Программа летнего профильного лагеря
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ПОЛЕВОГО ЛАГЕРЯ
«Школа безопасности. Выживание в природной среде»
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: 16 июня - 28 августа 2016 года
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Северный Урал. Пермский край, Красновишерский район, Хребет Кваркуш, река Улс, река Вишера.
Автор проекта: Туйков
Дмитрий Викторович
Красновишерск 2016
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ (ПРОЕКТА)
Полное название проекта | Полевой лагерь «Школа безопасности. Выживание в природной среде». |
Автор проекта | Туйков Дмитрий Викторович |
Руководитель проекта | Туйков Дмитрий Викторович |
Название проводящей организации | МООКР ВПК «Ратник», ООО «Варга» |
Форма проведения | Полевой палаточный лагерь |
Цель проекта | Способствовать укреплению мотивации подростка к здоровому образу жизни и обогащению опытом существования в природе, социализация личности. Развитие навыков выживания в природной среде. Получение представления и первичных навыков поисково-спасательных работ в таежных и горных условиях. |
Специализация проекта | -обучение основам безопасной жизнедеятельности в природных условиях и общественной среды обитания человек-природа; - формирование базовых предпосылок творческого развития детей на принципах гуманизма, духовности, нравственности; -обучение детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных ситуаций; -ознакомление с тактикой поисково-спасательных работ в труднодоступных районах при отсутствии технических средств; -стимулирование процесса саморазвития личности ребенка. |
Сроки проведения | С 16 июня по 29 августа 2016 года, смены по 15 дней. |
Место проведения | Северный Урал. Пермский край, Красновишерский район, Хребет Кваркуш, река Улс, река Вишера. |
Источники финансирования, в т.ч., родительская плата, ср-ва из иных источников. | Средства бюджета, Средства организаций, Родительская плата |
Общее количество детей – участников | 18 человек в каждой группе. |
Кадровое обеспечение | Руководитель лагеря, помощник руководителя 4 инструктора детско-юношеского туризма, 2 спасателя, 2 медика. |
Условия размещения участников | Палаточный лагерь |
Особая информация и примечания | В процессе обучения проходится спортивный пеше-водный маршрут 1 категории сложности. Группы в обязательном порядке регистрируются в краевой МКК и в Службе спасения. По окончании участникам выдаются справки о прохождении маршрута и направляются документы для присвоения спортивного разряда. |
Адрес организации (юридический) | 618592 Пермский край, г.Красновишерск, ул.Молодежная, 8-7 |
Адрес организации (факт.) | 618592 Пермский край, г.Красновишерск, ул.Гагарина, д.90 |
Телефон |
Программа летнего профильного лагеря
«Школа безопасности. Выживание в природной среде»
Пояснительная записка.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних профильных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний профильный лагерь. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и тренеров-педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания и обучения детей в условиях профильного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены (14 дней).
Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 13–17 лет. Деятельность воспитанников во время работы лагеря на пешей части маршрута осуществляется в группах по 3 человека, на водной части в группах по 6 человек.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
– Конституцией РФ;
– Законом РФ «Об образовании»;
– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
– Приказом Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688. Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха.
- Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
- СанПиН 2.4.4.3048-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа"
Общие положения
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.).
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Развитию творческого потенциала детей придается большое значение. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, основы массажа и др.
Основная масса детей, проживающих в городских условиях, не имеют возможности прямого общения с дикой природой и теряются, попав в тайгу или горы. Необходимо каждому подростку знать основные правила, нормы, закономерности и способы обеспечения безопасности жизни в условиях автономного выживания человека в природе.
Учитывая все вышесказанное, наш коллектив ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цель: Способствовать укреплению мотивации подростка к здоровому образу жизни и обогащению опытом ненасильственного существования в природе. Дать представление о поисково-спасательных работах в таежных и горных условиях.
