Социальные институты современного общества
Понятие «социальный институт» является одним из элементов социальной структуры. Социальный институт – это центральный компонент социальной структуры, координирующий множество индивидуальных действий людей и упорядочивающий социальные отношения в наиболее важных сферах человеческой жизни.
Зачем нужно понятие «социальный институт»? Оно необходимо для исследования общественных образований, обеспечивающих интеграцию индивидов в общество, сохранение культуры, социальных ценностей и социального порядка.
Вопрос 4: Из какой науки социология заимствовала понятие «институт»? |
Социальные институты являются великим социальным изобретением человека. Благодаря социальным институтам обеспечивается стабильность и надежность взаимодействия членов общества, социальной группы или общности как целостности в важнейших сферах жизнедеятельности общества, устойчивость социальной структуры и порядок в обществе, так как они нормативно закрепляют определенные виды социального взаимодействия и делают их обязательными для всех членов социальной группы или общества. Этим достигается большая предсказуемость поведения человека. Благодаря социальным институтам люди также имеют все основания надеяться не только на то, что та или иная их потребность будет так или иначе удовлетворена, но и на то, что поставленная цель будет решена на качественно высоком уровне.
Существуют несколько подходов для раскрытия определения понятия «социальный институт»:
1) Подход О.Конта, основанный на философии позитивного метода. Он рассматривал основные социальные институты (семью, государство, религию) с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций.
Институты, верования и моральные ценности общества функционально взаимосвязаны, и объяснение любого социального явления в этой целостности подразумевает нахождение и описание закономерностей его взаимодействия с другими явлениями.
2) Подход Г.Спенсера. Он первым в социологии начал систематически употреблять понятие «институт». Институт – это специфическая часть, «орган» общества.
Вопрос 5: Почему Г.Спенсер соотносит понятие «институт» с «органом общества»? |
Г.Спенсер насчитывал шесть типов институтов: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Определяющим фактором в развитии институтов общества, с его точки зрения, является борьба за существование с соседними обществами (война) и с окружающей природной средой. Социальный институт, по Спенсеру, складывается как выполняющая определенные функции устойчивая структура социальных действий.
3) Подход Э.Дюркгейма. Институты – это важнейшие средства самореализации человека. Он образно определял социальные институты как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей». С его точки зрения, социальные институты могут быть адекватно объяснены лишь тогда, когда показана их полезность.
Задание 4: В качестве задания на самостоятельную работусформулируйте собственное понимание выражения Э.Дюркгейма «социальный институт как фабрика воспроизводства социальных отношений и связей». |
4) Подход М.Вебера. Институты – это сообщества, вступление индивида в которые предопределено его рождением и воспитанием и которые характеризуются следующими признаками: 1) добровольное вступление заменено в них зачислением на основании чисто объективных данных независимо от желания зачисляемых лиц, 2) одним из определяющих поведение факторов служит наличие рациональных установлений и аппарата принуждения.
Вопрос 6:Каждое ли сообщество, к участию в котором индивид предопределен рождением и воспитанием, является институтом? |
5) Подход У.Самнера. Он отмечал, что в основе социальных институтов лежат обычаи. Обычаи группируются вокруг основных жизненных интересов человека: поддержание жизни, ее защита, продолжение человеческого рода, безопасность индивида в обществе. Все эти перечисленные признаки деятельности индивида в последующем найдут свое отражение в конкретных социальных институтах.
Поведение людей управляется четырьмя могущественными силами – голодом, любовью, страхом и тщеславием, и обычаи группируются вокруг этих влечений и их удовлетворения, тем самым создавая универсальные социальные институты. Из потребности насытить голод возникают институты «самоподдержки» (экономики), которые непосредственно ведут к формированию правительственных учреждений, поскольку люди должны жить совместно в мире и защищать себя и друг друга. Из влечения любви возникают институты брака и семьи, из страха появляются формы религии.
6) Подход Ю.Левады. Социальный институт – это нечто, подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы».
Каждый социальный институт как организованная социальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института.
1. Каждый институт имеет свою цель деятельности.
2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.
3. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.
4. Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения. Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.
Задание 5: В качестве задания на самостоятельную работураскройте образование как социальный институт в соответствии со следующими элементами: цель образования, функции образования, участники образовательного процесса, учреждения образования, символы образования, санкции образования. |
Существуют различные классификации социальных институтов. Классификация Г.Спенсера, основанная на выделении главных функций, присущих всем институтам. Он различает три основных типа институтов:
1) продолжающие род (брак и семья);
2) распределительные (или экономические);
3) регулирующие (религия, политические системы).
Западный социолог-структуралист П.Блау в основу своей классификации существующих институтов положил ценности, которые они воплощают в своей нормативной структуре:
1) интегративные институты, деятельность которых направлена на поддержку солидарности и существующих партикулярных ценностей в обществе;
2) дистрибутивные институты воплощают в себе и реализуют универсальные ценности, которые выступают средством «сохранения социальных соглашений, выработанных для производства и распределения необходимых социальных льгот, вложений и различного рода вознаграждений»;
3) организационные институты используют ценности для достижения цели, они служат «увековечению авторитета и организации, необходимых для мобилизации ресурсов и координации коллективных усилий, направленных на достижение социальных целей».
Вопрос 7:Как понимается термин «партикулярные ценности»? Приведите примеры. |
В зависимости от общественной сферы, в которой социальные институты функционируют, выделяют пять основных социальных институтов:
- экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг;
- политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к ней;
- институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов;
- институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией молодежи;
- институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью.