Гештальт-теория: взгляд на защитные механизмы личности
Фриц Перлз: к защите прибегает незрелая личность в ситуации угрозы целостности границ организма.
Здоровая реакция есть стремление личности к контакту с источником опасности.
Ф. Перлз описал четыре невротических защитных механизма, препятствующих личностному росту.
Конфлуенция(слияние) – индивид не ощущает границ между собой и своим окружением, не дифференцирует себя от других. В результате невозможен здоровый ритм контакта и его прерывания, которые предполагают адекватное восприятие другого как другого.
Ретрофлексия – направление энергии на себя вместо того, чтобы изменять окружение и манипулировать им. Человек является мишенью всех своих действий.
Проекция–перекладывание причин и ответственности за происходящее внутри собственного Я на окружающий мир.
Интроекция (включение) – «проглатывание целиком», некритичное усвоение убеждений, взглядов, норм, способов действия других людей без попыток их изменения. Поскольку «заглатываемые» установки несовместимы друг с другом, интроецирующие люди испытывают внутренние конфликты.
Такимобразом, невротические защитные механизмы есть способы избегания контакта путем его искажения или прерывания.
К. Хорнивыделила три защитных механизма для удовлетворения невротических потребностей личности.
1) Стремление к людям – преодоление тревоги за счет соглашения с окружающими, одобрение партнеров по общению (уступчивый тип).
2)Стремление против людей– навязывание собственного образа Я, потребность во власти, эксплуатации, достижениях (агрессивный тип).
3) Стремление от людей – игнорирование мнения окружающих, потребность в самостоятельности, независимости, совершенстве, ограничение жизни узкими рамками (автономный тип).
Когнитивистские теории считают защитное поведение результатом процессов, происходящих в когнитивной сфере.
Мотивированное забываниепредставляет собойвытеснение неприятных воспоминаний.
Рационализация (в теории Фестингера) есть разновидность способов поведения в преодолении несоответствия между отдельными содержаниями сознания.
Гуманистический подходрассматривает психологическую защиту личности как психическое образование, которое возникает в результате освоения субъектом собственного и общечеловеческого опыта. Стремясь сохранить свои ценности, человек прибегает к защите против опасного опыта.
В результате многочисленных исследований в рамках клинической практики были выделены, в добавление к вышеуказанным, следующие защитные механизмы.
Фантазия – реализация фрустрированного желания в воображении.
Эмоциональная изоляция – избегание травматических переживаний за счет ухода в пассивность.
Идентификация – повышение собственной значимости за счет единения с персонами или социальными институтами высокого социального ранга.
Гиперкомпенсация – восполнение слабости за счет чрезмерногоподчеркивания желательной черты характера.
Не следует однозначно понимать роль фантазий как проявление защиты, поскольку психологическая защита – это стратегии по преодолению трудностей, представленные системой механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, ставящими под угрозу целостность личности.
Итак. З. Фрейд первым проанализировал проблему внутренних психологических конфликтов. За счет реализации механизмов защиты достигается видимое относительное личностное благополучие, а нерешенные проблемы приобретают хронический характер. Тем самым человек лишается возможности активно воздействовать на ситуацию для устранения источника отрицательных переживаний. Наиболее позитивную роль психологическая защита имеет в случае малозначимых проблем.
Е. Т. Соколова [Е. Т. Соколова, 2009] изложила стройную схему формирования стиля личности и системы саморегуляции. (Саморегуляция есть один из структурных элементов самости, который предполагает развитую волевую психическую составляющую).
Эго, во-первых, обслуживает инстинктивные влечения с помощью архаичных защитных механизмов; во-вторых, сферой Эго, свободной от конфликта (по Хартману) порождаются механизмы контроля / самоконтроля, которые могут быть поставлены на службу познанию, оценке, адаптации к реальности без ущерба для «Я», но с учетом индивидуальных особенностей – это приводит к возникновению механизмов совладания или копинг-механизмов.
В совокупности механизмы защиты и совладания образуют «стиль саморегуляции», который активно опережает характер отношений «Я» со значимым социальным окружением.
