Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей.
Социализация является важным условием развития ребенка, формирования духовного мира человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникациюпроисходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей; быть успешным, благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребёнка, успех образования и воспитания зависит от эмоционального состояния ребёнка. Большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, в коллективе сверстников и взрослых и основная задача педагога создать условия для позитивной социализации детей.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Именно социальная среда обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех людей. Развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом социализации-индивидуализации.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна способствовать формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному отношению к ней, содействовать включению ребенка в разнообразную деятельность и общение.
Учитывая эти компоненты развития личности ребенка, мной организовано пространство в группе, что создает условия выбора творческой деятельности ребенком (это важное условие успешной социализации личности ребенка), закрепления знаний и формирования необходимых личностных качеств.
Пространство социализации-индивидуализации в ДОУ выстраивается на различных принципахрасширения и обогащения социального и предметного компонентов:
- расширение сферы общения и взаимодействия ребёнка с детьми разных возрастов и окружающими взрослыми; («играем вместе», «дом, в котором мы живём», «поможем малышам», «идем в гости» и др.)
- предоставление детям разнообразных атрибутов, материалов для различных видов индивидуальной и совместной деятельности (развивающая предметно-пространственная среда группы, обеспечивающая возможность выбора детьми деятельности, видов активности, участников совместной деятельности, общения).
- увеличение и постепенное обогащение в социальной и предметной составляющей пространства элементов, способствующих индивидуализации ребёнка: личных вещей (одежды, фотографий, подарков, альбомов, рисунков и др.), территорий уединения, доступных для ребёнка;
- гибкого сочетания индивидуализирующих и социализирующих аспектов в организационно-технологическом компоненте с учётом задач и хода развития индивидуальности каждого ребёнка. Сочетание разных позиций педагога («наблюдателя», «информатора», «советчика», «партнера»). Коллективной и индивидуальной деятельности (индивидуальная деятельность по интересам ребенка; работа в паре со сверстником или взрослым; взаимодействие в группе или микрогруппе); выполнение творческих и стандартных заданий и т.д.
Я ориентируюсь в социальной ситуации группы, знаю и учитываю взаимоотношения воспитанников. Положительное влияние на качество формируемых умений и знаний, оказало мое тесное сотрудничество с родителями.
Результаты сотрудничества с родителями: помощь в организации, совершенствовании предметно-развивающей среды; участие в конкурсах, выставках; участие в субботниках осенью, зимой; оформление стенгазет.
Хорошо знаю увлечения родителей, интересов, активно использую это в работе, способностям некоторых родителей нашлось творческое применение: участие в непосредственно-образовательной деятельности. Родители из наблюдателей и зрителей становятся активными участниками непосредственного образовательного воспитательного процесса. Мною и родителями решаются одни и те же задачи, дополняя друг друга.
Организованная мною, таким образом, работа, с учетом требований ФГОС, дает свои положительные результат: у детей моей группы положительные эмоции от посещения ДОУ преобладают над отрицательными, воспитанники группы не хотят рано уходить из детского сада; не наблюдается роста заболеваемости (в осенний период);
Нравственно-психологический климат — это качественная сторона межличностных отношений и психического состояния группы людей. Качественная сторона межличностных отношений проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми. Кроме того, психологический климат — это такое психическое состояние детей в возрастной группе, которое обусловлено особенностями ее жизнедеятельности. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — отношений, настроений, чувств детей.
Одним из факторов, влияющих на благоприятный психический климат, является стиль общения, присущий педагогу. Психологом Корепановой Еленой Владимировной был проведен опрос педагогов, который помог определить к какому из основных стилей отдается предпочтение при общении педагога с детьми. Виктории Владимировне присущ демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, педагог стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. В своей работе Виктория Владимировна стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группе создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Она обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанниками, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе.
Одним из традиционных методов изучения социального климата в группе является социометрия, которая позволяет получить картину внутренних взаимоотношений в группе, выявить положение каждого ребенка в системе межличностных отношений, выявить лидеров и отверженных детей, наличие микрогрупп.
На основании данных было определено статусное положение каждого ребенка:
· I группа «Звезды» - 5 человека, они набрали по 9-11 выборов. Это составляет 19 %.
· II группа – «предпочитаемые» - 7 человек, что составляет 26 %.
· III группа – «принятые» - получили по 3-5 выбора, это 9 человек, что составляет 33 %.
· IV группа – «непринятые», получившие 1-2 выбора, 6 человек, что составляет 22 %.
· V группа – «изолированные», не получившие ни одного выбора. Таких детей в группе нет.
Уровень благополучия взаимоотношений в группе высокий.
