Упражнения в самопознании и укреплении личности К ак же можно соответствовать этому вызову, который обращен к каждому человеку наших дней?
За последние десятилетия я мог в своих курсах по концентрации и медитации познать действенность совсем элементарных упражнений, которые в различных вариациях можно найти в ду-ховнонаучной литературе. Их плодотворность и фундаментальность были подтверждены многими людьми.
Если их регулярно практиковать, то возможны первые шаги, чтобы лучше видеть в себе собственные индивидуальные особенности. Одновременно ядро личности, собственное Я, укрепится для всевозможных встреч.
Речь идет об упражнениях, которые уже много тысячелетий в различных формах практиковались людьми, стремившимися к духовному развитию. Рудольф Штайнер заново описал их для настоящего времени, и для многих людей они уже не являются чем-то незнакомым.
В этой связи я хотел бы кратко описать три возможности:
Обратный обзор прошедшего дня
Перед отходом ко сну вечером выбирают 5-10 мин. и пытаются представить себе ход дня в обратном порядке, и именно так, как будто бы смотрят сверху на самого себя как на чужого человека. В череде картин духовным взором просматривают отдельные этапы дня, как идущий в обратном порядке фильм.
«Определенной практики в таком самонаблюдении можно достигнуть, если начинать с представления отдельных маленьких частей жизни прошедшего дня. Тогда становятся все более ловким и более сноровистым в таком обратном просмотре, так что при продолжении упражнения его начинают делать за все более короткий промежуток времени. Такой обратный просмотр переживаний имеет определенную ценность для духовного обучения, так как он приводит душу к освобождению в представлении от обычной привычки просто следовать мышлением чувственно-воспринимаемому ходу события».
Через это укрепится образное мышление и память. К тому же человек учится делать для самого себя более объективно осознанным и свое действительное поведение по отношению к другим людям, также и к детям, и может наметить себе, чтобы иначе проявлять себя в будущих ситуациях. Так как есть опасность потеряться в деталях, то вначале берут более крупные этапы и только один маленький, где пытаются более детально представить себе обратное течение.
Через некоторое время упражнения человек замечает, что обратное вспоминание удается все лучше и такие мелкие детали как бы сами по себе входят в сознание. Однако нужно следить за тем, чтобы не останавливаться на деталях, нужно пытаться - с определенной динамикой - где-то за 10 минут дойти обратно до начала дня. Потом можно присоединить свою вечернюю молитву или медитацию, с которой подготавливаются к ночи.
Утром рекомендуется обратный порядок: после молитвенно-медитационного начала делают короткий обзор предстоящего дня, когда как можно более образно визуализируют для себя предстоящий день и особенно отчетливо самые важные ситуации, например, в каких ситуациях очень важно присутствие духа. - Ничего страшного, если день пойдет по-другому.
Следующая группа упражнений служит прежде всего укреплению сил сознания и Я в мышлении, действиях и чувствовании. Поскольку они должны уравновешивать и сопровождать все другие медитативные упражнения, они называются соупражнениями. Они взывают и гармонизируют одновременно сердце как орган восприятия и упорядочивают течения эфирного организма, особенно это относится ко второй медитативной части упражнений. - Кто регулярно проводит их в данной последовательности, уже через относительно короткое время сможет заметить большую внутреннюю уверенность и силу.
Шесть сопутствующих упражнений48
1. Контроль мыслей: Первое упражнение состоит в том, что находят 5-10 минут времени и приводят все мысли в спокойное состояние. Потом свое внимание направляют на простой предмет и образуют отчетливое представление о нем. Это может быть карандаш, коробочка, простая детская игрушка или что-то подобное. Тогда с ним соединяют все, что можно подумать об этом предмете, как, откуда он произошел, как его изготовили, например, доходят вплоть до дерева, из которого был добыт материал. Целый ряд картин должен по возможности пластично и в цвете стоять перед глазами. При этом все дело в силе концентрации, с какой можно удерживать в сознании эти самопроизведенные образы. Через некоторое время в душе внутренне будут наблюдать чувство крепости и уверенности. Когда замечают концентрированную силу в передней части головы, то переливают ее в мозг и дают ей устремиться вниз до спинного мозга. Это упражняют где-то в течение месяца. Время при таком упражнении хотя и не должно быть четко установлено, но все же это не должен быть поздний вечер.
