Летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко»

Программа

Летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко»

С дневным пребыванием детей

Возраст детей: 6 - 13 лет.

Срок реализации: 01.06.2017 г. – 21.06.2017 г. (I смена)

Автор – составитель:

Учитель начальных классов

Щеглова Е. С.

р.п. Тоншаево

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лучший способ сделать детей хорошими –

это сделать их счастливыми.

О. Уайльд

Решение проблем воспитания подрастающего поколения с позиций новых парадигмальных основ современного образованиясвязано сбудущим общества.Задачей школы в соответствии с этим является не формирование отдельных позитивных качеств личности, а создание условий для ее целостного развития, так как это дает основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Целостное развитие личности возможно только при гармоничном развитии духовного и физического здоровья.

Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. А это значит, что на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.

Лето – это не только наилучшая пора для общения с природой, время игр и развлечений, но и время снятия психологического напряжения, накопившегося за год, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей.

Значительную часть свободного времени детей составляют летние каникулы. Этот период благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Возникает вопрос: где школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным и независимым? Верно, вдетских оздоровительных лагерях, в период летних каникул.

Лагерь – это новый образ жизни детей, это жизнь в новом коллективе.Здесь,кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Лагерь - это расширение возможностей для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.

Владимир Владимирович Путин, президент России, подписал Указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.В связи с этим, в летнем пришкольном оздоровительном лагере «Солнышко»запланирована работа по экологическому воспитанию школьников. Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной.Детям, живущим в сельской местности, экологические проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Данная программа направлена на физическое, культурное и экологическое развитие учащихся.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

-увеличениемчисла детей, родители которых не в силах оплатить летний отдых.

Актуальность программы заключается в том, что она направлена на формирование у детей навыков природосообразного поведения, любви к малой родине, умение видеть красоту и гармонию природы, развитие творческих и физических способностей учащихся, а также на развитие духовного и физического здоровья ребенка, развитие творческой личности.

Программа выполняет функции:

Ø воспитывающую – формирование качеств личности в игровыхмоментах, в моделях жизненных ситуаций;

Ø оздоровительную – активный отдых и укрепление здоровья через

подвижные игры и другие видыдеятельности на свежем воздухе;

Ø развивающую – развивает внимание, память, воображение, лидерские

качества, учит планированию и контролю.

Ø досуговую – включение во взаимоотношения со сверстниками ивзрослыми; способствует развитию способностей, креативности.

Новизна данной программы заключается в том, что весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания, основополагающей в составлении программы нашего лагеря является воспитание экологической культуры параллельно с оздоровление детей.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е.реализуется в течение одной лагерной смены. Программа не требует специализированного подбора детей.

Программа разработана для детей6-13 лет. Она учитывает следующие особенности, характерные для данного возраста: любознательность, высокая активность; быстрая утомляемость от однообразия вида деятельности, отвлечение на любой внешний раздражитель, чувство страха перед неизвестностью (новая обстановка и новые люди в окружении).

Наполняемость первой смены (с 01 июня - 21 июня 2017 г.) - 110 человек.

Цель программы

Способствовать созданию условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания; способствовать расширению знаний обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней;способствовать укреплению физического, психического и эмоционального здоровья детей, способствовать воспитанию экологической культуры,повышению у них культуры отношения к своему здоровью, развитию творческих способностей детей.

Задачи программы:

ü организация активного отдыха и оздоровление детей, привитие навыков здорового образа жизни;

ü укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности;

ü приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;

ü создание условий для оздоровления детей посредством сбалансированного питания, выполнения распорядка дня, спортивно-оздоровительных мероприятий на свежем воздухе, благоприятной психологической атмосфере в лагере, удовлетворения потребности в общении;

ü расширение экологических знаний;

ü формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;

ü формировать у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии;

ü формирование интереса к истории родного края, уважения к традициям, обычаям, культурному наследию

ü развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

ü организация интересного досуга;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Деятельность лагеря предусматривает:

§ Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

§ Ориентирование ребёнка на здоровый образ жизни через систему спортивно-игровой деятельности;

§ Укрепление физических и психологических сил детей, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

§ Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

§ Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

§ Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

§ Расширение кругозора детей.

§ Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

§ Личностный рост участников смены.

§ Приобретение учащимся теоретических экологических и природоохранительных навыков.

§ Бережное отношение к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей.

Для педагогического коллектива:

§ уровень соответствия ожиданий от педагогической практики и их оправданности;

§ уровень психологического комфорта вожатых в коллективе;

§ накопление профессионального педагогического опыта.

Для родителей:

§ физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление ребенка;

§ реализация потребности ребенка в развитии и саморазвитии, интересов и потенциала личности;

§ полноценный отдых ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Образовательная часть включает теоретические занятия, учебные экскурсии, тематические беседы, викторины.

Практическая часть предусматривает проведение экскурсий, конкурсов плакатов, рисунков, рассказов, стихов.

Мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностейдетей.

Формы организации деятельности:

- беседы, викторины;

- творческие конкурсы, акции;

- ролевые, интеллектуальные игры;

- эстафеты;

- конкурсы.

- игры.

Экологическое направление.

Цель: Прививать гуманное отношение к природе, способствовать пониманию детьми важности сохранения и приумножения богатства родной природы, расширять представления детей о предметах и явлениях природы.
Задачи: · расширение экологических знаний, · формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде, · формировать у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
Формы организации деятельности   - Экологические викторины. - Изготовление поделок из природного материала. - Выставки. - Праздники.  
Мероприятия Конкурс поделок из природного материала; Конкурс экологической моды. (Наряд из подручных материалов) Викторина «Диалоги о животных» Игровая программа «Джунгли зовут!» Организация выставки «Природа и фантазия» Мероприятие «Экологический бумеранг» Конкурс загадок «Мир растений» Праздник "Путешествие в мир цветов" День независимости «Зеленая планета» Экскурсия в районный музей.
Планируемый результат ü Расширение кругозора детей. ü Приобретение учащимся теоретических экологических и природоохранительных навыков. ü Бережное отношение к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей.  

Творческое направление.

Цель: Способствоватьтворческому развитию детей и их инициативе.
Задачи: · развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся. · приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления; · приобщение к прекрасному.
Формы организации деятельности - Игры; - выставки, ярмарки; - творческие конкурсы; - конкурсные программы; - изобразительная деятельность;
Мероприятия Оформление отрядных уголков; Конкурс поделок из природного материала; Конкурс экологической моды. (Наряд из подручных материалов) Конкурс «Художник года» Конкурс рисунков, стихов, рассказов на спортивную тему Праздничная программа «Лавина талантов – 2017» Праздник "Путешествие в мир цветов" Организация выставки «Природа и фантазия» Акция «Напиши письмо другу» «Мисс и мистер Лето 2017» «Музыкальный коллаж» (инсценирование детских песен) Ярмарка.
Планируемый результат ü развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности. ü Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность. ü Личностный рост участников смены. ü Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

Лагерная смена проводится в рамках игры.

В сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ дня лагеря: день дизайнера, день здоровья, день экологии, день музея и т.д.

Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. А наиболее отличившиеся – получают лагерную валюту- «кэмпик».На заработанные «кэмпики» для детей проводится аукцион подарков.

Легенда смены

В давние-давние времена, когда люди ещё не знали, что такое горе и несчастье, на Зелёной планете в волшебной солнечной стране Эльдорадо жил счастливый народ Эльды. Они жили без забот и тревог. Над их головами пели райские птицы, вокруг них цвели прекрасные цветы, весело журчали чистые родники. И каждый был упоён своим счастьем.

Но однажды злой волшебник украл у солнца лучики и над Эльдорадо повисла тьма, замолкли птицы, поникли травы, завяли цветы и застыли родники.