Автономность как показатель сформированной системы саморегуляции и полезависимость как признак неразвитости личности могут проявляться одновременно в зависимости от решаемых задач и сформированных стратегий совладания.
Признаки полезависимости личности по Е. Т. Соколовой следующие: низкая когнитивная дифференциация; конкретно-ситуационный уровень обобщения; дефицит способности к обобщению и символизации; конкретность и фотографичность мышления; трудности в понимании переносного смысла (т.е. ограниченность пределами наличной ситуации); дефицит эмпатии и творческого воображения.
Условия формирования личностной интегрированности и автономности, по Е. Т. Соколовой, это отношения безопасной привязанности, которые функционируют стабильно и защищают от превратностей судьбы – создается бессознательная (диспозиционная) готовность к специфической организации актуальных взаимодействий, влияющая на тональность восприятия, которая может быть доброжелательной или враждебной. Речь идет о социальных детерминантах развития, психологических механизмах социализации, о выстраивании текущих жизненных отношений и принятии решений. Неординарные ситуации способны заставить заработать творческий потенциал «Я».
Стиль личности состоит из 3-х блоков (Е. Т. Соколова):
1) взаимодействующих подструктур когнитивных схем, осуществляющих селекцию, контроль и прогноз социальной активности;
2) защит и копингов аффективной саморегуляции;
3) конфигураций и отношения к себе и другим.
Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX века. Термин введен американским психологом Абрахамом Маслоу (Maslow, 1987). Под копингом (от англ. to cope – справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними (Neal, 1998).
Копинг-поведение – форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с «Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды. По представлениям Маслоу, копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.
Выделяются следующие способы совладающего поведения:
• разрешение проблем;
• поиск социальной поддержки;
• избегание.
Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная «Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты.
В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации – угрожающий или благоприятный (Averill, 1982). Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Лазарус (Lazarus, 1991) рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями. Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. На этом этапе осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания:
• непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство и т. д.);
• косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например, вытеснение («Это меня не касается»), переоценка («Это не так уж и опасно»), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т. д.;
• совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).
Защитные процессы стремятся избавить индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохранить его от осознания нежелательных или болезненных эмоций, а главное – устранить тревогу и напряженность. Результативный максимум защиты одновременно является минимумом того, на что способно удачное совладание. Удачное совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности субъекта, реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, активное, включающее в себя произвольный выбор.
Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения (Fineman, 1987, 1983; Lazarus, 1966). Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:
1. Эмоциональный/проблемный.
1.1. Эмоционально-фокусированный копинг — направлен на урегулирование эмоциональной реакции.
1.2. Проблемно-фокусированный – направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.
Когнитивный/поведенческий.
2.1. «Скрытый» внутренний копинг – когнитивное решение проблемы, целью которого является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.
2.2. «Открытый» поведенческий копинг – ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.
3. Успешный/неуспешный.
3.1. Успешный копинг – используются конструктивные стратегии, приводящие, в конечном итоге, к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.
3.2. Неуспешный копинг – используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.
Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания. Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.
Как отмечают многие авторы, существуют значительные сложности в разграничении механизмов защиты и совладания (Либина, Либин, 1998). Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая защита характеризуется отказом индивидуума от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния. В то же время способы совладания подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. Можно сказать, что предметом психологии совладания как специальной области исследования является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями (Либин, Либина, 1996).
Современный подход к изучению механизмов формирования совладающего поведения учитывает следующие положения.
Человеку присущ инстинкт преодоления (Фромм, 1992), одной из форм проявления которого является поисковая активность (Аршавский, Ротенберг, 1976), обеспечивающая участие эволюционно-программных стратегий во взаимодействии субъекта с различными ситуациями. На предпочтение способов совладания влияют индивидуально-психологические особенности: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности локуса контроля, направленность характера. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставится в зависимость от степени самоактуализации личности: чем выше уровень развития личности человека, тем успешнее он справляется с возникшими трудностями. Согласно этому положению, встречающиеся в жизни человека препятствия имеют своим источником не только внешние (специфику среды), но и внутренние (индивидуальные предпосылки) условия. Как защитные, так и совладающие стили реагирования связаны с установками и переживаниями, отношением к себе и другим, со структурой жизненного опыта – то есть с когнитивными, эмоциональными и поведенческими уровнями иерархической структуры психики.