2. Инициативное действие: во второй месяц для себя придумывают маленькое, незначительное действие, которое возможно выполнять в любом месте: например, вытащить записную книжку из сумки, снять и надеть ботинок или нечто подобное. Это по содержанию бесполезное действие выполняют от одного до нескольких раз в день в определенное время в течение длительного промежутка времени. Однако утром этот мелкий поступок нужно очень образно визуализировать, включая время выполнения, так чтобы он запечатлелся в бессознательной воле к действию. Тогда, даже если пропустят одну временную точку, концентрируются на следующей. Если упражнение сделано, то заметят чувство внутреннего побуждения к действию, прежде всего в верхней части тела. Это чувство сразу же переливают в свое тело, так что ему дают снова устремиться из головы вниз, но теперь через сердце. Контроль мыслей продолжают с первого месяца и дальше, чтобы добытая сила представления не потерялась.
3. Контроль чувств и хладнокровие: При всех телесно обусловленных эмоциях можно наблюдать, что они прежде всего поднимаются из нижней части тела: слезы, смех, страх, нервозность, нетерпение, напряжение и т. д. Речь идет о том, чтобы наблюдать момент возникновения этих чувств, не становясь охваченным и поверженным ими. Речь не идет о том, чтобы подавить (!)эти чувства, больше не смеяться или не плакать, но нужно развить внутреннюю силу, чтобы овладеть ими и оставаться спокойным, когда хочешь этого.
Нужно внутренне готовиться к таким ситуациям и, по крайней мере, четверть часа упражнять невозмутимость. Если это удастся, то заметят чувство спокойствия и хладнокровие. Эту самопроизведенную силу спокойствия нужно снова направить струиться во все тело, в сердце и оттуда вначале в руки и кисти, потом к стопам и в последнюю очередь к голове. - Это главное упражнение для третьего месяца.
4. Позитивность: Мы сталкиваемся в жизни также и с избыточным количеством ужасных, неприятных вещей и ситуаций, которые вызывают антипатию, критику и внутреннее самозакрывание. Они притупляют нашу способность восприятия.
Но во всем плохом и ужасном скрыто присутствует хорошее и прекрасное. Это с добытой силой представления и воли нужно открывать в соплеменниках и других вещах мира. Но это ни в коем случае не означает рассматривать все позитивно и хорошо, речь идет о том, чтобы проникнуть через неприятную внешнюю форму явления и тем самым побороть привычное невнимание по отношению к субтильным вещам жизни.
Если это удастся, то заметят чувство блаженства, как будто бы расширяются за пределы своей кожи. Это чувство увеличения, как это имеет место для эфирного тела после смерти. Тогда этому чувству как бы дают светиться через глаза, уши и всю кожу в пространство вокруг себя. - Упражнения первых трех месяцев повторяют, насколько это требуется для сохранения достигнутых способностей.
5.Беспристрастность: Мнение, что все ужезнаешь и понимаешь, делает пристрастным и является большим препятствием в развитии каждого человека. Поэтому в пятом месяце пытаютсясформировать потребность выступать по отношению к каждому новому опыту совершенно беспристрастно и без суждения. «Я не верю этому. Этогоне может быть,» - такое настроение духовно стремящийся человек должен полностью оставить.
Однако это не значит слепо верить всему! Это тожебыло бы концом духовного прогресса; речь скорее идет о том, что ничто не должно препятствоватьвосприятию новой истины, и нужно оставить для себя открытой возможность понимания, что прежнее знание законов природы может быть расширено. - Вследствие этих усилий через некотороевремя заметят, что в душу проникает чувство, как-будто бы в пространстве, о котором говорилось вупражнении 4, что-то двигается и становится живым. Тогда пытаются понять эту субтильную вибрацию в окружении и дать ей устремиться в себячерез глаза и уши, а также через кожу, особенночерез чувство тепла.
