Хранители или стражи действительности
Этих он обозначает как детей с «высокой интеллектуальностью, которые, однако, все равно не справляются в школе. Только если учеба полностью ориентируется на практическую жизнь, тогда они в состоянии раскрыть свои духовные способности. Такой ребенок может ремонтировать швейные машины, разбирается в моторах, в мгновение обучается столярному ремеслу, без труда понимает руководства по рукоделию или инструкции по эксплуатации для приборов ежедневного пользования..., но делает ошибки даже в таблице умножения!» С их способностями, делает вывод Хен-нинг Кёлер, эти «хранители действительности вносят в мир импульс, который пошел бы всем нам на пользу не только в школе, если отнестись к нему серьезно».
Если противопоставить представленные здесь качества детей тем, которые господствуют в нашей цивилизации, включая и нашу сегодняшнюю школьную систему, то уже из беглого описания этих качеств нетрудно увидеть, что с этими детьми в мир приходит что-то, что необходимо нам уже давно и что может способствовать очеловечиванию нашей культуры. Уже на основании впечатления можно поставить вопрос: не становится ли здесь зримым скрытый план очеловечивания нашего хаотичного настоящего импульсами из будущего, которые приносят с собой эти дети с их особенными способностями? Может быть, именно это выражается в ранней большой решительности, с которой эти дети стремятся навстречу своей задаче, к которой они с большим нетерпением хотят привлечь внимание, даже если еще не совсем ясно, в какой форме и в какой сфере нашей общественной жизни им предстоит эту задачу реализовать? Очевидно, что здесь в жизнь входят импульсы развития, которые не могут быть объяснены только из внешнего развития цивилизации и культуры.
Это богатое нюансами описание определенных основных типов поведения как следствие принесенных с собой дарований предлагает еще один подход к внутренней личностной сущности этих детей с их импульсами обновления и выравнивания, которые они хотят внести в нашу цивилизацию. Привычными, чисто патологическими понятийными категориями взгляд на их настоящую сущность будет искажен.
Мне было важно включить эти добытые на протяжении многих лет на основе феноменологического подхода познания, так как они, насколько я могу судить, еще мало учитываются в исследовании феномена детей индиго.
8. Нейрофизиологические аспекты
«Это дух, который создает себе тело», Ф. Шиллер
Прежде чем я обращусь к вопросу, что же это за души, которые во все большем количестве устремляются в нашу цивилизацию, я хотел бы провести краткое исследование сознания с точки зрения нейрофизиологии, которая играет все более значительную роль для понимания человека. Более подробно я уже занимался этим в одной из ранних работ.13 В 1990 г. президент США наряду с исследованием Космоса назвал еще одну важную задачу: он призвал сделать последнее десятилетие - девяностые годы — «десятилетием исследования мозга». Исследование сознания, однако, напрямую связано с поиском Я. Поэтому точный вопрос таков: «Что такое Я и где это Я можно найти?» - Это вовсе не маловажно, что постановкой задачи изначально утверждается воззрение, что человеческий мозг является месторасположением личности и души - и тем самым также является собственным центром человека, то есть тем, что делает человека человеком.
Благодаря утонченным методам измерения сегодня стало возможным измерить активность нейронных функций мозга, которые вызываются мыслями и чувствами. Также и различные состояния сознания, вплоть до тончайших, можно проследить с помощью электроники и считать с монитора.
Однако один вопрос все еще остается без ответа: является ли мозг с его функциями сознанием? В 1993 г. в калифорнийском городе Сан-Диего состоялся симпозиум с участием 20 000 (!) ученых, посвященный исследованиям человеческого мозга. Франкфуртский философ Томас Метцингер пишет по этому поводу, что решение загадки сознания равнозначно научной революции первого ранга, которая имеет более серьезные общественные и культурные последствия, чем любой другой теоретический переворот до этого.
С тех пор было исследовано необозримое количество мозговых функций. Так, геттингенский невролог Геральд Хютнер называет мозг «пластическим органом, который формируется различно, в зависимости от того, как он используется. - Прежде всего в передней области, в коре лобных долей, нервные пучки переключаются на то, что является источником представления о самом себе и личностью человека. Этот регион управляет импульсами и эмоциями, помогает контролировать страх, ярость, злобу и отчаяние. У многих гиперактивных детей он развит не особенно хорошо».14 Таким детям трудно целена-правленно сконцентрировать свое внимание, не дать себе помешать отвлекающим раздражителям. Во всяком случае, двум третям из тех, кого это касается, удается лишь с возрастом, то есть по мере взросления, совладать с этими помехами.
