Создание условий для психолого–педагогической поддержки позитивной социализации детей.
Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребёнка, успех образования и воспитания зависит от эмоционального состояния ребёнка. Большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, в коллективе сверстников и взрослых и основная задача педагога создать условия для позитивной социализации детей.
Ребёнок дошкольного возраста должен научиться устанавливать взаимодействия с внешним миром, что будет способствовать его эмоциональному благополучию. Дети, уверенные в себе, с адекватной самооценкой легче усваивают знания, идут к осознанию своих действий.
Особо актуальна проблема психологического комфорта у детей, посещающих группы компенсирующей направленности. Большинство детей испытывают скованность в общении, низкий уровень развития коммуникативных навыков, умения выражать свои эмоции.
По итогам диагностического обследования детей и анализа взаимоотношений ребенка в группе со сверстниками, взаимоотношений с взрослыми, было выявлено, что в начале 2016 учебного года 50% детей испытывали затруднения в общении как со сверстниками, так и с взрослыми людьми, 30% имели склонность к переживанию тревоги, чувство волнения и беспокойства, и лишь 20% детей были эмоционально стабильны.
Психологические исследования показали, что первоначальные моральные представления и оценки детей слиты с непосредственным эмоциональным отношением к персонажам литературных произведений, поэтому мной предлагалось детям вспомнить героев знакомых сказок, которых окружающие дразнили за их внешнюю непривлекательность (например, «Гадкий утёнок», «Золушка», «Карлик-нос»), обращала внимание на то, что у некрасивых героев сказок часто бывает добрая душа и наоборот. Например, Чудовище в «Аленьком цветочке» - доброе, а внешне-страшное, красивая Снежная Королева – злая.
Значительное место в жизни дошкольника имеет игра. В игре дети, подчиняясь правилам, усваивают этические нормы, формируется представление о том, что хорошо и что плохо; что можно делать, а чего нельзя; как оценивать свои поступки и вести себя с другими людьми. Для этого в группе мной изготовлены и используются игры: «Узнай настроение», «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Учимся общаться». Активно используются игры, способствующие воспитанию эмоций, развитию выразительности движений.
При создании условий для благоприятного нравственно-психологического климата детей, кроме игровых, мной, проводятся познавательные занятия, беседы, чтение художественной литературы. В ходе которых дети переживают разные эмоциональные состояния, вербализируют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с тем, как и что переживали герои литературных, живописных, музыкальных произведений.
Моя профессиональная деятельность как педагога может быть по настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Преемственность воспитания и обучения в детском саду и семьи является непременным условием эмоционального благополучия ребёнка. Расхождение в требованиях, предъявляемых в детском саду и дома, может вызвать у ребёнка чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому мои воспитательные усилия как педагога и родителей должны быть согласованными. Несогласованность позиций взрослых недопустима, так как ребёнок оказывается в эмоционально дискомфортной ситуации.
Мне важно, чтобы родители осознавали значение социально- эмоционального развития для последующей жизни ребенка.
Большую помощь здесь оказывают практические рекомендации, которые помогают родителям решить проблемы во взаимоотношениях с детьми.
В родительских уголках мной регулярно выставляется информация о личных достижениях детей, их участии в городских мероприятиях, конкурсах выставках. Это позволяет родителям лучше узнать внутренний мир своего ребенка, интересы и увлечения его друзей, помогает устанавливать дружеские взаимоотношения с окружающими, повышает самооценку.
Родители являются активными участниками совместных с детьми досугов, праздников в детском саду, участвуют в постановке спектаклей, различных спортивных мероприятиях с широким использование подвижных игр.
В конце учебного года 2016-2017год 80 % детей имеют высокий уровень эмоционального благополучия, 20 % - средний. В группе не оказалось детей с низким уровнем эмоционального благополучия. Систематически проводимая мной работа по созданию условий позитивной социализации воспитанников показывает, что большинство воспитанников способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, в свои силы, стараются разрешать конфликты, что в дальнейшем способствует хорошей социальной адаптации в школе.
Социализация является важным условием развития ребенка, формирования духовного мира человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей; быть успешным, благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
В соответствии с ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех людей. Развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.
Сферами социализации-индивидуализации является многообразная детская деятельность, которая как нигде в другом месте имеет место в ДОУ:
- игровая,
- коммуникативная,
- познавательная,
- исследовательская,
- проектная, где происходят активное взаимодействие и совмещение разных представлений, отношений, формируется поведение социальной и индивидуальной направленности ребёнка, приобретается социально-индивидуальный опыт.