6.Равновесие: Шестое упражнение состоит втом, что пытаются снова проводить предшествующие пять упражнений в регулярной смене. Тогдаможно наблюдать, что образуется душевное равновесие и возникает спокойное понимание вещеймира, которые были закрыты для этого человекараньше.
После шестого месяца снова начинают с первого упражнения. Через некоторое время заметят, что с большим спокойствием и внутренней уверенностью могут осуществлять свои задачи во всех превратностях жизни.
Здесь можно сказать: инстинктивно мы уже стремимся к этим силам, иначе социально вообще невозможно было бы выжить, ни в профессии, ни в воспитании детей. Это правильно. Однако через особую форму этих упражнений осознанно работают над укреплением и совершенствованием внутреннего человека. Более конкретно: не только душевные силы мышления, чувствования и воле-ния будут развиваться дальше и поставлены на службу Я, но будет выработан вплоть до эфирного организма гармонизирующий, оздоравливающий поток, который защищающе противодействует ха-отизирующим воздействиям нашего сегодняшнего времени. Терпение и выдержка и здесь являются важными личностными качествами, которые при этом будут укрепляться.
С помощью этих упражнений можно как взрослый получить первый опыт, в какой мере мысли, чувства и волевые импульсы, равно как и собственные Я-силы переживаются как духовная реальность, которая особенно действенна и в каждом ребенке, еще как природное дарование.
Сила спокойствия
Третья возможность укрепить внутренние силы состоит в медитативном осмыслении того, что каждый человек имеет в себе как предрасположенности. Для многих людей, к которым сегодня предъявляются претенциозные профессиональные требования, ежедневная медитация является несомненным источником силы. - Даже если дети и без того воспитывают своих родителей к терпению и выдержке, все же свободное решетше сознательно сформировать и укрепить эти силы создает лучшую исходную позицию в отношении к ним. Такую возможность предоставляет, например, медитативное углубление в следующее изречение для усиления внутреннего спокойствия49:
Я несу в себе покой,
Я несу в себе самом Силы,
которые меня укрепляют.
Я хочу наполниться
Теплом этих сил,
Я хочу пронизать себя
Мощью своей воли.
И я хочу чувствовать,
Как покой струится
Через все мое бытие,
Когда я себя укрепляю,
Покой как силу
Найти в себе
Мощью своего стремления.
Можно усилить действие этого изречения, если искать названные силы конкретно в себе самом и внутренне практически выполнять эти процессы. Утром или в середине дня нужно найти для этого приблизительно 20 минут.
Занимают спокойное, расслабленное положение и вначале думают об очертаниях своей фигуры с головы до стоп. Потом представляют себе таз человека как чашу, которая несет в себе не только внутренние органы, но и эти силы спокойствия. Некоторое время пребывают в этом ощущении. Потом говорят себе: «Я несу в себе покой, я несу в себе самом силы, которые меня укрепляют.» После этого промысливают следующую мысль: «Я хочу наполниться теплом этих сил.» При этом направляют ощущаемое в области солнечного сплетения тепло вначале в руки и кисти, потом в ноги и стопы и, в конечном счете, в голову, пока с головы до стоп не наполнятся теплом так, что чувствуют себя как бы полностью облаченным в тепловую оболочку.
Теперь спокойствие мысленно направляют внутрь своего сердца, и когда внутренне говорят: «Я хочу пронизать себя мощью своей воли», - то дают этой силе воли излучаться как духовный свет снова вплоть до кистей, стоп и в конце в голову. -Так пронизывают свой физически-эфирный организм духовными силами тепла и воли.
Следующая ступень состоит в том, что теперь чувствуют, как это тепло и наполненное полной света волей спокойствие пронизывает насквозь все бытие. Это означает, что сквозь все, что я есть: мое мышление, мое чувствование, мое слушание, мое говорение, движение, ходьбу и т. п. - через все мое бытие струится это спокойствие.
С последними строчками думают о том, как можно укрепить самого себя, в то время как с терпением и выдержкой находят в себе это спокойствие силой собственного стремления, и как тогда и вся жизнь будет пронизана этим.
Исходя из этой силы спокойствия, мы будем встречать детей более осознанным, соответствующим им образом и сможем заметить в ходе времени и преобразование собственной сущности.
Приложение 2