Задачи:
- обучение основам безопасной жизнедеятельности в условиях естественной среды обитания человека - природы;
- ознакомление с тактикой поисково-спасательных работ в труднодоступных районах при отсутствии технических средств;
- формирование базовых предпосылок творческого развития детей на принципах гуманизма, духовности, нравственности;
- обучение детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных ситуаций;
- реализация естественных интересов подростков, связанных с романтикой приключений и саморазвития;
- стимулирование процесса саморазвития личности ребенка.
Основное содержание программы
№ п/п | Название блока | Дата | Краткое описание |
Мотивационные тренинги; | С 1 по 3 день | Представляют собой конкретные практические мероприятия в реальных условиях автономного существования в природе, в ходе которых у подростков создаются четкие мотивы получения определенных знаний или навыков, а также характера личной активности при работе по программе. Кроме того, в рамках этих мероприятий подросток получает возможность получения адекватной самооценки имеющихся и потенциальных духовных, интеллектуальных и физических возможностей, что стимулирует процесс мотивации дальнейшего обучения и развития | |
Тренинги, направленные на сплочение групп; | С 1 по 14 дни | Направленные на сплочение групп, в которых находятся подростки в условиях лагеря, являются частью мотивационных тренировок, а также представлены в виде отдельных игр в рамках «полигона экстремальных условий». | |
Практические занятия с теоретическим компонентом; | С 4 по 14 дни | Проходят по тому набору тем и дисциплин, который определен руководителями, исходя из уровня подготовленности подростков. | |
Моделирующие игры; | С 4 по 14 дни | Представляют собой выполнение участниками определенных задач, сопряженных с риском, требующих от них определенных знаний и подготовленности под контролем инструктора. В рамках моделирующих игр используются системы условных вводных, усложняющих задачу, а также система неожиданных дополнительных факторов, требующих от участника постоянной готовности к принятию решений. | |
«Полигон экстремальных условий» | С 3 по 14 дни | Проходит в условиях многодневного автономного пеше-водного маршрута 1 категории сложности. Представляет собой многокомпонентный естественный тренажер, развернутый на гарантии личной безопасности, создающий различные нестандартные ситуации, требующие для своего разрешения эффективного использования физических, интеллектуальных, интуитивных, духовных и иных возможностей организма. |
Кадровое и материально – техническое обеспечение:
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные педагоги дополнительного образования: руководитель лагеря, помощник руководителя, инструктора детско-юношеского туризма, спасатели Красновишерского отделения ПРОООО «ВОСВОД», другие специалисты, прошедшие обучение организации работы с детьми в летний период.
Руководитель полевого лагеря – 1 чел.
Заместитель руководителя полевого лагеря – 1 чел.
Инструктор ДЮТ – 4 чел.
Спасатель – 2 чел.
Медик – 2 чел.
Материально – техническое обеспечение полевого лагеря обеспечивается проводящей организацией (палатки, коврики, спальные мешки, тенты, котлы, костровое оборудование, катамараны, спасательные жилеты, веревки, карабины и пр.)
IV. Заключительный этап.
Психолого-реабилитационно-педагогический анализ результатов.
Сроки и условия пребывания
Программа реализуется в течение одной лагерной смены (15дней).
Финансирование лагеря осуществляется из родительских средств, бюджетного финансирования.
В начале программы команды соберутся на берегу р.Вишера, на стоянке, для того, чтобы разделиться на тройки - «Поисково-спасательные группы», проверить свою выносливость, силу и смекалку в играх, подготовить оборудование, получить навыки владения им, привести в порядок всю атрибутику и создать свой знак.
Времени на все это лишь два дня, на третьи сутки «Поисково-спасательные группы» выдвинутся в тайгу и горы для проведения различных поисково-спасательных работ, где будет возможность в ходе ряда стратегических игр оценить свои способности быстро реагировать на ситуацию и принимать решения, находясь в разных реальных условиях.
Также спасателей ждут, индивидуальные задачи, и возможность обдумать и опробовать свою личную тактику и стратегию.
Участники получают сведения и навыки в адаптированной для их возраста игровой форме.