Диагностическое обследование «Готовность к школе» проведенное педагогом-психологом Корепановой Е.В. в начале (осень 2016 г.) и конце учебного года. (2017 г.)
Цель обследования: исследование общей и специальной готовности к школе детей 6-7 лет.
Результаты оказались следующими:
Учебный год 2016-2017 г.г.
Начало года | Конец года | ||
Кол-во детей | Уровень | Кол-во детей | Уровень |
В- 26 % С- 63 % Н- 11 % | В- 45 % С- 48 % Н- 7 % |
Такой высокий результат стал возможен благодаря согласованной и целенаправленной работе воспитателей, педагога- психолога и педагогов-специалистов, направленной на развитие у детей сформированности предпосылок к учебной деятельности, произвольности в поведении.
Таким образом, результаты психолого-педагогического обследования детей говорят о том, что в группе «Папоротник» эффективно организована работа педагогов, специалистов и родителей по подготовке детей к школе, о чем свидетельствует высокий уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей 6-7 лет.
2.6. Работа по укреплению здоровья детей: отсутствие роста заболеваемости воспитанников, отсутствие случаев травматизма во время образовательного процесса.
Основной задачей нашей работы является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков, развитие физических качеств детей дошкольного возраста. Физическое развитие ребенка осуществляется с опорой на триаду здоровья:
1. Движение – развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья детей;
2. Медицинское сопровождение и профилактика – диагностика и современная коррекция функциональных изменений в состоянии здоровья и повышение сопротивляемости и защитных сил детского организма;
3. Питание – организация полноценного сбалансированного питания.
С учетом данных условий, мною ведется систематическая работа по формированию у детей навыков личной гигиены, ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью, а также с элементарными правилами безопасного поведения.
В Учреждении созданы условия для физического развития детей: имеются музыкальный и спортивный залы, есть все необходимое оборудование для занятий спортом. На улице оборудована спортивная площадка для занятий физкультурой, утренней гимнастикой и проведения спортивных мероприятий. На фоне совершенствования общеразвивающих и основных видов движений, увеличение моторной плотности и повышения сопротивляемости детского организма наблюдается снижение общего процента заболеваемости детей (Приложение 2.6.1.)
Эти данные позволили более четко выстроить систему работы по физическому воспитанию. Она включила в себя следующие формы работы:
– физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке)
– самостоятельная двигательная активность детей
– активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья) (Приложение 2.6.2)
– закаливание
_ босоножие
– организация санитарно – гигиенических и медицинских мероприятий по оздоровлению
- взаимодействие с родителями (собрания, консультации, совместные досуговые мероприятия). (Приложение 2.6. 3)
- точечный массаж
- гимнастика пробуждения после сна (Приложение 2.6.4)
- гимнастика для глаз (Приложение 2.6.5)
- Физминутки и Динамические паузы. (Приложение 2.6.6)
Работа по укреплению здоровья детей мной проводится регулярно и систематически.
День в детском саду начинается с утренней зарядки. С детьми подготовительных групп зарядка проводится на свежем воздухе. На зарядке используется оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, элементы аэробики и подвижные игры.
Основная форма физического развития - физкультурные занятия, в ходе которых, у детей накапливается необходимый опыт для двигательной деятельности, два занятия запланированы в зале, а третье – проводится на улице. Физкультурные занятия проводятся в традиционной и нетрадиционной форме (классические, сюжетные, игровые, занятия в форме круговой тренировки и другие). На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, самомассажа, проводились закаливающие и гигиенические процедуры.
Кроме этого в детском саду проводятся общеукрепляющие процедуры для профилактики простудных заболеваний. Должное внимание в физкультурно-оздоровительной работе с детьми уделяется преемственности семьи и детского сада. Формы работы с родителями разнообразны: консультации, индивидуальные беседы, совместные занятия, спортивные праздники с участием родителей, проводятся дни открытых дверей. Наибольший контакт между родителями и детским садом достигается при совместном проведении праздников и развлечений. Традицией стало проводить совместные мероприятия: «Мама, папа, я - спортивная семья», «День здоровья». (Приложение 2.6.7)
Работа, выстроенная таким образом, позволяет добиваться снижения заболеваемости, укрепления и сохранения здоровья воспитанников.
Учебный год 2016-2017г.г. Подготовительная группа.
Заболеваемость ребенка за уч.год | % |
2014-2015 | 16 |
2015-2016 | 14 |
2016-2017 | 10 |