В отечественной психологии актуальная проблема поведения личности в стрессе изучалась в основном в контексте преодоления экстремальных ситуаций. Исключение составляют немногочисленные работы, посвященные изучению личности и жизненного пути (Анцыферова, 1994; Либина, 1996а, б), а также терапии супружеских конфликтов (Кочарян, Кочарян, 1994).
В зарубежной психологии изучение поведения в трудных ситуациях ведется в нескольких направлениях. Лазарус и Фолкмен (Lazarus, Folkman, 1984) подчеркивают роль когнитивных конструктов, обусловливающих способы реагирования на жизненные трудности. Коста и Маккрей (Costa, McCrae, 1992) делают акцент на влиянии личностных переменных, детерминирующих предпочтение индивидом тех или иных стратегий поведения в сложных обстоятельствах. Лер и Томэ (Lehr, Thomae, 1993) уделяют большое внимание анализу самих трудных ситуаций, справедливо предполагая сильное влияние контекста на выбор стиля реагирования. Интерпретация феноменов защиты и совладания связана также с изучением природы индивидуального поведения в контексте проблемы стресса (Селье, 1991).
В зависимости от выбранной точки отсчета авторы по-разному определяют цели изучения защитного и совладеющего поведения. Это и анализ проблем адаптации индивида в окружающем социуме, и проблемы духовного самоопределения, позволяющего сделать выбор с учетом личностного потенциала. По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles (способов совладания) Лазаруса (Lazarus, 1966; 1991), несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных типа стиля реагирования.
Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.
Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.
Английский психолог Д. Роджер (Roger et al., 1993) в своем опроснике измерения coping styles выделяет четыре фактора – рациональное и эмоциональное реагирование, отстраненность и избегание. При этом под эмоциональным реагированием также подразумеваются лишь негативные переживания.
Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации. Адаптация, в отличие от простого приспособления понимается сегодня как активное взаимодействие человека с социальной средой с целью достижения оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающееся относительной стабильностью. Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья/болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь и взаимообусловленность процессов соматического, личностного и социального функционирования. Таким образом, адаптационный процесс включает в себя различные уровни человеческой жизнедеятельности.
Своеобразным «срезом» адаптационного процесса, охватывающего весь жизненный путь от рождения до смерти, является внутренняя картина жизненного пути, которая характеризует качество жизни человека и его адаптационные возможности на разных уровнях. Внутренняя картина жизненного пути – целостный образ человеческого бытия. Это ощущение, восприятие, переживание и оценка собственной жизни и, в конечном счете, отношение к ней. Внутренняя картина жизненного пути включает в себя ряд компонентов:
• соматический (телесный) – отношение к своей телесности (к своему здоровью, изменениям в нем, включая болезнь, к возрастным и различным соматическим изменениям);
• личностный (индивидуально-психологический) – отношение к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам;
• ситуационный (социально-психологический) – отношение к ситуациям, в которые оказывается включенным человек на протяжении своего жизненного пути.
Стратегии поведения являются различными вариантами процесса адаптации и подразделяются на соматически-, личностно- и социально-ориентированные в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности личностно-смысловой сферы. Если жизненный путь, состоящий из множества ситуаций, рассматривать в континууме здоровья/болезни, то окажется, что на полюсах этого континуума находятся совершенно разные личности, т. е. имеются в виду в первую очередь различные системы ценностей, различный приоритет жизненных значимостей. Для больного человека наиболее значимыми представляются ситуации, имеющие отношение к его заболеванию, его возникновению, течению и исходу. При болезни круг остальных значимых переживаний резко сужается: На полюсе «здоровье» для человека важны совсем другие ситуации, в первую очередь связанные с социальным, профессиональным статусом.