Индекс «изолированности» низкий, т.е. процент членов группы, оказавшихся в V статусной категории составляет 0 %. Это является нормой.
Эмоциональное благополучие и самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов.
КВ = 36 % - говорит о среднем уровне взаимности, о благополучии детей в группе.
Дети, находящиеся в III статусной категории и имеющие взаимные выборы, чувствуют себя в среде сверстников комфортно.
Таким образом, следует продолжить работу, направленную на поддержку взаимоотношений детей, формирование навыков сотрудничества. Нравственно-психологический климат в группе «Папоротник» классифицируется как благоприятный.
Основными признаками благоприятного психологического климата являются:
1. Хорошее настроение детей в течение всего дня; устойчивый положительный эмоциональный фон, высокая оценка личностной успешности,
активность в деятельности и отношениях,
бесконфликтное разрешение возникающих проблем со сверстниками;
2. Свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
3. Доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; дети называют друг друга исключительно по имени, часто употребляют уменьшительно-ласкательные формы обращения (напр.,Викуля), охотно принимают сверстников в свои игры, способны к содействию, сдержанны в критической оценке поведения товарища, участливы и готовы к помощи. Группа детей достаточно сплочена;
4. Способность детей занять себя интересным делом; в «свободное» время дети достаточно быстро объединяются для совместных игр, способны к длительному сосредоточению, имеют устойчивые индивидуальные интересы;
5. Возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться; условия для уединения и отдыха созданы, правила введены, но дети редко используют эту возможность в связи с тем, что не нуждаются в уединении и отдыхе от других;
6. Отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых; организация жизнедеятельности детей соответствует принципам «гибкого» режима. Ребенок — субъект выбора и волеизъявления. В межличностном взаимодействии преобладает партнерский стиль. В педагогическом процессе взаимоотношения взрослого и ребенка строятся с позиции субъект-субъектного взаимодействия. Педагог четко ориентирован на индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса с учетом зоны ближайшего развития каждого воспитанника;
7. Информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного. Дети в группе информированы о том, чем будут заниматься. Им предоставляется возможность оценить себя после каждого вида деятельности;
8. Высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников; дети в этой группе способны сочувствовать, утешать товарища, по возможности содействуют ему, стремятся чем-нибудь порадовать;
9. Желание участвовать в коллективной деятельности; дети стремятся к коллективным играм, самостоятельно организуют их, вовлекая в них большое число участников;
10. Удовлетворённость детей принадлежностью к группе сверстников. Дети проявляют симпатию и любовь друг к другу, удовлетворены своей принадлежностью к данному детскому сообществу. Скучают по сверстникам, охотно посещают детский сад, охотно и много положительного рассказывают о нем.
Создавая благоприятный психологический климат в группе обеспечиваю:
1. Условия для формирования положительных эмоций каждого воспитанника; понимание и поддержку, ориентированную на потребность ребенка в разнообразных впечатлениях, в активной деятельности и достижении успеха в ней, во взаимоотношениях со сверстниками;
2. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. В обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо увереннее, спокойнее. Установившееся взаимопонимание, сопереживание способствуют возникновению доброжелательных отношений в группе сверстников;
3. Организацию совместной деятельности, где возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку от сверстников;
4. Уважение права ребенка на развитие индивидуальности;
5. Дифференцированный подход в воспитании у детей гуманных чувств.
При общении с детьми, оказываю им психологическую поддержку, сосредоточиваюсь на позитивной стороне поступков ребенка и поощряю то, что он делает, ласково отношусь к ребенку, признаю его права, проявляю к нему внимание.
Тогда воспитанник испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В таких условиях у детей преобладают бодрое, жизнерадостное настроение, существенно возрастает значимость общения со сверстниками, в процессе которого дети реализуют нормы и ценности, усвоенные в общении с педагогом. Сверстник является партнером по совместной деятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становятся важным для детей группы.
Благоприятный психологический климат в детском коллективе оказывает благотворное воздействие на психологическое здоровье детей данной группы, что, в свою очередь, влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса.
2.8. Эффективная организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с основной образовательной программой ДОО
В соответствии с ФГОС ДО РППС должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. РППС должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие ребёнка. Поэтому я стала работать над обновлением и качественным составом предметной и игровой среды своей группы, учитывая психолого-педагогические принципы её построения.
При моделировании среды я стремились к созданию детских «центров активности».
С точки зрения требований стандарта среда должна приобрести интерактивный характер. Это значит, должны быть созданы условия для взаимодействия и общения детей и взрослых, изменения пространства группы в зависимости от содержания и вида деятельности. При создании развивающего пространства в групповом помещении ведущую роль отводим игровой деятельности, так как в основе детской психики лежит игра.
