе требованиям федерального и краевого законодательства. При ответе обязательно следует дать правовое обоснование, указать,в том числе ссылку на правовую норму.

3. Определите количество голосов депутатов (укажите цифру или число), которое необходимо для принятия решения:

- Решение об утверждении Правил благоустройства территории сельсовета;

- Решения о внесении изменений в Устав;

- Решения об удалении главы сельсовета в отставку;

- Решения об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Письменно (мотивированно, обоснованно, со ссылками на соответствующие акты) ответьте на вопрос о количестве голосов депутатов (укажите цифру или число), которое необходимо для принятия решения. При ответе обязательно следует дать правовое обоснование, указать,в том числе ссылку на правовую норму.

Задача № 4.

Вам дана выдержка из устава муниципального образования.

1. На основании анализа положений Устава определите модель, по которой организована структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании.

2. Определите, соответствует ли структура органов местного самоуправления, установленная в Уставе положениям федерального и краевого законодательства. Письменно (мотивированно, обоснованно, со ссылками на соответствующие акты) ответьте на вопрос о соответствии (не соответствии) структуры органов местного самоуправления, установленной в уставе требованиям федерального и краевого законодательства. При ответе обязательно следует дать правовое обоснование, указать,в том числе ссылку на правовую норму.

3. Определите количество голосов депутатов (укажите цифру или число), которое необходимо для принятия решения:

- об утверждения Правил пользования водными объектами;

- о порядке управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в собственности района;

- о молодежной политики города

- об удалении Главы города в отставку.

Письменно (мотивированно, обоснованно, со ссылками на соответствующие акты) ответьте на вопрос о количестве голосов депутатов (укажите цифру или число), которое необходимо для принятия решения. При ответе обязательно следует дать правовое обоснование, указать,в том числе ссылку на правовую норму.

УСТАВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Н-СКИЙ РАЙОН

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Численность населения – 22 694

Статья 5. Органы и должностные лица местного самоуправления

1. Структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют Н-ский районный Совет депутатов, глава Н-ского района, администрация Н-ского района.

2. Н-ский районный Совет депутатов - представительный орган местного самоуправления, состоящий из 21 депутата, избираемого на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

3. Глава Н-ского района избирается Н-ским районным Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет администрацию Н-ского района. Глава Н-ского района является высшим должностным лицом Н-ского района.

4. Администрация Н-ского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным Н-скому районному Совету депутатов.

Статья 11. Глава Н-ского района

1. Глава Н-ского района - высшее должностное лицо муниципального района, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального района.

2. Глава Н-ского района действует в пределах полномочий, определенных законодательством, настоящим Уставом и правовыми актами Н-ского районного Совета депутатов.

Статья 12. Порядок избрания и срок полномочий Главы Н-ского района

1. Глава района избирается Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет администрацию Н-ского района.

Глава Н-ского района подконтролен и подотчетен населению и Н-скому районному Совету депутатов.

2. Глава Н-ского района отчитывается перед избирателями о своей деятельности во время встреч с ними, через средства массовой информации.

Статья 20. Н-ский районный Совет депутатов

1. Н-ский районный Совет депутатов (далее - Совет, Совет депутатов) - представительный орган местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального района.

2. Совет депутатов состоит из 21 депутата, избираемого на основе всеобщего равного и прямого избирательного права сроком на 5 лет. Выборы в районный Совет депутатов проводятся на основе избирательной системы мажоритарно-пропорционального типа, при этом 9 депутатов избираются на основе мажоритарной системы по девяти одномандатным округам, образуемым на территории района, а 12 депутатов - на основе пропорциональной системы представительства по единому общерайонному избирательному округу.

3. Полномочия Совета депутатов начинаются со дня избрания двух третей и более депутатов от установленного общего количества депутатов Совета депутатов и прекращаются с момента начала работы первой сессии Совета депутатов в новом составе.

Статья 34. Администрация Н-ского района

1. Администрация Н-ского района (далее - администрация района) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

2. Возглавляет администрацию района глава района, избираемый Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

3. Администрация района обладает правами юридического лица.

4. Администрация района осуществляет свои полномочия непрерывно.

