Сознание, его функции и структура
Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека его внутренней модели, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Сознание любого индивида уникально, непроизвольно и зависит в первую очередь от внешних независимых от него самого факторов, прежде всего, от социума, его особенностей, форм межличностных отношений, уровня развития общества в целом.
Сознание обладает следующими эмпирическими характеристиками:
1) пространственной характеристикой, подразумевающей осознанный анализ доступной для сознания части окружающей действительности;
2) временной характеристикой – с одной стороны, сознание ограничено сроком существования физической оболочки человека, с другой – находится вне времени, поскольку имеет возможность и способность воспринимать и транслировать опыт предыдущих поколений и свой собственный опыт;
3) информационной характеристикой, отражающей способность сознания воспринимать, анализировать, обрабатывать и использовать поток информации;
4) энергетической характеристикой, предполагающей способность сознания продуцировать, концентрировать и трансформировать энергию человека в активное освоение окружающей среды и самосовершенствование.
Мысленное представление и воображение действительности – важная психологическая характеристика сознания, тесно связанная с волей человека. Воображение (представление несуществующей или отсутствующей в данный момент действительности) также есть одна из важнейших психологических характеристик сознания.
Сознание характеризуется специфическими свойствами:
1) осмысленностью представляемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность смыслом;
2) отражение основных, главных характеристик предметов, способность познавать общее и частное в действительности;
3) способность к коммуникации, передаче информации другим людям, обмен мнениями;
4) социальным характером и направленностью сознания;
5) наличием интеллектуальных схем, определенной умственной структуры, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе, при этом сознание существует в образной форме;
6) подотчетностью, регуляцией, контролем;
7) способностью к рефлексии и внутреннему диалогу.
В качестве основополагающих выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание, что поясняет непосредственное включение мышления и эмоций в процессы сознания. В структурах сознания синтезируются формы и виды отношений, определяющих как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры как организующий человеческое сознание.
В. П. Зинченко определяет наличие двух слоев сознания.
А. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2)чувственные образы.
Б. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.
Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, – это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.
Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Средством диалога и взаимопонимания выступают процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).
На бытийном слое сознания решаются задачи высокой степени сложности – для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действий должен вписываться в образ мира. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие.
Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением, относящимся к рефлективному слою сознания. Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» или самосознания (см. ниже).
Осознание внешнего мира предшествует осознанию внутреннего мира, т.е. самосознание проявляется позже сознания. Так, в онтогенезе сознание проявляется к концу первого года жизни, а самосознание – к трем годам.
Таким образом, в сознании человека выделяются две области: сознание внешнего мира, окружающих, и сознание себя – самосознание.
Важныефункций сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека; в определенном отношении к окружающей среде и другим людям.
Функции сознания:1) отражательная,2) порождающая(творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная,4) рефлексивнаяфункция – основная функция, характеризующая сущность сознания.
Выделяются 3 пласта сознания человека: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Характеристики сознания:
1) активность;
2) интенциональность или предметность (сознания всегда является сознанием чего-либо);
3) способность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания);
4) мотивационно-ценностный характер анализа действительности;
5) различная степень ясности самого сознания.
Содержание сознания представлено в виде его чувственной ткани, значений и смыслов, образующих его структуру. Сознание наполняется содержанием благодаря работе восприятия, памяти и мышления. Результаты их деятельности, прежде всего образы и представления, составляют чувственную ткань сознания: то есть внешний мир представлен в сознании не в виде неясных и аморфных образований, но четких структур (образов). Понятия, особенно конкретные, а не абстрактные, также имеют определенный вид: чувственная ткань сознания наполняет его конкретными образами, делая представление о мире богатым, красочным, разнообразным. У людей с нарушениями восприятия (слепых, глухих и т. д.) сознание отличается от сознания здоровых людей. Современные исследования выявили эти отличия в чувственной ткани сознания при наблюдении за слепыми от рождения людьми, получившими зрение после операции. Вначале они с трудом ориентировались даже в знакомой обстановке, их первые рисунки предметов существенно отличались от реальности.
Еще более сознание отличается у людей с глобальными нарушениями восприятия, например, у слепо-глухо-немых детей в связи с отсутствием основных путей постижения мира сознание может вообще не сформироваться, несмотря на то, что остальные отделы мозга, кора больших полушарий сохранны.