Однако является ли собственно мозг тем, что регулирует самое себя, или существует сверхфизическая, автономная сила, действие которой сказывается структурирующим и гармонизирующим образом? - Из дальнейших изложений будет видно, что именно в передней лобно-мозговой области формирующе и обновляюще действует личност-но-формирующая сила человеческого Я.
Мозг заново самоорганизуется
В области эволюционного изменения мозга за последние двадцать лет было зафиксировано быстрое ускорение, играющее важную роль также и для суждения об особых феноменах поведения детей. В одном из докладов в Штуттгарте Хеннинг Кёлер сослался на работу Мюнхенского «Института рациональной психологии»15. В длительном исследовании, начавшемся в 1965г., исследователи пришли к выводу, что «мозг людей в ускоренном темпе меняется так сильно, что через пятьдесят лет мы будем иметь другие человеческие тела, которые на основе других мозговых структур будут иначе думать, иначе ощущать и иначе действовать». К подобному результату приходит также исследователь Франкфутского Института Макса Планка: «Мозг самоорганизуется заново и по-другому обрабатывает поступающие сигналы ».
Легко увидеть, что эти изменения стоят в связи со всей нашей культурой и воздействиями окружения. Однако существует все растущее число научных фактов, указывающих на то, что в этом формирующем процессе с раннего детства находится не только мозг, который реактивно пластицирует сам себя, но что в этом процессе становится действенным что-то, что вначале проявляет себя только как духовный действующий извне фактор, селективно участвующий в формировании. На этот факт обращается все большее внимание как со стороны психологии, так и со стороны неврологии.
В простую формулу это познание свел известный нейролог и исследователь сознания Джон Эк-лес: «Это суть автономное духовное, которое само формирует свой мозг».
Однако этим еще не сказано, ни что является этим автономным, то есть независимым прежде
всего от церебральных функций духовным, ни откуда оно происходит, ни как оно вмешивается в материальный биохимический формирующий процесс. Доказуемыми являются только воздействия. — Существует ли возможность это понять?
Больше чем Я
Здесь мы сталкиваемся с границей, которая маркирует переход от чувственного к сверхчувственному наблюдению. Таковое не поддается инструментальному измерению и доступно только лишь прямому внутреннему восприятию процессов сознания. Это прежде всего внутренняя деятельность Я, непосредственное действие которой может наблюдаться во всем душевном развитии и которая со-формирует телесные функции.
Кто осознает эту внутреннюю активность Я, может открыть в ней совершенно особенные импульсы, которые составляют бессмертное духовное ядро его индивидуальности. При этом речь идет о чем-то другом, отличном от обусловленного развитием и связанного с ситуацией чувстве Я.
Британский физик Джеймс Максвелл, умирая, сделал следующее наблюдение: «То, что осуществляется так называемым Я, это в действительности осуществляет во мне - я ощущаю это - нечто, что больше, чем я». - Иногда такие познания добываются на пороге смерти, но об этом же говорил и восьмилетний Флавио.
ПоискЯ, как сказано, относится к задачам названного исследования сознания. Однако одно уже было установлено точно: нет никакого ареала мозга, где можно найти это Я! - Это всегда только отпечаток в индивидуально структурированном мозге этого большего целого, этого «независимого автономного духовного», и исследование, которое ограничивает свои поиски только материальными средствами, не в состоянии его найти.
Однако духовной аучное исследование может ретроспективно проследить движение этого Я вплоть до его вхождения в физически-телесную форму существования, также и в обрисованном многими детьми бытии до рождения или зачатия и далее вплоть до предыдущих земных форм существования. То, что у сегодняшнего человека все раньше и отчетливее переживается как Я, является в таком случае «экстрактом» из опыта предыдущих жизней и специальных, новых, принесенных с собой импульсов новой жизни.
Душа формирует тело
Это поучительно, прослеживать, как душа участвует в формировании телесности на ранних эмбриональных клеточных стадиях, и это позволяют новейшие исследования. Можно предчувствовать, как в постепенное образование личности человека извне вмешивается незримая для физического сила, которая может быть воспринята только по ее действию.
Этот процесс становления человека на протяжении многих лет исследовал профессор Йохан-нес Роен в рамках своей «Функциональной анатомии».16 На основе духовнонаучных данных Рудольфа Штайнера он попытался доказать, как благодаря морфологическому методу рассмотрения может стать познаваемым воздействие душевного на эмбриональный процесс развития тела.