- Что случилось? – встревожились Эльды. И услышали они в ответ громкий голос всемогущего покровителя солнца Ра:

- Жители Эльдорадо! Вы долго упивались каждый своим счастьем и забыли главный закон Эльдов. Вы перестали думать о счастье других, делиться добром с близкими. Вот и исчезло солнце над вашими головами!

Задумались Эльды и решили вернуть счастливую жизнь в Эльдорадо.

Вернулось солнце и счастье с ним тоже, лишь только вспомнили Эльды о дружбе и товариществе, о взаимовыручке и доброте.

Законы ЛПОЛ «Солнышко»:

Þ Закон сухопутной границы (выход за территорию центра, без уведомления руководителя центра, запрещен);

Þ Закон здорового образа жизни (беречь своё здоровье, вести здоровый образ жизни);

Þ Закон бережливости (бережно относиться к окружающей среде, имуществу);

Þ Закон доброты (нести добро окружающим тебя, чтобы к тебе относились так же);

Þ Закон правой руки (во время любого мероприятия поднятая правая рука обозначает тишину)

Права:

Þ право на получение информации;

Þ право на уважение;

Þ право на проявление инициативы;

Þ право на индивидуальное и коллективное творчество.

Обязанности:

Þ выполнение программы и распорядка дня;

Þ соблюдение правил безопасности, дисциплины, чистоты и порядка.

Þ Активное участие в жизни лагеря.

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Кадровые условия.

Директор, заместитель директора школы по ВР, начальник лагеря, старший вожатый, воспитатели, медицинский работник, координатор физкультурно-оздоровительных мероприятий, работники пищеблока, технический персонал.

4. Педагогические условия:

- отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;

- обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;

- единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми;

- Организация различных видов деятельности;

- Создание ситуации успеха.

- Критерии эффективности программы:

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

1. Постановка реальных целей и планирование результатов программы.

2. Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.

3. Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы.

4. Творческое сотрудничество взрослых и детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

1. Асташина Н. И. Заколдованное мороженое, или как Шиворот-Навыворот птиц зимой спасал. Материалы по экологическому воспитанию школьников. Газета Биология №1 2005

2. Хабибуллин Р.Д., Хабибуллина Л.А., Крылов Ф.Ф. Летняя экологическая работа со школьниками, Н.Н: 2000.

3. Важан С.В. «Планета счастья», , г. Н.Новгород, 2013 г.

4. Галкина И.А. «Творческая копилка», , г. Н.Новгород, издательство ООО «Педагогические технологии», 2012 г.

5. Гузенко А.П. «Как сделать отдых детей незабываемым праздником», , г. Волгоград: Учитель, 2007 г.

6. Огнева С.Г., Артемкина О.В., «Школа интересных каникул», г. Волгоград: Учитель, 2007 г.

7. Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-15. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.

8. «Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2005;

9. Журналы «1 сентября», электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».

10. С.А.Шмаков. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому / С.А. Шмаков. – М., 2001.

11. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере /авт.-сост. С.И.Лобачёва. – М.: ВАКО, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЯ

План – сеткаработы лагеря на I смену.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
      01.06.17 02.06.17
      «День знакомства»   Игры на знакомство в отрядах; Оформление отрядных уголков;   Игра «Знакомство с жителями Зеленой планеты».   «День дизайнеров» Конкурс поделок из природного материала; Конкурсэкологической моды. (Наряд из подручных материалов)
05.06.17 06.06.17 07.06.17 08.06.17 09.06.17
«День весёлых игр» Игры на свежем воздухе.   Развлекательное игровое шоу «Последний герой» «День джунглей» Викторина «Диалоги о животных»   Игровая программа «Джунгли зовут!» «День здоровья» Беседа с мед.работником «Грызуны как разносчики инфекционных болезней»   Экспресс Здоровья (игра по станциям) «День творческих порывов» Конкурс «Художник года» (в отрядах) Праздничная программа «Лавина талантов – 2017»   «День спорта»   Спортивная эстафета «Мы за ЗОЖ!»     Конкурс рисунков, стихов, рассказов на спортивную тему
12.06.17 13.06.17 14.06.17 15.06.17 16.06.17
«День природы и фантазии» Организация выставки «Природа и фантазия»   Мероприятие «Экологический бумеранг» «День растений» Конкурс загадок «Мир растений» Праздник "Путешествие в мир цветов" «День мальчиков и девочек» Акция «Напиши письмо другу» «Мисс и мистер Лето2017» «День Здоровячков» Беседа мед.работника«Осторожно, клещи!»   Физкультурное развлечение «Путешествие в страну Здоровячков»   «День музея» Викторина ««Я поведу тебя в музей...» Экскурсия в районный музей;
19.06.17 20.06.17. 21.06.17  
«День юмора» Игры в отрядах.   Мероприятие «День смеха» День музыки Отрядный конкурс «Угадай мелодию» «Музыкальный коллаж» (инсценирование детских песен) «День расставания» Концертная программа День независимости «Зеленая планета» Ярмарка.  

Режим дня в детском оздоровительном лагере в период каникул:

Сбор детей

Утренняя зарядка

Утренняя линейка

8.30. – 9.15 - подготовка к завтраку, завтрак

9.15–12.00 – работа по плану отрядов, работа кружков, секций, оздоровительные процедуры.

12.00 – 13.00 – подготовка к обеду, обед

Общелагерное мероприятие

Линейка

Уход домой

Приложение 1.

Анкетирование детей

1.Нравятся ли тебе воспитатели? § нравятся § не нравятся
2.Какие отношения между ребятами в вашей команде? § доброжелательные, дружные § напряженные, бывают ссоры § враждебные, агрессивные
3.Какую экскурсию ты хотел бы посетить? Какой спектакль или фильм посмотреть?  
4.Хочешь ли ты участвовать в делах команды? § да, всегда § иногда § нет, не хочу § другое

Приложение 2.

Анкета «Как мы жили»

(проводится в итоге смены)

Дорогой друг! Подошла к концу лагерная смена. Чем она запомнилась тебе, как ты чувствовал себя в нашем лагере, в коллективе ребят и подростков, что волновало тебя? Это те вопросы, ответив на которые, ты сможешь сделать так, чтобы в следующий раз (когда ты снова будешь отдыхать с нами) ты смог чувствовать себя более комфортно.  
Фамилия, имя  
Возраст (сколько тебе лет)  
Команда  
Понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере?  
Кем ты чаще всего был в течение смены (выбери один вариант ответа)? · организатором · активным участником · генератором идей (предлагал новые идеи) · наблюдателем (на все смотрел со стороны)  
В чем из предложенного в смене ты смог себя проявить (выбери варианты ответов)? · в оформлении уголка · в организации и проведении дел в команде · в активном участии в общих лагерных мероприятиях · в спорте · в прикладном творчестве · в сценическом творчестве · свой вариант  
Какие командные, общие лагерные дела и мероприятия тебе запомнились (понравились) больше всего. Перечисли их  
Самым трудным для меня в лагере было    
За время, проведенное в лагере, я стал (научился, изменился)    
Представь себе, круг – это твоя команда, поставь крестик в том месте, где ты ощущал себя в команде  
 
  Летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко» - student2.ru

Больше всего за смену мне понравилось (запомнилось)    
Уходя из лагеря, я хотел бы сказать  

Программа

летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко»

С дневным пребыванием детей

Возраст детей: 6 - 13 лет.

Срок реализации: 01.06.2017 г. – 21.06.2017 г. (I смена)

Автор – составитель:

Учитель начальных классов

Щеглова Е. С.

р.п. Тоншаево

2017 год

Наши рекомендации