Журнал учета групповой работы
Групповая форма работы реализуется в различных видах деятельности педагога-психолога, что необходимо отразить в соответствующей графе. Субъектами регистрации могут являться класс, группа обучающихся, родительская группа или же группа педагогов и других специалистов образовательной организации.
Таблица 4
№ п/п | ФИО/класс/группа | Дата | Количество участников | Вид работы | Содержание/тема | Примечание |
Виды работ:
Д – диагностика, КР – коррекционно-развивающая работа, К – консультация, П– просвещение, ПФ - профилактика.
Развивающая и коррекционная работа может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр.
Таблица 5
Фамилия, Имя, класс/группа | Даты занятий с отметками о посещении | Примечание | ||||||||
Организационно-методическая, экспертная работа
Таблица 6
Дата | Вид работы | Содержание работы | Примечание |
Виды работ:
Э– экспертиза, ОМ – организационно-методическая.
К экспертной деятельности относятся экспертизы программ, проектов и образовательной среды.
К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
- анализ и планирование деятельности;
- подготовка к различным видам работ;
- разработка методических рекомендаций;
- курсы повышения квалификации;
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ, профилактических и просветительских мероприятий;
- участие в научно-практических семинарах, конференциях;
- супервизорство;
- посещение совещаний и методических объединений;
- оформление кабинета.
Рекомендации по оформлению аналитического отчета.
В аналитическом годовом отчете отражаются все виды работ и направления деятельности в соответствии с планом и журналами учета. Отчет должен включать качественно-количественные показатели по направлениям деятельности, анализ результативности с учетом показателей прошлого года.
Анализируя выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года.
Приложение № 2 к приказу минобразования Ростовской области
от___________________ №_________
Базовый компонент деятельности педагога-психолога общеобразовательной организации
Психологическое сопровождение основной образовательной программы образовательной организации предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса. Работа педагога-психолога является необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.
Цель работы педагога-психолога образовательной организации -создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Новые профессиональные задачи педагога-психолога образовательной организации:
- создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
- обеспечение формирования и развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования;
- разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций;
- повышение квалификации педагогов и просвещение родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;
- взаимодействие с участниками образовательных отношений для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательной организации;
- подготовка пакета методических материалов по психологическому сопровождению обучающихся.
Новые профессиональные задачипедагога-психолога образовательной организации регламентируется следующими основными нормативно-правовыми документами:
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 373от 06.11.2009 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)», а так же разработанная в соответствии с требованиями ФГОС НОО и рекомендованная Решением Координационного Совета по вопросам организации введения ФГОС при Минобрнауки Примерная основная образовательная программа НОО;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 761н от 26.08.2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897от 17 декабря 2010 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012»;
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);
- Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии" (по состоянию на 11.09.2013) (подготовлен Минтрудом России)
1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, испытывающих трудности социальной адаптации[1]
1.1.Выявление обучающихся групп риска возникновения школьной дезадаптации:
- диагностика особенностей деятельности, поведения и психического состояния обучающихся, которые должны быть учтены в процессе сопровождения обучающихся при поступлении в первый класс; переходе на следующую ступень образования; смене образовательной организации; обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации; проживающих в принимающей семье (Приложение 2);
- разработка рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (участие в работе методических объединений специалистов, методического совета образовательной организации, педагогических советах, родительских собраниях, педагогических всеобучах, подготовка материалов для информационных стендов, сайтов и т.д.);
- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих проблемы в обучении, поведении и личностном развитии (разработка и реализация совместно с педагогами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ).
1.2. Оказание помощи участникам образовательного процесса в создании условий комфортной, развивающей среды, способствующей профилактике возникновения школьной дезадаптации:
- индивидуальное и групповое консультирование педагогов;
- методическая помощь педагогам по разработке внеклассных мероприятий, классных часов, созданию комфортных психологических условий в коллективе обучающихся;
- экспертиза программ, проектов, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательной организации.
1.3.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска развития кризисных состояний и группы суицидального риска.
1.3.1. Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки участников образовательного процесса.
1.3.2. Выявление выраженности факторов риска развития кризиса и суицида у обучающихся. (Приложение 1).
1.3.3.Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся группы риска развития кризисных состояний и суицидального риска.
1.3.4. Обучение родителей способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний детей, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки.
1.4.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
1.4.1. Психолого-педагогическое обследование обучающихся (диагностика индивидуальная, групповая) по запросу ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума) образовательной организации, администрации, родителей с целью выявления проблем в обучении, поведении, воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4.2. Консультирование участников образовательного процесса по вопросам создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию обучающегося в образовательной организации.
1.4.3.Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии).
1.4.4.Динамический контроль эффективности разработанных и реализованных коррекционно-реабилитационных программ.
1.4.5.Информационно-просветительская работа с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по особенностям образовательного процесса для данной категории обучающихся.
2. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса по развитию универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с ФГОС
2.1. Консультирование педагогов по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса, оказание помощи педагогам в планировании урока с учетом требований ФГОС.
2.2. Оценка результатов освоения основной образовательной программы[2]:
- личностных (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностные установки, социальные компетенции, личностные качества);
- метапредметных (освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
2.3. Просвещение родителей по вопросам формирования УУД.
2.4. Экспертная оценка программ, проектов, профессиональной деятельности специалистов образовательной организации.
2.5. Методическая помощь педагогам по развитию и коррекции УУД обучающихся с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей:
- коммуникативных: навыков сотрудничества, эффективного разрешения конфликтных ситуаций (на уроках, внеклассных мероприятиях, проектной деятельности, классных часах);
- регулятивных: навыков саморегуляции, управления своей деятельностью;
- личностных: самоопределение (в том числе профессиональное), смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация;
- познавательных: способы усвоения информации, выполнение логических операций.
2.6. Обучение педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, обучение способам формирования адекватной Я-концепции школьников, эмпатии, разрешения проблем.
Приложение 1
Методические рекомендации по выявлению и диагностике детей группы суицидального риска для образовательных организаций
Одним из основных направлений деятельности образовательной организации в рамках профилактики суицидов обучающихся является выявление детей группы суицидального риска.
Анализ случаев суицидов и информации по организации профилактики суицидов, предоставленной областными образовательными организациями, отделами образования районов и городов РО показывает, что работа по выявлению детей группы суицидального риска организована и проводится не во всех образовательных организациях области, в ряде учреждений проводится не систематически, а начинается только после факта совершения суицида.
Организация работы по выявлению детей группы суицидального риска позволит своевременно оказывать им психолого-педагогическую поддержку и организовывать комплексное сопровождение.
В выявлении детей и подростков группы суицидального риска задействованы следующие специалисты:
- администрация образовательной организации (ОО);
- педагоги ОО (классные руководители, учителя, воспитатели, мастера);
- психологи (педагоги-психологи ОО и/или других организаций).
Этапы и направления деятельности ОО по выявлению и диагностике детей группы суицидального риска:
- организация порядка выявления;
- обучение педагогов;
- выявление обучающихся группы суицидального риска (варианты А и В);
- диагностика обучающихся.
Организационный этап
Администрация образовательной организации определяет порядок выявления обучающихся группы суицидального риска, готовит приказ. Порядок выявления детей группы суицидального риска предусматривает поэтапно осуществляемую деятельность в четко определенные сроки и закрепление ответственных.
Этап обучения
Для проведения качественного выявления детей группы суицидального риска необходимо организовать обучение педагогов, которое должно быть направлено на знакомство с процедурой выявления и овладение методом выявления детей группы суицидального риска. Педагоги должны быть также ознакомлены с особенностями суицидов несовершеннолетних, овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения и оказания поддержки обучающимся в кризисном состоянии. Для обучения педагогов могут быть использованы информационные материалы об особенностях суицидального поведения несовершеннолетних (Приложение 1).