5. Администрация района подотчетна Н-скому районному Совету депутатов.

6. Администрация района осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края. Обеспечивает на территории Н-ского района исполнение настоящего Устава, решений Н-ского районного Совета депутатов, иных муниципальных правовых актов.

Статья 34.2. Полномочия Главы администрации района

1. Глава администрации района в пределах своих полномочий:

1) представляет на утверждение Совета депутатов проект местного бюджета (районного бюджета) и отчет о его исполнении, проекты решений о корректировке районного бюджета и распределении средств, полученных в результате экономии расходов бюджета или превышения его доходов над расходами;

2) заключает от имени администрации района договоры и соглашения;

3) заключает соглашения с органами местного самоуправления входящих в состав муниципального района поселений о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из районного бюджета в бюджеты соответствующих поселений, и соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в районный бюджет;

4) организует взаимодействие администрации района с муниципальными учреждениями и муниципальными предприятиями;

5) организует и контролирует выполнение решений, принятых жителями на местном референдуме, решений Совета депутатов;

6) исключен;

7) организует прием граждан должностными лицами администрации района, рассматривает обращения граждан, лично ведет прием граждан;

8) представляет на утверждение Совета депутатов структуру администрации района;

9) утверждает штатное расписание, организует работу с кадрами в администрации района, их аттестацию, переподготовку и повышение квалификации;

10) осуществляет прием на работу и увольнение работников администрации района, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности;

11) представляет Совету депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации Н-ского района, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов;

12) осуществляет от имени муниципального района в соответствии с правовыми актами Н-ского районного Совета депутатов правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального района;

13) представляет на утверждение Н-ского районного Совета депутатов проекты планов и программ развития муниципального района, организует их исполнение;

14) обеспечивает защиту прав и свобод граждан, проживающих на территории муниципального района;

15) осуществляет функции главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета муниципального района;

16) обеспечивает осуществление администрацией района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

17) осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательством, настоящим Уставом, решениями Совета депутатов.

2. Глава администрации подконтролен и подотчетен Совету депутатов.

Содержание занятий в аудитории

1. Лекция и семинар по теме «Понятие, юридическая природа местного самоуправления, принципы, функции местного самоуправления, органов местного самоуправления» (Модуль 1 теория – вопрос лекции).

2. Семинар по теме «Правовые основы местного самоуправления» (Модуль 2 - практика).

3. Семинар по теме «Муниципально-территориальное устройство» (Модуль 3 – практика).

4. Семинар по теме «Компетенция муниципальных образований» (Модуль 4 – практика).

5. Семинар по теме «Организационные основы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления, правовой статус органов местного самоуправления (Модуль 5 – практика)

Раздел I.

1. Лекция по теме «Понятие, юридическая природа местного самоуправления, принципы, функции местного самоуправления, органов местного самоуправления»;

2. Три доклада-презентации студентов-магистров (распределяются студентам, имеющим базовое юридическое образование и уже прослушавших основы Муниципального права РФ);

2.1. Доклад-презентация по теме: «Правовая природа муниципального образования как субъекта права»

(правовое положение муниципального образования в системе других субъектов права; особенности и признаки муниципального образования как субъекта права);

2.2. Доклад-презентация по теме: «Правовая природа органов муниципального образования как субъектов права»

(органы муниципального образования как субъекты права; цели наделения органов местного самоуправления статусом юридических лиц; основные направления критики модели «орган муниципального образования – юридическое лицо»);

2.3. Доклад-презентация по теме: «Концепция привлечения к административной ответственности органов местного самоуправления как юридических лиц»

(теория и практики привлечения органов местного самоуправления к административной ответственности; основные направления критики концепции о допустимости привлечения органов местного самоуправления к административной ответственности; основные предложения по совершенствованию института административной ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления).

По итогам лекции и докладов проверяется усвоение студентами прочитанного материала. Студенты пишут в течение 10 минут письменную самостоятельную работу по одному из раскрытых на лекционном занятии вопросов (Модуль 1 теория – вопрос лекции, теоретических докладов).

