Информационные материалы об особенностях суицидального поведения несовершеннолетних
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Исследования показывают, что вполне серьёзные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем ещё дети.
Суицид подростков имеет следующие характерные черты:
- суициду предшествуют кратковременные, объективно не тяжелые конфликты в сферах близких отношений (семье, школе, группе);
- конфликт воспринимается как крайне значимый и травматический, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
- суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное, мужественное решение;
- суицидальное поведение регулируется скорее порывом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного расчета;
- средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-го этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка);
- подражательный характер. Подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.
Основные мотивы суицидального поведения несовершеннолетних:
1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, не разделенное чувство, ревность.
3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
5. Боязнь позора, насмешек или унижения.
6. Страх наказания, нежелание извиниться.
7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Основные факторы риска суицидального поведения:
1) Факторы семейного неблагополучия, если они действуют в ярко выраженной и пролонгированной форме. Например, алкоголизация родителей, невыполнение или искажение воспитательной функции в семье отца, нарушение отношений вследствие психиатрического заболевания родителя и т.п.
2) Травматические факторы - это экстраординарные события, которые вызывают сильное психологическое напряжение, приводящее к дезадаптации. Например, ранняя незапланированная беременность подростков в ситуации отсутствия психологической поддержки со стороны родителей и т.п.
3) Психопатологические факторы, когда развитие суицидального поведения обусловлено различными психотическими проявлениями (бред, галлюцинации) или резкой декомпенсацией психопатии и т.п.
4) Время года. По мировой статистике больше всего самоубийств регистрируется осенью и весной, особенно весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой. Суициды учащаются во время рождественских праздников («счастливый сезон» не приносит ожидаемой радости).
Анализ суицидов несовершеннолетних в Ростовской области за 2009-2010 гг. показал, что наибольшее количество случаев произошло зимой – 34%, весной и осенью – по 29%, летом – только 7%, таким образом, потенциально опасным является время, когда несовершеннолетние обучаются в образовательных организациях.
Типы суицида (суицидального поведения):
Истинный, когда человек действительно хочет убить себя. Чаще использует повешение.
Аффективный, с преобладанием эмоционального момента. Обусловлен сильным аффектом и сопровождается дезорганизацией и сужением сознания. Чаще прибегают к попыткам повешения, отравления токсичными препаратами.
Демонстративный - самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображении повешения.
Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои намерения. Иногда это будут едва уловимые намеки, часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто их не слушают. Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно обэтом можно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные (Приложение 1.5).
Рекомендации педагогам по оказанию поддержки обучающемуся, имеющему признаки суицидального риска:
1) не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
2) доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
3) не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
4) дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
5) сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, независимо от того, что он говорит;
6) говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
7) постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
8) убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
9) не предлагайте упрощенных решений;
10) дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
11) помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
12) помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
13) при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
14) помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
Приложение 1.2.
Порядок выявления детей группы суицидального риска при варианте А.
Этап | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Организация | Подготовка приказа по ОО об организации и проведении работы по выявлению обучающихся суицидального риска | Сентябрь | Директор ОО |
Обучение | Организация и проведение обучения классных руководителей методике заполнения «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся» | Сентябрь | Зам. директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог |
Выявление | Заполнение классными руководителями «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся» Анализ полученной информации, составление первичных списков обучающихся группы риска | Октябрь Январь Октябрь Февраль | Классные руководители Педагоги-психологи |
Диагностика | Проведение диагностического обследования обучающихся согласно первичных списков Проведение диагностического обследования обучающихся группы суицидального риска | Ноябрь март | Педагоги-психологи |
Приложение 1.3.
Таблица факторов риска развития кризисных состояний
и наличия суицидальных знаков у обучающихся _____ класса
Укажите, пожалуйста, напротив каждого фактора фамилию или код[4] обучающегося, у которых было или Вы замечали:
№ | Факторы | Ф.И.О./Код | |
Факторы социальной ситуации | 1. | Изменение места учебы в течение учебного года или смена двух или более школ за весь период обучения | |
2. | Недавняя перемена места жительства | ||
3. | Стойкое отвержение сверстниками | ||
4. | Разрыв отношений с близким другом, парнем / девушкой | ||
5. | Неприятности с законом, унижение, физическое или сексуальное насилие | ||
6. | Негативная стигматизация со стороны окружающих (позорные клички, прозвища) | ||
7. | Чувство стыда, связанное с нежелательной беременностью, раскрытием факта мастурбации или гомосексуальных контактов | ||
8. | Неудачные попытки стать лидером или удержать позицию лидера | ||
Факторы семейной ситуации | 1. | Резкое снижение социального или материального статуса родителей | |
2. | Тяжелое заболевание близких родственников или самого ребенка | ||
3. | Распад семейного очага (развод, измены, сожительство) | ||
4. | Хронические конфликты между супругами, враждебность между членами семьи | ||
5. | Неполная семья | ||
6. | Высокий уровень требований и санкций в отношении ребенка наряду с отсутствием эмоциональной поддержки со стороны родителей | ||
7. | Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная семья | ||
8. | Недавняя смерть близкого родственника | ||
9. | Наличие в семье психически больных | ||
10. | Суициды родственников | ||
Суицидальные знаки | 1. | Стремление к изоляции, уединению, подавленность | |
2. | Возбуждение, гиперактивность, нетерпеливость, озлобленность | ||
3. | Потеря интереса к увлечениям, спорту, развлечениям | ||
Нерегулярный прием пищи - потеря аппетита и веса, или обжорство | |||
5. | Нарушение режима сна - бессонница, часто с ранним пробуждением или, наоборот, подъем позже обычного | ||
6. | Резкое изменение в соблюдении правил личной гигиены | ||
7. | Резкое изменение стиля поведения и способов общения | ||
8. | Стремление к рискованным действиям | ||
9. | Частые случаи травматизма | ||
10. | Употребление наркотиков, алкоголя | ||
11. | Интерес к литературе, музыке, связанной с темой смерти | ||
12. | Изображение темы смерти в собственной творческой продукции | ||
13. | Прямые или косвенные высказывания о возможности суицидальных действий (жизнь надоела, скорее бы все закончилось, вам без меня будет лучше и т.п.) | ||
14. | Символическое прощание обучающегося с ближайшим окружением (отказ от личных вещей, приведение дел в порядок и т.п.) | ||
15. | Смена аватара или ник - имени в социальных сетях интернета | ||
Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т. п.). | |||
17. | Суицидальные попытки в прошлом |
Классный руководитель __________________________________ (фамилия)
Дата__________подпись__________________________________
Приложение 1.4.
Порядок выявления детей группы суицидального риска при варианте Б.
Этап | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Организация | Подготовка приказа по ОО об организации и проведении работы по выявлению учащихся суицидального риска | Сентябрь | Директор ОО |
Обучение | Организация и проведение обучения классных руководителей «Особенности суицидов несовершеннолетних: признаки, оказание поддержки» | Сентябрь | Зам. директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог |
Выявление | Выявление обучающихся, имеющих признаки готовящегося суицида Информирование администрации о выявлении обучающихся, имеющих признаки готовящегося суицида | В течение года По факту выявления | Классные руководители Классные руководители |
Диагностика | Направление или организация психологического обследования Проведение диагностического обследования обучающихся, имеющих признаки готовящегося суицида | В течение года по запросу В течение года по запросу | Администрация, классные руководители Психологи других организаций |
Приложение 1.5.