Успешное разрешение ситуации зависит не в последнюю очередь от степени адекватности оценки происходящего. Часто тяжелые последствия перенесенного стресса оказываются результатом рассогласования между реальной сложностью неприятного события и субъективной оценкой его значимости. Поэтому успешность выбранного стиля реагирования связана и с тем, будет или нет событие восприниматься как угрожающее (Либина, Либин, 1998):
Особенный интерес представляет разработанная Неймарком (1972) классификация основных видов направленности личности, согласно которой выделяются направленность на себя, на других и на дело (объект).
Формы совладающего поведения в работе (Либина, Либин, 1998) названы рациональной компетентностью (образованной тремя самостоятельными первичными факторами – предметная направленность при решении проблем, коммуникативная направленность и рациональная саморегуляция) и эмоциональной компетентностью, имеющей схожую структуру. Новый вторичный фактор «эмоциональная компетентность» подчеркивает важность позитивной роли эмоций в осуществлении личностью конструктивной активности.
Эмоциональная компетентность (от лат. Emover – волновать и competentis – соответствующий) обозначает способность личности осуществлять оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением (Либина. 1996а, б) и основана на адекватной интегральной оценке человеком своего взаимодействия со средой. Адекватность означает учет внешних (стимул и обстановка) и внутренних (состояние организма и прошлый опыт) факторов, воздействующих на индивидуума в данной ситуации.
Эмоциональная компетентность развивается в результате разрешения внутриличностных конфликтов на основе коррекции закрепленных в онтогенезе негативных эмоциональных реакций (застенчивости, депрессии, агрессивности) и сопутствующих им состояний, препятствующих успешной адаптации индивидуума. При этом саморегуляция личности осуществляется не за счет подавления негативных эмоций, а за счет использования их энергии для организации целенаправленного поведения. Выработка навыков эмоционального совладания сопряжена также с созданием новых условно-рефлекторных позитивных связей, позволяющих вырабатывать индивидуальный стиль, сбалансированный по параметрам оптимальности, комфортности, адаптивности и результативности (Либин, 1993).
Анализ темперамента и характерологических черт личности в связи со стратегиями поведения в конфликте (Thomas, 1977; Гришина, 1981) показал, что стратегия избегания оказалась связанной со следующими признаками темперамента: низкой предметной (то есть направленной на дело) активностью и высокой эмоциональностью, понимаемой как чувствительность к несовпадению ожидаемого и полученного результата (Русалов, 1990), а также с негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления (Пантилеев, 1994). Стратегию сотрудничества предпочитают люди, характеризующиеся высокой предметной эргичностью (то есть потребностью в напряженной работе), более низкими показателями эмоциональности, интернальностью локуса контроля (Rotter, 1966) и позитивным отношением к себе и другим. Стратегия соперничества образует общий паттерн с высоким уровнем эмоциональности в коммуникативной сфере, экстернальным локусом контроля и выраженным ожиданием негативного отношения со стороны окружающих. Предпочитающие стратегию приспособления отличаются самыми низкими в выборке показателями по параметрам предметной и коммуникативной активности.
Таким образом, выяснилось, что некоторые параметры стилей реагирования имеют в своей основе базовые психологические свойства личности. Сравнение индивидуально-психологических особенностей с характеристиками жизненного пространства (в том числе различными классификациями трудных ситуаций) позволит в дальнейшем выделить паттерны признаков, уточняющих природу стилей реагирования.
Еще одним из основных компонентов в исследовательской парадигме психологии совладания (Либина, Либин, 1996) оказывается «Я»-образ. «Простота», недифференцированность «Я»-образа связана с риском отреагировать даже на закономерные жизненные кризисы соматическими и психическими расстройствами, а это сопряжено с нарушением системы жизненных ориентиров и в конечном счете с усилением процессов деиндивидуализации (Зимбардо, 1994). Важным является также сопоставление данных о внутренних механизмах формирования способов реагирования с анализом типов ситуаций, с которыми субъект взаимодействует.