Студенты, не присутствовавшие на лекции, пишут данную письменную самостоятельную работу на зачете. Цель работы – проверить качество самостоятельного усвоения теоретического материала по теме «Понятие, юридическая природа местного самоуправления, принципы, функции местного самоуправления, органов местного самоуправления». Вопросы, по которым проводится зачет по данной теме см. в файле «Темы МП, Лекции».

Раздел II. Семинар по теме «Правовые основы местного самоуправления».

Шесть докладов-презентаций студентов-магистров (распределяются преподавателем)

1.1. Доклад-презентация по теме: «Концепция разграничения законодательных полномочий между РФ и субъектом РФ в сфере организации местного самоуправления»

(три этапа в конституционном развитии теории и практики разграничения законодательных полномочий между РФ и ее субъектами по Конституции РФ 1993 года; правовая позиция КС РФ по делу по проверке конституционности Лесного кодекса РФ; основные направления критики сложившейся модели разграничения полномочий между РФ и ее субъектами по правовому регулированию в сфере совместного ведения);

1.2. Доклад-презентация по теме: «Проблемы определения правовой природы муниципальных правовых актов»

(концепция делегированного, санкционированного правотворчества или элемент государственной теории местного самоуправления; аналогичны ли юридические свойства муниципальных правовых актов свойствам актов органов государственной власти; допустима ли обратная сила муниципальных правовых актов; проблема отграничения муниципальных правовых актов от локальных правовых актов, принимаемых органами муниципального образования);

1.3. Доклад-презентация по теме «Проблема определения допустимого и приемлемого способа официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов»

(разграничение понятий официальное опубликование и официальное обнародование муниципальных правовых актов; допустимость официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов только на официальном сайте муниципального образования; перспективы официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и актов органов государственной власти в печатных средствах массовой информации; анализ тенденции судебной практики по вопросу о способе официального опубликования и обнародования муниципальных правовых актов);

1.4. Доклад-презентация по теме «Отмена муниципальных правовых актов с индивидуальным и нормативным содержанием»

(анализ тенденций судебной практики по вопросу отмены муниципальных правовых актов с индивидуальным содержанием; условия отмены муниципальных правовых актов с индивидуальным содержанием; пробелы законодательного регулирования в области отмены муниципальных правовых актов с индивидуальным содержанием; отмена муниципальных правовых актов с нормативным содержанием – анализ судебной практики);

1.5. Доклад-презентация по теме «Права органов и должностных лиц местного самоуправления по принятию муниципальных правовых актов»

(полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований по принятия муниципальных правовых актов; условия и порядок наделения должностных лиц муниципальных образований по принятию муниципальных правовых актов);

1.6. Доклад-презентация по теме «Проблемы определения пределов муниципального правотворчества»

(пределы самостоятельного правового регулирования устава муниципального образования; транслирование федеральных и региональных норм в муниципальных правовых актах: «право V обязанность»);

По итогам семинарского занятия сдается письменный ответ по задаче, аналогичной задаче № 3 (Модуль 2 практика).

План для САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ подготовки к теме «Правовые основы местного самоуправления. Правовое регулирование местного самоуправления федеральным и региональным законодательством» Теоретические аспекты, по которым должны сложиться представления:

1. Общая характеристика системы источников муниципального права Российской Федерации.

2. Европейская хартия местного самоуправления как международный источник муниципального права РФ.

3. Федеральный компонент правового регулирования местного самоуправления.

4. Отрасль муниципального права. Особенности предмета, метода и правового режима. Прикладное значение отрасли муниципального права для разрешения коллизий между нормами муниципального права.

5. Регулирование местного самоуправления субъектами Российской Федерации. Соотношение федерального и регионального регулирования местного самоуправления.

6. Муниципальные правовые акты. Муниципально-правовые акты: понятие, юридические свойства. Система муниципальных правовых актов. Правовые и иные акты органов местного самоуправления.

6.1. Действие муниципальных правовых актов во времени.

6.2. Проблемы определения момента начала действия акта. Вступление в силу муниципального правового акта. Порядок официального опубликования и официального обнародования муниципального правового акта. Особенности введения в действие муниципального правового акта о налогах.

6.3. Прекращения действия муниципального правового акта. Субъекты, имеющие право отмены (приостановления) муниципальных правовых акто

Наши рекомендации