Второй элемент структуры сознания – значение – отражает знание о предназначении и функциях объектов внешнего мира. Это знание объективно, так, все люди, принадлежащие к данной культуре, одинаково понимают, что представляет из себя тот или иной предмет. Знания вырабатываются постепенно, имеют культурно-исторический характер, изменяются во времени и в разных культурах, т.к. в них кристаллизован опыт взаимодействия с окружающим множества людей. Ребенок получает значения в готовом виде при обучении, при контактах с взрослыми.
Значения зафиксированы в словах, в орудиях труда, в памятниках культуры. При овладении значениями у человека формируется культурное сознание и самосознание себя как культурного, то есть принадлежащего к этой культуре, человека. Как отмечалось, в разных культурах некоторые значения не совпадают, однако большинство из них имеют гораздо больше общего, отличаясь лишь внешней, прежде всего словесной, формой. Большинство орудий труда, норм и правил поведения, логических операций тождественны. Сходны и эстетические категории, поэтому люди разных культур любуются одними и теми же картинами, статуями, храмами. В то же время предназначение некоторых предметов, многие понятия, ясные одной группе людей, абсолютно неизвестны другой. Эти отличия вытекают не только из принадлежности к разным культурам, но и к разным социальным и профессиональным группам (например, физические или математические формулы и законы, непонятные всем, кроме профессионалов).
Если значения объективны, то смыслы всегда субъективны, они отражают отношение конкретного человека к значению. Поэтому в отличие от значений смыслы не могут быть переданы при обучении, они вырабатываются самим человеком в процессе его жизни, есть результат его опыта. Только в процессе взаимодействия с другими (предметами и людьми) возможно оценить их значимость, понять – нравятся они или нет, приносят пользу или вред. В результате вырабатывается определенное эмоциональное отношение к этим объектом, а их значение для конкретного человека начинает отличаться от их значения для других людей – так они начинают приобретать личностный смысл.
По сравнению со смыслами, значений в сознании больше, т. к. индивидуальный опыт ничтожно мал по сравнению с общечеловеческим, и не все объекты, с которыми происходит взаимодействие, вызывают определенное эмоциональное отношение. Однако при общении люди склонны оперировать не только понятными для всех значениями, но и смыслами, не всегда осознавая это, что может послужить причиной конфликта (личностного, конфликта между разными поколениями или социальными группами). Умение осознавать, что сообщение смысловое, непонятное для окружающих, может предотвратить недоразумения и конфликты.
Кроме значений и смыслов, в содержании сознания выделяется три области – автоноэтичное сознание, ноэтичное сознание и аноэтичное сознание. Аноэтичное (незнающее) сознание связано с текущей ситуацией, оно не выходит за его рамки, поэтому как бы не знает ничего о прошлом и будущем. Этот тип сознания помогает человеку фиксировать значимые признаки окружающего, своевременно и адекватно реагировать на изменение условий, его содержание формируется оперативной памятью.
В ноэтичном (знающем) сознании зафиксированы объективные данные, сведения об общих законах, правилах и понятиях. От значений содержание ноэтичного сознания отличается тем, что эти сведения не только объективны, но носят всеобщий, надличностный характер, это скорее научные, а не житейские знания. Содержание ноэтичного сознания связано главным образом с семантической памятью.
Автоноэтичное (знающее о себе) сознание отражает знания человека о себе, но не только о своем внутреннем мире, как самосознание, но и о внешних фактах и событиях жизни, различных эпизодах, произошедших сданным человеком. Поэтому этот вид сознания связан с эпизодической памятью.
Структура сознания по А. В. Петровскому.
1. Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире, следовательно, в его структуру входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
2. Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ, способный к самопознанию, т.е. способен обращать свою психическую деятельность на себя самого.
3. Обеспечение целеполагающей деятельности. Так, в ходе деятельности получается результат, который в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму данного природой; в данном природой он осуществляет и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер действий человека, подчиняя его волю. Таким образом, при формировании целей деятельности учитываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.
4. Отношения или мир чувств.
В качестве обязательного условия формирования и проявления всех указанных специфических качеств сознания является язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится реальным сознанием этого человека.
Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, умение управлять собственными психическими и поведенческими ресурсами, контролировать собственные эмоциональные состояния, управлять ими, воспринимать и анализировать окружающую действительность и на основе данного мировосприятия формировать и совершенствовать собственную личность. Кроме того, сознание способно творчески анализировать окружающую действительность, изменять мир, приспособливая его к человеческим потребностям.
Как сознающее существо человек обладает способностью к самосовершенствованию, следовательно, имеются возможности для дальнейшего развития сознания.