Столь же увлекательно понять с чисто духовной точки зрения весь процесс преобразования еще не родившейся души, который она проходит через зачатие и рождение вплоть до становления сознания в теле. Но об этом речь еще впереди.17
Индивидуальный аспект
Если задаться вопросом, что же такое душа как «автономное духовное», или как возникает этот «экстракт» из предыдущих жизненных опытов, который в конечном итоге индивидуально формирует тело и мозг, то ответ можно найти в духовно-научных исследованиях Рудольфа Штайнера. Происхождение и сущность этой души может помочь объяснить некоторые свойства и манеры поведения определенных детей. Из этих сообщений следует, что люди, которые уже много раз были инкарнированы на Земле, проходят в духовном мире до рождения через что-то, что происходило в ранние времена в так называемых мистериальных центрах на Земле. Там людей «посвящали* в тайны рождения, жизни и смерти. Это были центры образования того времени, где люди получали не только знание, но и мудрость, чтобы они могли правильно распорядиться жизнью и действовать как учителя, строители, врачи, целители. Проходя через много ступеней обучения и посвящения, они должны были добывать знания, чтобы в практической жизни передавать их также и другим людям. В связи с этими ранними «посвящениями» и обучениями говорится, что эти дети сегодня приходят на Землю уже обученными: «Дело обстоит так, что между нашим временем и между старым временем в отношении этих вещей лежит значительный поворотный пункт в развитии человечества... Мы сегодня живем после того поворотного пункта, когда в этом отношении произошли пере-
мены. То же самое, чему в древние времена человек обучался между рождением и смертью, проходя через мистерии, этому он учится сегодня в духовном мире, перед тем как он через зачатие или рождение спустится в физическое тело. Он учится этому в соответствии со своей кармой, в соответствии со своими поступками в предыдущих земных жизнях.
Что они приносят с собой ?.
Итак, ничто из достигнутого в ранних формах существования не теряется: оно проявляется в преобразованной форме и образует основу для развития новых возможностей.
Для нас это означает, что дети в состоянии уже и до рождения воспринимать знания и соответствующие импульсы, которые они потом хотят осуществить в соответствии с ситуацией, в которой находятся.
У Штайнера дальше говорится: «Такое нужно сегодня предполагать, если имеешь дело с ребенком. Сегодня больше не стоит задача вливать в ребенка то, что должно было влиться.в него в старые времена. Сегодня задача сказать себе: ребенок обучен, но он облачил свою обученную душу в физическое тело, и ему нужно только пробиться через эту оболочку. Его следует только извлечь, это божественное обучение, произошедшее до рождения. - В этом сегодня суть педагогического мышления.
Если мы мыслим в духе действительно антропософски ориентированной духовной науки, то нам ясно, что фактически на протяжении всего обучения мы можем делать не что иное, как убирать препятствия, которые загромождают выход наружу того, что ребенок приносит в себе сюда, в мир, из жизни до рождения».
Дети, наши учителя
Это должно также влиять на позицию учителя; в высказываниях обоих детей, Эльфи и Фла-вио, мы находим указание на особую роль взрослых. Уже цитировавшийся педагог Роберт Окер также осознал, с каким феноменом мы имеем дело в случае с этими детьми, это ясно из его фразы: «Мы должны помочь им найти их собственную правду».
Но это требует другого взгляда на существо ребенка, не только как на биологически развивающееся существо на ранней ступени развития. Родителям и учителям необходимо развить чувство для того, в какой мере эти дети приносят с собой свою собственную правду и вследствие этого уже, быть может, являются более мудрыми, чем взрослые, с которыми они имеют дело. - И сегодняшний учитель может всегда жить с вопросом: не может ли быть так, что эти детские души, эти «Я», которые сидят передо мной там в этих еще несовершенных телах, являются много более зрелыми, чем я сам как учитель? - Тоже самое относится, конечно же, и к родителям.
Такой внутренний настрой учителя может быть прочувствован детьми и в реальной действительности может послужить здоровой основой, на которой могли бы образоваться доверительные отношения, что, в свою очередь, также побуждает к новым педагогическим идеям. Однако этому мешает до сих пор господствующее воззрение, что ребенок хоть и снабжен телесными наследственными признаками, однако как чистый, без записей лист только под формирующим воздействием может стать функционально пригодным человеком.
Учитель же, в котором живет вопрос о скрытой индивидуальности ребенка, будет следить уже не только за содержанием своего урока, но будет пытаться через ритм и методы действовать так же целительно, как и через содержание своего урока. Тем самым он может помочь детской душе все лучше идентифицировать себя со становящимся телом и выразить свою индивидуальную сущность, как это было уже описано.