Программа
Участники проживают в палатках по 3 человека (по желанию и по договоренности, в зависимости от погоды, могут спать под открытым небом, на коврике и в спальнике). Во время «Спасательных работ» участники пользуются индивидуальными укрытиями типа шалаш, навес, землянка, полуземлянка, построенными самостоятельно (обязательны коврик, спальник и накидка от дождя).
Питание 3-4 разовое (участники готовят на костре сами при поддержке инструкторов).
Задни лагеряребятам предстоит пройти инструктаж и освоить технику безопасности, пройти различные испытания и получить навыки обеспечения жизни в лесу. Узнать тактику проведения поисково-спасательных работ.
За время подготовки участники научатся разводить костер, в том числе без спичек, готовить еду на костре, управлять, катамараном, строить шалаш, укрытия, делать удочку из подручных средств, находить в лесу пищу и готовить ее в самодельной посуде.
И, что не менее важно, ребята научатся понимать: что они сами хотят, как этого можно достичь, как взаимодействовать с другими участниками лагеря.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ЛЕТНЕГО ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
«Школа безопасности. Выживание в природной среде».
1 день День знакомства
8.00 –12.00 – заезд детей. Общий сбор-инструктаж по организации работы лагеря. Формирование групп. Заполнение документов и постановка на учет в МКК и КСС.
12.00–14.00 – обустройство лагеря.
14.00–15.00 – обед.
15.00 – 17.00 - время творческих дел: выбор названия команд, девиза, эмблемы, вымпела, «визитной карточки».
17.00–18.00 –Открытие лагеря, представление команд.
19.00 – 20.00 – ужин
20.00 – 22.00 – подведение итогов дня, вечерний костер.
23.00 - отбой
2 день
8.30 – подъем.
8.35–9.00 – зарядка, линейка.
9.00–10.00 – завтрак.
10.00–12.00 – творческий конкурс
12.00–14.00 – психологический тренинг.
14.00–15.00 – обед.
15.00–19.00 – Практические занятия «Веревочный курс»
19.00 – 20.00 – ужин
20.00 – 22.00 – подведение итогов дня, вечерний костер.
23.00 - отбой
3 деньВыезд на маршрут
6.00 – подъем.
6-30 – завтрак.
7.00–14.00 – Трансфер .
10.00–12.00 – теоретические занятия по «школе выживания».
12.00–14.00 –Мотивационный тренинг.
14.00–15.00 – обед.
15.00–19.00 –практические занятия (строительство укрытий, изготовление орудий охоты и лова, посуды).
19.00 – 20.00 – ужин
20.00 – 22.00 – подведение итогов дня, вечерний костер.
23.00 - отбой
4 день
7.30 – подъем.
7.35–8.00 – зарядка, линейка.
8.00–9.00 – завтрак.
10.00– выход на маршрут
14.00–15.00 – обед
15.00 – 17.00 – движение по маршруту выход к ур. Цепельские поляны
17.00 - 19.00 – практические занятия Костры. Виды, назначения, способы разведения костров.
19.00 – 20.00 – ужин
20.00 – 22.00 – практические занятия Костры. Виды, назначения, способы разведения костров.
23.00 - отбой
5 день
7.30 – подъем.
7.35–8.00 – зарядка, линейка.
8.00–9.00 – завтрак.
10.00– выход на маршрут
14.00–15.00 – обед
15.00 – 17.00 – движение по маршруту выход к г. Вогульский камень
17.30 - 19.00 – практические занятия на маршруте. Движение по среднему и крупному куруму, самостраховка.
19.00 – 20.00 – ужин
20.00 – 22.00 – практические занятия на стоянке. Съедобные растения горной тундры, способы приготовления.
23.00 - отбой
День
7.30 – подъем.
7.35–8.00 – зарядка, линейка.
8.00–9.00 – завтрак.
10.00– выход на маршрут радиальный выход к водопадам р.Жигалан Практическое занятие движение по азимуту.
14.00–15.00 – обед
15.00 – 19.00 – движение по маршруту выход к г. Первый Кваркуш практические занятия на маршруте. Ориентирование по карте, компасу, по солнцу.
