Социальные общности и социальные группы
Понятия «социальная общность» и «социальная группа» также являются элементами социальной структуры. Социальная общность – это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Социальная общность – это совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную совместную деятельность.
Вопрос 8: В чем главная практическая особенность социальной общности с социологической точки зрения исходя из приведенных выше определений? |
Специфика социальной общности: она не простая сумма индивидов, а определенная целостность всех ее составляющих элементов, для которой свойственны все характеристики целостной системы.
Общности могут быть очень разнообразными и делиться, например:
- по количеству людей: это может быть как взаимодействие двух людей (диада), так и многочисленное политическое движение;
- по времени продолжительности существования: временные, непостоянные, иногда длящиеся несколько минут или часов (пассажиры поездов, самолетов, аудитория кинотеатра), и устойчивые, стабильные, существующие столетиями (нации, классы);
- по плотности связи: как тесно сплоченные коллективы, организации, так и достаточно аморфные образования ("фанаты" Пугачевой, болельщики футбольной команды "Спартак" и т.д.).
Процесс складывания общностей может происходить а) объективно (они могут существовать независимо от воли и сознания людей: классы, нации), б) субъективно (могут создаваться сознательно людьми: семья, партия, спортивный клуб).
Три свойства социальной общности:
1) Социальная общность – это целевая переменная: для того, чтобы люди смогли действовать в одном направлении, объединяя свои усилия и координируя действия, должны совпадать цели их деятельности в данной обстановке и по данному поводу.
2) Социальная общность – это культурно-регулятивная переменная: совпадение целей не обеспечивает надежное взаимопонимание, если соучастники не будут руководствоваться в своих взаимоотношениях едиными, разделяемыми всеми участниками общности правилами и нормами.
3) Социальная общность – это переменная солидарных социальных действий: общность возникает на основе совпадающих целей и разделяемых норм системы солидарных социальных взаимодействий партнеров.
Задание 6: В качестве задания на самостоятельную работуна примере любого спортивного клуба как социальной общности сформулируйте содержание трех свойств социальной общности. |
Существует несколько видов социальной общности:
1) МНОЖЕСТВА ИЛИ МНИМЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. Главный признак множества – это отсутствие взаимных социальных действий, солидарной социальной связи при наличии совпадающих целей и интересов (примеры – очередь в магазине, пассажиры в автобусе и т.д.).
На улице, в транспорте, на работе – везде человек ощущает присутствие людей. Это создает впечатление общности, первый образ коллективности, образ совместности, образ неодиночности нашей повседневной жизни.
Множества – это мнимая социальная общность, в которой присутствует изолированность индивида, отсутствует его ориентация на другого, соучастие, сопереживание.
Формы множества:
а) Категории – это форма множества, определенное формально-статистически, то есть статистика выделила людей по какому-то общему признаку, но не по признаку наличия между людьми социальных связей.
Этих людей объединяет то, что они одинаковы (имеют общий признак), но они совершенно изолированы друг от друга. На основе формально-статистического принципа можно выделить различные социальные категории: профессиональные, возрастные, половые, имущественные и т.д.
Вопрос 9: К какой категории относится учащаяся молодежь? Какие категории входят в учащуюся молодежь? |
б) Агрегация – это объединение людей, пространственно находящихся в одном месте (пассажиры одного поезда, пешеходы на конкретной улице и т.д.).
Особенность агрегации: каждый озабочен своими делами, но при этом есть признак общности – совпадающие цели. Но это мнимая коллективность: есть единство местоположения, но нет взаимной направленности действий, солидарных отношений друг с другом. Например, пассажиры одного поезда, пешеходы на конкретной улице.
Задание 7: В качестве задания на самостоятельную работуиз агрегации «пассажиры одного поезда» сделайте социальную общность. Аргументируйте свой ответ. |
2) КОНТАКТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. Их отличие от множества в том, что в них присутствует «ориентация на другого», социальное действие, устанавливается социальная связь. Однако эти связи носят контактный характер, то есть они не устойчивы, случайны, не являются самовозобновляемыми.
Пример контактной социальной общности: вас пригласили на вечеринку, на которой вы познакомились с приятными людьми, с которыми вас весело было общаться. Но со многими участниками этой вечеринки вы уже никогда не встретитесь. Общность была приятной, но кратковременной и узконаправленной.
Виды контактных социальных общностей:
а) Аудитория – это одноразовое, как правило, кратковременное взаимодействие лектора (певца, актера и т.д.) и слушателей. В аудитории возникает два направления связей: - от слушателя к исполнителю (лектору); - от слушателя к слушателю.
Именно второе направление связи создает общность всех слушателей, зрителей в зале, аудитории и т.д. Но общность эта контактна, так как ориентация на другого носит кратковременный и поверхностный характер.
б) Толпа – это спонтанная, временная общность людей, определяемая сиюминутным настроением.
Толпе присуще совпадение целей, между участниками толпы возникает определенная ориентация надругого, социальные связи в виде обмена мнениями, выработки общих планов действий, подражание и т.д.
в) Социальные круги – это общность профессионалов, друзей, знакомых, людей одного социального положения и т.д., собравшихся вместе, чтобы удовлетворить свои социальные потребности, потребности в общении, заботе о других и т.д.
Примеры социальных кругов: аристократический бал, встречи приятелей, конференция ученых, студенческих поход и т.д.
Вопрос 10: Как определить границу между дружбой и приятельскими отношениями? |
3) ГРУППОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ (СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ).
Социальная группа – это совокупность групповых общностей, образующихся на базе связанных с жизнью общества признаков и на основесуществующей в обществе системы общественных отношений. Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общностью интересов, а также культур, ценностей и норм поведения, находящихся в более или менее систематическом взаимодействии.
Определение социальной группы включает четыре основных момента:
- социальная интеракция — то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);
- стигмация или «наклеивание ярлыков» - то есть распознание членства в группе, оформившееся в социальный образ в массовом сознании (стиль жизни данной группы);
- идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе» (и осуществлением «рефлексивного мониторинга», по Э. Гидденсу);
- хаббитуализация или «опривычивание» (согласно П.Бурдье) – освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.
Виды социальных групп:
1) Классификация социальных групп на основе выделения признака объединения членов группы:
а) Социальные группы, образованные по аскриптивному (приписанному от рождения) признаку: расовые, этнические, социально-демографические и т.д. группы;
б) Статусные группы – возникли в результате социального разделения труда, на основе сходства социальных позиций в обществе: рабочий класс, крестьянство, инженерно-технические работники, учителя, чиновники, предприниматели;
в) Целевые группы – организованы для решения тех или иных задач: хозяйственных, научно-исследовательских, политических и т.д.
2) Классификация социальных групп на основе непосредственных или опосредованных взаимодействий:
А) Малая группа – это социальная группа, между членами которой имеются непосредственные контакты («лицом к лицу»). Размер такой группы 3 – 7 – 15 человек. Внутригрупповые взаимодействия в малой группе носят персонифицированный характер. В малой группе легко осуществляется групповой контроль, так как человек постоянно на виду.
Среди малых групп выделяют первичные и вторичные малые группы:
- Первичные малые группы – это группы, интегрированные на основе таких признаков как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Например, семья, сверстники, друзья и т.д. Взаимодействия в первичных группах обусловлены в наименьшей степени выгодой, карьерой, корыстью.
- Вторичные малые группы – это группы, возникающие на основе вторичных социальных отношений (например, кафедра, отдел, бригада и т.д.).
Б) Большая группа – это социальная группа с большим числом членов, для которых характерны опосредованные солидарные взаимодействия. Большие группы – это носители исторического опыта. Большие группы отбирают и утверждают как приемлемое обычаи, традиции, ценности и посредством малых групп доносят их до индивида.