Развивающая предметно–пространственная среда должна быть: содержательно–насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.
Ø Насыщенность среды -соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям:
· игровая деятельность;
· творческая деятельность;
· познавательная деятельность.
Познавательная деятельность проходит с использованием развивающих игр, средств обучения, игрушек, моделей.
Предметный мир, окружающий ребёнка, постоянно пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста.
Познавательная деятельность осуществляется через экспериментирование с доступными детям материалами (вода, снег, магниты, деревянные бруски, камни и т. д.)
В группе имеются условия для обеспечения двигательной активности, развития крупной и мелкой моторики, возможности организации подвижных игр, проведения физминуток. (Приложение 2.8. 1)
В группе созданы условия для гендерного воспитания мальчиков и девочек. Для мальчиков - детали военной формы, инструменты для работы, разнообразные технические игрушки.
Для девочек – предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки. (Приложение 2.8.2)
Трансформируемость пространства - возможность изменений предметно–пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
При организации непосредственно-образовательной деятельности активно используем мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы (в соответствии с календарно-тематическим планированием).
Ø Полифункциональность - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, мягких модулей, ширм и др. Это позволяет использовать предметы - заместители в разных видах детской деятельности: игре, конструировании и т.д.
Ширмы у нас используются не только в игровой деятельности, но и как зона отдыха и уединения.
Используем возможности изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.
Ø Вариативность среды- наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала; обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности. Виды деятельности постоянно меняются.
Периодическая сменяемость учебного пространства стимулирует познавательную активность детей.
Ø Доступность и безопасность предметно-пространственной среды.
Дети могут свободно передвигаться по группе и использовать разнообразный материал, игрушки. Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей.
В группе свободный доступ к пособиям, стимулирующим познавательное развитие воспитанников. Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности, в ходе которой дети могут проявить инициативу и творчество при изготовлении учебных и игровых пособий. Результат своего труда дети используют в игровой деятельности. (Приложение 2.8.3)
При организации РППС в своей группе мной созданы условия для совместной деятельности детей и взрослых, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
Организация среды осуществляется с учётом специфики ДОУ, в основе которой лежат принципы дошкольной педагогики, использования в работе с детьми различных технологий и обучающих методик.
Предметно-развивающая среда не существует сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для речевого развития каждого ребенка организации увлекательной и содержательной жизни. Для развития речи необходимо создание максимально насыщенной сенсорной среды. Очень важно, на мой взгляд, чтобы ребенок чувствовал себя совершенно безопасно и комфортно в предметно-развивающей среде, мог проявить свои творческие задумки, исследовать и изменять ее по своему желанию. Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, то есть гендерный подход при построении и обогащении предметно-развивающей среды.
Мною в группе были оборудованы «центры активности» для девочек (парикмахерская, больница, магазин, семья, посуды) и для мальчиков (парковка, автопарк, строитель, разнообразные конструкторы). Размещение оборудования по игровым центрам позволяет ребятам объединяться подгруппами, реализовывать свои творческие задумки, делиться впечатлениями, творчески осваивать новые способы деятельности: игровые замыслы, диалоги главных героев совместной игры. (Приложение 2.8.4)
В предметно-развивающую среду мной были включены развивающие игры, модели, игрушки с магнитами, настольно-печатные игры, предметы для опытно-поисковой деятельности, материалы по сенсорному развитию, шнуровка, образы героев для пальчикового, кукольного, настольного театра, поле и игрушки для режиссерской игры, карточки для определения эмоций и чувств человека. В группе для развития речи имеются игрушечные и настоящие, неработающие телефоны, по которым ребята переговариваются друг с другом, учатся строить разнообразные речевые обороты.
Существенную роль в овладении способами практического взаимодействия с окружающим миром играет исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментально – опытных действий. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом развития дошкольников.
В нашей группе развивающая среда способствующему познавательному развитию детей, что позволяет создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Развивающая предметно-пространственная среда строится в соответствии с календарно-тематическими планами, которые составлены на основе образовательной программы с учётом возраста и периода обучения детей группы. Предметно-пространственная среда носит характер открытой, динамичной системы, способной к корректировке и развитию. Таким образом, среда в нашей группе постоянно меняется и развивается. Я в учебно-воспитательном процессе стараюсь в свою очередь раскрыть возможности каждого ребёнка, предоставляя ему свободу выбора.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности. А детское экспериментирование является замечательным средством интеллектуального развития дошкольников.
Раздел 3
«Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности (в том числе экспериментальной и инновационной), активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации, разработку программно – методического сопровождения образовательного процесса»