19.00 – 20.00 – ужин
20.00 – 22.00 – практические занятия Съедобные растения горной тундры, способы приготовления.
23.00 - отбой
День
7.30 – подъем.
7.35–8.00 – зарядка, линейка.
8.00–9.00 – завтрак.
10.00– выход на маршрут
14.00–15.00 – обед
15.00 – 19.00 – движение по маршруту выход к пос.Золотанка. Практические занятия на маршруте. Переправа через реку, виды, способы переправ.
19.00 – 20.00 – ужин
20.00 – 22.00 – практические занятия. Добыча рыбы в реках северного Урала без рыболовного снаряжения.
23.00 – Подведение итогов пешей части маршрута.
23-30 – Отбой.
День
7.30 – подъем.
7.35–8.00 – зарядка, линейка.
8.00–9.00 – завтрак.
10.00–14.00 Сборка и подготовка сплавного снаряжения.
14.00–15.00 – обед
15.00 – 19.00 – Соревнования между экипажами по спасательным работам на воде.
19.00 – 20.00 – ужин
20.00 – 22.00 Баня в п. Золотанка. Инструктаж по технике безопасности в водном походе.
23-00 – Отбой.
День
7.30 – подъем.
7.35–8.00 – зарядка, линейка.
8.00–9.00 – завтрак.
10.00– выход на водный маршрут.
14.00–15.00 – обед
15.00 – 19.00 – движение по маршруту выход на ночевку в ур. Половинка. Практические занятия на маршруте. Управление катамараном повороты, разворот, движение лагом, движение комой вперед, движение против течения.
19.00 – 20.00 – ужин
20.00 – 22.00 – практические занятия. Съедобные растения елово-пихтовой тайги. Способы приготовления.
23.00 – Отбой.
День
7.30 – подъем.
7.35–8.00 – зарядка, линейка.
8.00–9.00 – завтрак.
10.00– выход на водный маршрут.
14.00–15.00 – обед
15.00 – 19.00 – движение по маршруту выход на ночевку стоянка «Школьная» перед камнем Писаный. Практические занятия на маршруте. Управление катамараном повороты, разворот, движение лагом, движение комой вперед, движение против течения. Экскурсия на Камень Писаный.
19.00 – 20.00 – ужин
20.00 – 22.00 – практические занятия. Съедобные растения елово-пихтовой тайги. Способы приготовления.
23.00 – Отбой.
День
7.30 – подъем.
7.35–8.00 – зарядка, линейка.
8.00–9.00 – завтрак.
10.00– выход на водный маршрут.
14.00–15.00 – обед
15.00 – 19.00 – движение по маршруту выход на ночевку стоянка «Нижняя Климковская». Практические занятия на маршруте. Управление катамараном повороты, разворот, движение лагом, движение комой вперед, движение против течения.
19.00 – 20.00 – ужин
20.00 – 22.00 – практические занятия. Изготовление укрытия и оборудование места для ночевки из подручных материалов.
23.00 – Отбой.
День
7.30 – подъем.
7.35–8.00 – зарядка, линейка.
8.00–9.00 – завтрак.
10.00– выход на водный маршрут.
14.00–15.00 – обед
15.00 – 18.00 – движение по маршруту выход на ночевку стоянка «Нижняя Велгурская». Практические занятия на маршруте. Управление катамараном повороты, разворот, движение лагом, движение комой вперед, движение против течения.
19.00 – 20.00 – ужин
18.00 – 22.00 – практические занятия. Приготовление полевой бани.
23.00 – Отбой.
День
7.30 – подъем.
7.35–8.00 – зарядка, линейка.
8.00–9.00 – завтрак.
10.00– выход на водный маршрут.
14.00–15.00 – обед
15.00 – 19.00 – движение по маршруту выход на ночевку стоянка «Сторожевская стрелка». Практические занятия на маршруте. Управление катамараном повороты, разворот, движение лагом, движение комой вперед, движение против течения.
19.00 – 20.00 – ужин
20.00 – 22.00 – практические занятия. Ориентирование на местности по карте и компасу.
