Имитация суицидального поведения

В современной суицидологии под имитацией понима­ют процесс, при котором одно самоубийство становится подражательной моделью для другого. Имитацией объяс­няется заразительность аутоагрессии, если один суицид облегчает возникновение последующего. Последнее поня­тие, как и ряд других, например восприимчивость, спо­соб передачи, вирулентность и зависимость от дозы, используются в учении об инфекционных болезнях. Но они позволяют раскрыть некоторые механизмы заразительно­сти самоубийств. Например, способность осознавать и выражать чувства делает человека менее восприимчивым к суициду. Способ передачи известий об аутоагрессии может быть прямым (от человека к человеку) и косвен­ным. Вспышки суицидов среди близких друзей являются аналогом первого способа. Самоубийство знаменитости косвенно, посредством СМИ, влияет на миллионы лю­дей. Вирулентность в контексте суицида означает степень воздействия суицидента, имевшего, например, харизма­тическое влияние на определенную группу населения. Влияние дозы сравнимо с частотой аналогичных (модельных) суицидов или репортажей о них в определенном районе (суицидальном кластере).

Историей и научными исследованиями доказано, что заразительность чаще повышает частоту самоубийств на некоторой небольшой территории в ограниченный промежуток времени. Допущение возможности имита­ционных суицидов впервые порождено не трагической смертью Мэрилин Монро или Курта Кобейна. Еще в 1774 г. Иоганн Вольфганг Гете опубликовал романти­ческую повесть «Страдания юного Вертера» о молодом человеке, «одаренном глубокими, чистыми чувствами и проницательным умом, который потерялся в своих фантастических мечтаниях и отравил себя бесплодны­ми размышлениями так, что, разрываемый безнадежной страстью и неразделенной любовью, выстрелил себе в висок» (Кони, 1967. С. 460). Повесть сразу стала очень популярной в Европе. Ряд впечатлительных юно­шей под ее влиянием покончили с собой. Поэтому в некоторых странах власти не только запретили откры­тую продажу, но и уничтожали ее экземпляры из-за страха повторения примера героя Гете. Вскоре возник термин «эффект Вертера», обозначающий имитацион­ное суицидальное влияние. Аналогичное влияние в Рос­сии имела повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Реакция группирования, объединяющая людей, спо­собствует заразительности. Чаще всего имитация ауто­агрессии встречается среди подростков и молодежи в школах и колледжах, в армии, тюрьмах и религиозных группах.

Несмотря на противоречивые данные, прослежива­ются две основные тенденции влияния СМИ:

а) чем больше они освещают реальные суициды, тем чаще возникают имитационные последствия;

б) описания вымышленных самоубийств (в романах, «мыльных опе­рах») скорее отрицательно влияют на имитацию. Кро­ме того, прослеживается так называемая «суицидальная волна», затухающая со временем, но периодически да­ющая всплески.

Механизм суицидальной заразительности основан на том, что человек формирует свое поведение, обучаясь и наблюдая за моделями. Ее сущность состоит в быстром распространении аутоагрессивного настроения или по­ведения на группу людей. Заразительность зависит от:

а) мотивации следовать этой форме поведения;

б) зна­ния, каким образом ее реализовать;

в) наблюдения за ней; и

г) реализации модельного поступка.

На моти­вацию влияет индивидуальная восприимчивость (се­мейная история суицидов, проблемы с психическим здо­ровьем и т.д.). Она усиливается при наличии личного суицидального опыта, когда возникает чрезмерное отож­дествление с жертвой.

Для имитации имеет значение, как, когда и где в СМИ подается информация (фактор сенсационности), кто по­кончил с собой, время подачи, характер иллюстраций, популярность СМИ и т.д.

Влияние СМИ является достаточно противоречивым, но определенно СМИ следует избегать:

- детально описывать или изображать технологию суицида,

- упоминать о его тяжелых последствиях,

- сообщать о психическом здоровье жертвы,

- упрощенно объяснять его причины и факторы,

- привлекательно описывать жертву (внешность, личностные черты, социальное положение),

- указывать на преимущества поступка (слава, по­чести),

- проявлять внимание к близким ушедшего.

Наиболее авторитетные СМИ на Западе считают, что о самоубийстве следует сообщать, если:

а) оно про­исходит в общественном месте;

б) жертвой является известный человек или

в)самоубийством выражается символический протест.