Обучение проводится педагогом-психологом образовательной организации учреждения. При отсутствии в организации педагога-психолога, желательно привлечение специалиста-психолога для проведения обучения из других организаций (образовательных организаций, ППМС-центров, социально-реабилитационных центров и других организаций).
Этап выявления
В качестве методов для первичного выявления детей группы суицидального риска рекомендуется использовать «Таблицу факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся»[3] или метод наблюдения.
Для первичного выявления детей группы суицидального риска использование психологических тестов не является целесообразным, так как это исключает из процесса выявления педагогов, требует больших временных затрат педагога-психолога для проведения массового тестирования учащихся и обработки полученных результатов.
В зависимости от использования в качестве основного метода «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся» или наблюдения предлагаются два варианта выявления детей группы суицидального риска. Вариант выявления детей группы суицидального риска выбирается образовательной организаций и определяется особенностями образовательной организации (количеством учащихся, наличием, подготовленностью и загруженностью специалистов).
Вариант А.
Выявление детей и подростков группы суицидального риска с использованием «Таблицы факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков» осуществляется в соответствии с установленным порядком. Рекомендуется для образовательных организаций, имеющих в штате педагога-психолога. Может использоваться в образовательных организациях, не имеющих педагога-психолога, при обязательном привлечении на договорных началах психолога (психологов) других организаций на этапе диагностики.
Этап выявления. Классными руководителями заполняется два раза в год «Таблицы факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков». Данные анализируются педагогом-психологом или другим специалистом, ответственным за анализ заполненных таблиц. В результате анализа таблиц формируется список обучающихся, входящих в первичную группу риска развития суицидоопасных кризисов. Критерием включения обучающегося в данную группу является наличие в его жизненной ситуации трех и более факторов, указанных в таблице. При включении обучающегося в группу первичного риска следует иметь в виду и качественную характеристику данных факторов. Так, например, такой фактор как смерть близких родственников от суицида по своему значению может перевешивать действие нескольких других факторов.
С обучающимися группы первичного риска, педагог-психолог проводит беседу и психологическое тестирование, на основании оценки результатов которых принимает решение о включении детей и подростков в список группы риска развития кризисного состояния, для которых разрабатывает рекомендации по психологическому сопровождению.
В итоге педагог-психолог составляет общий список обучающихся группы риска по всей образовательной организации и передает данную информацию директору с целью принятия решения о дальнейшем психолого-педагогическом сопровождении обучающихся.
В случае изменений, произошедших с обучающимися в течение года, классный руководитель заполняет таблицу еще раз и предоставляет психологу.
Этап диагностики. Со всеми обучающимися, попавшими в первичный список, педагогом-психологом проводится психологическая диагностика для определения степени выраженности суицидальных намерений, на основе которой определяется группа суицидального риска. С обучающимися выделенной группы суицидального риска педагогом-психологом проводится диагностика, направленная на определение стратегий психологической помощи в рамках программы комплексного сопровождения.
Вариант Б.
Выявление детей и подростков группы суицидального риска с использованием метода наблюдения осуществляется в соответствии с установленным порядком. Рекомендуется для образовательных организаций, не имеющих педагога-психолога.
Этап выявления. Педагоги (классные руководители, учителя, воспитатели, мастера) наблюдают за изменением поведения обучающихся, ориентируясь на признаки суицидального риска.
Администрация регулярно (ежеквартально, ежемесячно) собирает информацию о наличии обучающихся, имеющих признаки суицидального риска. При необходимости администрация образовательной организации организует на договорных началах психологическое обследование обучающихся, имеющих признаки суицидального риска.
При проявлении у обучающихся признаков суицидального риска педагоги оказывают им поддержку, информируют администрацию образовательной организации и при содействии администрации направляют на психологическое обследование к специалисту-психологу.
Этап диагностики. Специалистом-психологом (приглашенным или к которому был направлен обучающийся) проводится диагностика для определения степени выраженности суицидальных намерений, необходимости его комплексного сопровождения, стратегий психологической помощи. По результатам диагностики психолог выдает рекомендации образовательной организации по осуществлению комплексного сопровождения обучающегося.