23.00 – Отбой.
День
7.30 – подъем.
7.35–8.00 – зарядка, линейка.
8.00–9.00 – завтрак.
10.00– выход на водный маршрут.
14.00–15.00 – обед
15.00 – 19.00 – движение по маршруту выход на ночевку стоянка «Малый Ветлан». Практические занятия на маршруте. Управление катамараном повороты, разворот, движение лагом, движение комой вперед, движение против течения.
19.00 – 20.00 – ужин
20.00 – 22.00 – практические занятия. Скалолазание. Страховка и самостраховка. Техника преодоления естественных препятствий.
23.00 – Творческий вечер. Прощальный концерт. Подведение итогов. Отбой.
День
8.30 – подъем.
8.35–9.00 – зарядка, линейка.
9.00–10.00 – завтрак.
10.00– выход на водный маршрут до г. Красновишерска.
14.00–15.00 – обед
15.00 – Отъезд по домам.
Ожидаемые результаты
1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
3. Укрепление здоровья воспитанников.
4. Развитие творческой активности каждого ребенка.
5. Выполнение участниками 3 разряда по спортивному туризму с последующим предоставлением документов в федерацию спортивного туризма и присвоением каждому участнику соответствующей спортивной квалификации.
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ПОЛЕВОГО ЛАГЕРЯ
«Школа безопасности. Выживание в природной среде»
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: 16 июня - 28 августа 2016 года
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Северный Урал. Пермский край, Красновишерский район, Хребет Кваркуш, река Улс, река Вишера.
Автор проекта: Туйков
Дмитрий Викторович
Красновишерск 2016
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ (ПРОЕКТА)
Полное название проекта | Полевой лагерь «Школа безопасности. Выживание в природной среде». |
Автор проекта | Туйков Дмитрий Викторович |
Руководитель проекта | Туйков Дмитрий Викторович |
Название проводящей организации | МООКР ВПК «Ратник», ООО «Варга» |
Форма проведения | Полевой палаточный лагерь |
Цель проекта | Способствовать укреплению мотивации подростка к здоровому образу жизни и обогащению опытом существования в природе, социализация личности. Развитие навыков выживания в природной среде. Получение представления и первичных навыков поисково-спасательных работ в таежных и горных условиях. |
Специализация проекта | -обучение основам безопасной жизнедеятельности в природных условиях и общественной среды обитания человек-природа; - формирование базовых предпосылок творческого развития детей на принципах гуманизма, духовности, нравственности; -обучение детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных ситуаций; -ознакомление с тактикой поисково-спасательных работ в труднодоступных районах при отсутствии технических средств; -стимулирование процесса саморазвития личности ребенка. |
Сроки проведения | С 16 июня по 29 августа 2016 года, смены по 15 дней. |
Место проведения | Северный Урал. Пермский край, Красновишерский район, Хребет Кваркуш, река Улс, река Вишера. |
Источники финансирования, в т.ч., родительская плата, ср-ва из иных источников. | Средства бюджета, Средства организаций, Родительская плата |
Общее количество детей – участников | 18 человек в каждой группе. |
Кадровое обеспечение | Руководитель лагеря, помощник руководителя 4 инструктора детско-юношеского туризма, 2 спасателя, 2 медика. |
Условия размещения участников | Палаточный лагерь |
Особая информация и примечания | В процессе обучения проходится спортивный пеше-водный маршрут 1 категории сложности. Группы в обязательном порядке регистрируются в краевой МКК и в Службе спасения. По окончании участникам выдаются справки о прохождении маршрута и направляются документы для присвоения спортивного разряда. |
Адрес организации (юридический) | 618592 Пермский край, г.Красновишерск, ул.Молодежная, 8-7 |
Адрес организации (факт.) | 618592 Пермский край, г.Красновишерск, ул.Гагарина, д.90 |
Телефон |
программа летнего профильного лагеря
«Школа безопасности. Выживание в природной среде»
Пояснительная записка.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних профильных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний профильный лагерь. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и тренеров-педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания и обучения детей в условиях профильного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены (14 дней).
Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 13–17 лет. Деятельность воспитанников во время работы лагеря на пешей части маршрута осуществляется в группах по 3 человека, на водной части в группах по 6 человек.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
– Конституцией РФ;
– Законом РФ «Об образовании»;
– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
– Приказом Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688. Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха.
- Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
- СанПиН 2.4.4.3048-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа"
Общие положения
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.).
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Развитию творческого потенциала детей придается большое значение. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, основы массажа и др.
Основная масса детей, проживающих в городских условиях, не имеют возможности прямого общения с дикой природой и теряются, попав в тайгу или горы. Необходимо каждому подростку знать основные правила, нормы, закономерности и способы обеспечения безопасности жизни в условиях автономного выживания человека в природе.
Учитывая все вышесказанное, наш коллектив ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цель: Способствовать укреплению мотивации подростка к здоровому образу жизни и обогащению опытом ненасильственного существования в природе. Дать представление о поисково-спасательных работах в таежных и горных условиях.
Задачи:
- обучение основам безопасной жизнедеятельности в условиях естественной среды обитания человека - природы;
- ознакомление с тактикой поисково-спасательных работ в труднодоступных районах при отсутствии технических средств;
- формирование базовых предпосылок творческого развития детей на принципах гуманизма, духовности, нравственности;
- обучение детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных ситуаций;
- реализация естественных интересов подростков, связанных с романтикой приключений и саморазвития;
- стимулирование процесса саморазвития личности ребенка.
Основное содержание программы
№ п/п | Название блока | Дата | Краткое описание |
Мотивационные тренинги; | С 1 по 3 день | Представляют собой конкретные практические мероприятия в реальных условиях автономного существования в природе, в ходе которых у подростков создаются четкие мотивы получения определенных знаний или навыков, а также характера личной активности при работе по программе. Кроме того, в рамках этих мероприятий подросток получает возможность получения адекватной самооценки имеющихся и потенциальных духовных, интеллектуальных и физических возможностей, что стимулирует процесс мотивации дальнейшего обучения и развития | |
Тренинги, направленные на сплочение групп; | С 1 по 14 дни | Направленные на сплочение групп, в которых находятся подростки в условиях лагеря, являются частью мотивационных тренировок, а также представлены в виде отдельных игр в рамках «полигона экстремальных условий». | |
Практические занятия с теоретическим компонентом; | С 4 по 14 дни | Проходят по тому набору тем и дисциплин, который определен руководителями, исходя из уровня подготовленности подростков. | |
Моделирующие игры; | С 4 по 14 дни | Представляют собой выполнение участниками определенных задач, сопряженных с риском, требующих от них определенных знаний и подготовленности под контролем инструктора. В рамках моделирующих игр используются системы условных вводных, усложняющих задачу, а также система неожиданных дополнительных факторов, требующих от участника постоянной готовности к принятию решений. | |
«Полигон экстремальных условий» | С 3 по 14 дни | Проходит в условиях многодневного автономного пеше-водного маршрута 1 категории сложности. Представляет собой многокомпонентный естественный тренажер, развернутый на гарантии личной безопасности, создающий различные нестандартные ситуации, требующие для своего разрешения эффективного использования физических, интеллектуальных, интуитивных, духовных и иных возможностей организма. |
Кадровое и материально – техническое обеспечение:
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные педагоги дополнительного образования: руководитель лагеря, помощник руководителя, инструктора детско-юношеского туризма, спасатели Красновишерского отделения ПРОООО «ВОСВОД», другие специалисты, прошедшие обучение организации работы с детьми в летний период.
Руководитель полевого лагеря – 1 чел.
Заместитель руководителя полевого лагеря – 1 чел.
Инструктор ДЮТ – 4 чел.
Спасатель – 2 чел.
Медик – 2 чел.
Материально – техническое обеспечение полевого лагеря обеспечивается проводящей организацией (палатки, коврики, спальные мешки, тенты, котлы, костровое оборудование, катамараны, спасательные жилеты, веревки, карабины и пр.)