Эти познания позволяют учитывать автономное духовное, которое участвует в формировании тела на каждой ступени развития.
Много раз на Земле
В разговорах с родителями, которые знакомы с понятием реинкарнации или сами имеют опыт в этой области, часто встает вопрос: «Идет ли здесь речь о старых или молодых душах?» Из только что процитированных рассмотрений становится ясно, что при этом часто речь идет о людях, которые уже прошли через много инкарнаций на Земле и поэтому быстро, почти стремительно находят себя в нашем времени. Или они, как «маленькие посвященные», приносят с собой определенную мудрость, которая может чем-то ответить на нужды нашего времени, так как во время между последней смертью и их сегодняшним рождением они приняли в себя сильные дополнительные импульсы для новой жизни. Часто так называемое раннее знание своей задачи или миссии может быть выражением «обучения до рождения», о котором уже говорилось.
Существует еще другая причина раннего развития сознания и удивительно зрелой внутренней сущности этих детей, которая выражается ими самими во многих рассказах: это образное ретроспективное воспоминание о прежних одной или нескольких жизнях на Земле, причем последняя, похоже, была не так уж и давно. Я хотел бы пояснить это на примере одной молодой женщины, студентки факультета психологии.
Она родилась в семидесятых годах. Она была очень чувствительным ребенком и проявила себя чрезвычайно чуткой, остро сочувствовала своему окружению, людям, животным, растениям, всей Земле. В образном видении она пережила угрозу человечеству, как и возможное разрушение планеты, и одновременно свою задачу, вмешаться, чтобы содействовать спасению. Чрезвычайно поэтическая натура, она написала много стихов и историй, а также сделала много рисунков о своих переживаниях. - В ней проявилась целая шкала свойств, которые мы находим как у так называемых «душ утешителей и сиделок», так и у «душ поэтов». -Это реальные смешения, действительно встречающиеся в жизни.
Сильное сочувствие ко всему живому привело ее позднее к участию в социальной работе, прежде всего в движении по охране животных. Отношение к собственному телу было выражением очень сильного внутреннего переживания: быть человеком, а не только женщиной. По этому поводу она говорит: «Я - человек, я - «существо», я имею в себе мужское и женское, и многое другое, но я - человек, и это значит, я есть все; но я теперь в женском теле и снаружи женщина, и внутри я, помимо прочего, тоже женщина. Однако мне бесконечно важно видеть себя человеком, а не только существом по половому признаку».
В ходе своего развития она пришла к осознанию, что «вплотную под ее поверхностью, в ее теле, хранится все ее бытие, вое ее прошлое». Это было осознано ею поэтапно, в сильных образах. Она неоднократно и отчетливо переживала сцену из своей последней жизни, как ее, тогда молодого мужчину, в концентрационном лагере два охранника пригнули к земле и убили выстрелом в голову. Это событие было следствием ее яростной и отчаянной схватки с охранниками, когда она не смогла вынести картины жестокой экзекуции, совершенной над многими дорогими ей людьми. Всплывали также другие картины: транспортировка в грузовике и товарном поезде и груды мертвых человеческих тел.
Сознательно предпринятая работа с этими образами и принятие этой судьбы привело к большему самостановлению и познанию» кто она есть. Тогда проявились также и другие образы из предыдущих, более ранних инкарнаций.
Так, она видела себя где-то на рубеже предыдущих веков юношей примерно восемнадцати лет, утонувшим на пути в Америку в результате кораблекрушения. При этом она пережила себя в отчаянной борьбе за существование глубоко под водой, как она боролась с мощным, наполненным пузырьками воздуха водоворотом, как ее все сильнее засасывало. «Потом от кончиков ног через все тело вверх наружу пропульсировала волна энергии, и это было связано с полным освобождением и чувством умиротворенности».
В результате работы с этими устремляющимися в историческое прошлое воспоминаниями она пережила себя также и как борец за свободу в крестьянском восстании в борьбе за права угнетенной группы людей, как она была убита, снова относительно молодой, прямым попаданием пушечного ядра в грудь. В ходе времени появлялись еще другие образы ряда ранних жизней, в которых она видела себя как в мужском, так и в женском образах. Через эти образы она осознала собственную внутреннюю сущность и принесенные с собой импульсы, которые скрываются как за ее чувствительностью, так и за ее несомненной социальной предрасположенностью. - Источник очень индивидуального раннего, хотя и чувственного самосознания.