При этом репортажи обязатель­но сопровождаются интервью или комментариями ра­ботников служб неотложной телефонной помощи или профессионалов в области превенции суицидов.

Особо следует остановиться на влиянии интерактив­ной коммуникации, которая с полным правом может быть причислена к СМИ, на суицидальное поведение. В этом смысле Интернет становится как мощным инст­рументом суицидальной превенции на соответствующих Web-страницах, так и местом, где любой человек может поделиться своими суицидальными намерениями, приглашать к совместным действиям и т.п. Поэтому проблема интерактивной коммуникации и самоубий­ства находится в русле влияния СМИ на последующее суицидальное поведение.

Самоубийство - лишь логичное завершение этого стремления к бегству от страшного мира. Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой причине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни: как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.

СМЫСЛ ЖИЗНИ И САМОУБИЙСТВО

Существует многообразие точек зрения - от категорического отрицания смысла до утверждения о ненужности жизни без признания в ней смысла. Пантеизм и материализм постулируют, что смысл жизни заключается в ней самой, монотеизм - в приближении к Богу.

Согласно Г. Спенсеру, смысл жизни - в её сохранении, воспроизводстве и освобождении от страданий; по К.Г. Юнгу, смысл жизни - это рефлексивная жизненная задача; по В. Франклу - врождённая мотивационная тенденция. Ф.М. Достоевский видел смысл жизни в самосовершенствовании.

Смысл жизни зависит от эпохи:

- Античность - Благо,

- Средневековье - служение Богу,

- Возрождение - постижение Красоты,

- Новое время - Знание,

- Новейшая история - Деньги,

- XXI в. - Информация.

Почти все концепции смысла жизни выходят за пределы собственно науки, вторгаясь в область или ценностей, или убеждений, или веры. Жизнь - это единство рационального и иррационального, логического и чувственного, воли и инстинктов. Но как озабоченность смыслом жизни, так и его содержание во многом зависят от характера человека (счастье - в характере), а характер - от уровня или соотношения энкефалинов и эндорфинов, производных арахидоновой кислоты, «биогенных моноаминов» (Имянитов, 2006).

Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.

Если человек решает лишить себя жизни - это означает, что в его созна-

нии претерпела серьезные изменения фундаментальная этическая категория - смысл жизни. Человек решается на самоубийство, когда под влиянием тех или иных обстоятельств его существование утрачивает смысл.

Утрата смысла жизни - это необходимое, но недостаточное условие суицидального поведения. Иными словами, суицидогенные события (события, толкающие к самоубийству) - это мощные удары по моральным ценностям личности, а само суицидальное решение - это акт морального выбора.

Отдавая предпочтение самоубийству, человек соотносит его мотив и результат, принимает на себя ответственность за самоуничтожение или перекладывает эту ответственность на других. Так или иначе, когда человек выбирает этот поступок, он видит в самоубийстве не просто действие, причиняющее смерть, но и определенный поступок, несущий положительный или отрицательный нравственный смысл и вызывающий определенное отношение людей, их оценки и мнения.

Каждый человек хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, чувствовать, что его существование, его деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее несут какой-то смысл.

Кризисные ситуации можно характеризовать как перекрытие источников жизненного смысла - блокаду жизненных целей, представление о невозможности самоактуализации, разрыв между должным и сущим, между собственной и окружающей жизнью. Результирующая всех этих воздействий выражается в утрате жизненного смысла, интереса к жизни, перспективы, а, следовательно, и стимулов к деятельности. Возникают феномены отчуждения и безнадежности. Появляется отрицательное эмоциональное отношение к жизни: от ощущения её тягостности, мучительности до отвращения. Подобные состояния могут возникать как в итоге длительного ряда жизненных трудностей, так и под действием острых, одномоментных тяжелых психотравм.

Главный механизм, специфичный для суицидального поведения и запускающий акт самоубийства, - это инверсия (переворот) отношений к жизни и смерти. Жизнь утрачивает все степени положительного отношения и воспринимается только негативно, в то время как смерть меняет свой знак с отрицательного на положительный. С этого момента начинается формирование цели самоубийства и разработка плана её реализации.

В конфликтах, где элементы морального сознания терпят серьезный урон, страдают и представления о жизненном смысле, - вплоть до его утраты, т.е. возникают состояния психологического кризиса, которые при инверсии ценностных отношений к жизни и смерти приводят к самоубийству.

Наши рекомендации