Совесть на разных уровнях сознательности и самопостижения
Совесть как изначальное нравственное побуждение является врожденной, но соответственно внешнему воздействию она может и развиться, и заглохнуть. Ее необходимо воспитывать, она может (и должна!) воспитываться, потому что все присущее человеку поддается воспитанию. Человек — система открытая и креативная.
Воспитание совестливости — это воспитание нравственное. Нравственность — термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже — термину этика. Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) (см.: [6. С. 171]). Это первостепенная задача образования — воспитание нравственности как характера молодого поколения. Обратимся с этих позиций к гуманистической педагогике (в основе которой лежит гуманистическая психология), главной целью которой является самоактуализация личности. Суть актуализации человека — в выявлении своего «идеального Я» и последующем воссоединении своих конкретных чувств, мыслей и поступков с ним. «Идеальное Я» — это тот внутренне-личностный образ, каким человек может стать в результате реализации своих природных и других потенциальных возможностей, но который не всегда известен самому индивиду. В основном все знакомы со своим «реальным Я» — системой представлений о себе, которая формируется у человека в процессе жизнедеятельности и общения. Это «знакомое Я» вполне может идеализироваться, но далеко не быть тем идеальным (в смысле терминально-духовной ценности), каким является не познанное индивидом «Я идеальное». «Я реальное» стремится приблизиться к «Я идеальному», но социум диктует свои условия, и часто человек живет и поступает по правилам не своей сущности, чтобы получить одобрение тех, от кого он зависим. Образование молодой формирующейся личности как процесс становления психических свойств и функций обусловлено взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. По мнению С. Л. Рубинштейна, в процессе взаимодействия человека с миром возникает целый ряд психических явлений, включающихся в это взаимодействие как необходимый компонент, без которого оно в высших формах у человека совершаться не может. Какая-то часть личности подавляется, и зачастую это именно «Я идеальное» как непознанное и непонятое. Возникает гнетущий разлад между внутренними потребностями и внешними поступками человека. Личность становится ущербна и невротична. Стремление к самоактуализации, к саморазвитию, к пониманию и реализации смысла жизни является высшей духовной потребностью, потенциально присущей каждому человеку, но часто не реализованной в действительной жизни человека. Суть гуманистической педагогики — помочь человеку в этом. Невозможно не заметить, как это перекликается с пониманием совести в философии (философии морали): и в том и в другом случае перед нами разновидности человеческого Я и его голос.
Однако психотерапевт-практик Р. Ассаджоли, не только признавая двойственность Я, но и считая ее центральной проблемой человеческой жизни, фундаментальным недугом человека, его рабством, утверждал, что «в действительности нет двух "я", двух независимых и обособленных существ. Есть только Я, которое проявляется на разных уровнях сознательности и самопостижения» (курсив Т.Д.) [1.С. 14].
Обратимся к знаменитой «карте внутреннего мира» Р. Ассаджоли.
Карта внутреннего мира человека по Ассаджоли:
1 – низшее бессознательное; 2 – среднее бессознательное; 3 – высшее бессознательное, или сверхсознательное; 4 – поле сознания; 5 – сознательное Я; 6 – высшее Я; 7 – коллективное бессознательное
Не будем описывать низшее и среднее бессознательное, а обратимся сразу к тому, что интересует нас в данной теме — двойственности человеческого Я в соотношении с категорией «совесть».
Как видим, сознательное Я, то, которое мы в себе осознаем, находится в поле нашего сознания как «непосредственно сознаваемая нами часть нашей личности» (Р. Ассаджоли). А высшее Я находится в области сверхсознания. Сверхсознание — это область, из которой человеку являются «высшие формы интуиции и вдохновения — художественного, философского и научного, – этические "императивы", стремление к человечным и героическим поступкам. Это источник таких высших чувств, как альтруистическая любовь; это источник таланта, а также состояний созерцания, просветления и экстаза. Здесь таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии» [1. С. 4]. Получается, что именно здесь базируется человеческая совесть как сердце духа, она есть его высшее Я. И это четко перекликается с позицией А. А. Ухтомского, введшего термин «интуиция совести». Интуиция совести предстоит как «таинственный судящий голос внутри нас, собирающий в себе все источники и порядки ведения, все унаследованные впечатления от жизни рода и предупреждающий особыми волнениями и эмоциями высшего порядка о том, что сейчас делается перед нами» [9. С. 458].
Значит, главная цель гуманной педагогики — самоактуализация личности, являющаяся одновременно и ее практической проблемой — проблемой сознательного воспитания у детей феномена «совесть». Она является не чем иным, как пробуждением природного духа и полагает объективно актуализацию Я человека, вписанного в «карту (его) внутреннего мира».
Постоянно заглушая свою совесть, человек самоуничтожается, превращаясь с каждым разом во все более примитивное существо. Воспитание со вести убирает раздвоенность личности, а уничтожение совести порождает деструктивность личности. Исходя из проверенной на практике теории психосинтеза Р. Ассаджоли совесть можно воспитывать вполне сознательно. «Но для того, чтобы это стало возможным, мы должны начинать с центра; мы должны утвердить и наделить силой объединяющий и руководящий Принцип нашей жизни» [1. С. 18].
Таким принципом, «синтезирующим центром» должна стать совесть, вокруг которой (или на основе которой) начнется формирование личности педагога, а вслед за ним и личности им обучаемого. Можно заниматься этим целенаправленно. Это психосинтез, т. е. формирование или перестройка личности вокруг нового центра. Это напряжение внутренних сил, готовность к самоактуализации. Совесть как новообразование будет расти и заполнять все темные уголки сомнений и разочарований, она переструктурирует сознание в духе высокой нравственности, а нравственность переструктурирует окружающую человека среду, а значит, и систему (общество, группу и т. д.), потому что коллективное бессознательное — это действие между человеком и другими людьми, а также окружающей человека психической средой, между которыми постоянно протекают процессы «психического осмоса» (осмос — проникновение раствора через полупроницаемую перегородку, разделяющую растворы разной концентрации).
Можно воспитывать силу воли упражнениями и закаливанием и при этом сломаться в критический момент. А можно от раза к разу поступать в согласии со своей совестью и стать сильным как кремень. Следовательно, изо дня в день поступать по совести — это путь от душевного кризиса к высшему Я и, следовательно, самоактуализация личности. Воспитание совестливости — это формирование психического новообразования, которое дает человеку силу и уверенность, чувства радости и свободы. Происходит это от того, что совесть есть свобода от ощущения преодоления земного притяжения самости.
В качестве вывода можно сказать: совесть есть системное образование, обладающее многокритериальностью и многофакторностью, это ценность, присущая человеку изначально, которую надо беречь и воспитывать; внутренняя свобода и победа духа над телом; сердце человеческой духовной силы; внутренний камертон, указывающий, где правда, где ложь, где добро, а где зло; демаркационное качество, разделяющее добро и зло.
Победа совести — это победа добра в сознательном постижении мира.
Живя временными категориями, человек более всего боится времени. Отсюда и разлад с собой. Античное понимание совести, инфантилизм, постмодернизм преходящи, а совесть вечна. И, как все вечное, она постоянно будет «стучаться», пробиваясь к разуму человека, будить его сознание, ибо человек жаждет вечности.