Методы отбора медиаторов-ровесников
В целях отбора медиаторов-ровесников рекомендуется провести тестирование по классам.
1.Тест «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС).
2. В старших классах задаются 2 вопроса «К кому из обучающихся вашего класса вы обращаетесь, если с кем-то поругались?» и «Мы создаем службу по решению конфликтных ситуаций. Вам интересно принять в ней участие?». Результатом исследования будут 3 списка, на пересечении которых видны заинтересованные подростки, пользующиеся авторитетом у одноклассников, способные к разрешению конфликтов.
Со списком кандидатов обратиться к представителям администрации школы, чтобы они могли внести свои коррективы (например, кто-то из обучающихся перегружен или далеко живет).
Кроме того важно учесть мнение куратора.
Необходимо получить письменное согласие родителей на участие детей в школьной службе примирения. Для того чтобы родители понимали особенности работы ШСП, рекомендуется провести для них собрание или предоставить информацию в письменном виде.
Продолжительность Программы
Программа рассчитана на 18 академических часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 9 занятий по 2 часа.
Требования к результату усвоения Программы
Результатом обучения по Программе должно стать получение подростками знаний, умений, освоение действий, необходимых для проведения примирительных программ восстановительной медиации и кругов сообщества по урегулированию конфликтных ситуаций.
Перечень компетенций:
Знания:
1. Основы восстановительных практик;
2. Восстановительная медиация и возможности ее применения;
3. Этапы проведения кругов сообщества.
Умения:
1. Организация взаимодействия с участниками образовательного процесса в рамках решения конфликтов восстановительными методами;
2. Организация общения между сторонами конфликта с использованием коммуникативных техник.
Действия:
1. Организация и проведение предварительных встреч со сторонами и программ примирения;
2. Оформление примирительного договора или протокола о результатах встречи сторон;
3. Проведение восстановительной медиации и кругов сообщества.
10 Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка достижения планируемых результатов осуществляется посредством участия слушателей в ролевых играх в роли ведущих примирительных программ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ | Наименование блоков и тем | Всего часов | Из них теоретических | Из них практических |
Основы восстановительного подхода к решению конфликтов в образовательной организации | ||||
Процедура медиации | ||||
Круги сообщества | ||||
Итого: |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ | Наименование блоков и тем | Всего часов | Из них теоретических | Практических | Форма контроля |
1. | Основы восстановительного подхода к решению конфликтов в образовательной организации | ||||
1.1 | Правовая основа восстановительной медиации и ШСП | 0,25 | 0,25 | ||
1.2 | Философия восстановительных практик, принципы восстановительного подхода | 0,75 | 0,75 | ||
1.3 | Конфликты в образовательной организации | выпол нение практи ческих заданий | |||
2. | Процедура медиации | ||||
2.1 | Коммуникативные навыки медиатора | упраж нения | |||
2.2 | Этапы медиации | ролевая игра | |||
2.3 | Предварительные встречи со сторонами конфликта | ролевая игра | |||
2.4 | Организация восстановительной медиации | ролевая игра | |||
3. | Круги сообщества | ||||
3.1 | Роль хранителя и волонтеров | ||||
3.2 | Организация круга сообщества | ролевая игра | |||
Всего |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА: ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Модуль 1. Основы восстановительного подхода к решению конфликтов в образовательной организации
Цель:познакомить обучающихся с нормами международного права и законодательством Российской Федерации по основам посреднической деятельности и восстановительной медиации, философией и теорией по вопросам восстановления справедливости в рамках восстановительных (реституционных) практик, создать условия для понимания особенностей протекания конфликта и изучения путей выхода из него.
Тема 1. Правовая основа восстановительной медиации и ШСП
· Конвенция ООН о правах ребенка;
· Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 года;
· Руководство ООН по вопросам эффективной посреднической деятельности, сентябрь 2012 года;
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.г.»;
· Стандарты восстановительной медиации, разработанные и утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 февраля 2009 года.
Тема 2. Философия восстановительных практик и принципы восстановительного подхода
Подходы к решению проблемы:
· Авторитарный подход – «за» людей
· Попечительский подход – «для» людей
· Если принять восстановительную практику – то она «с» людьми.
Восстановление у участников конфликта способности понимать последствия конфликтной ситуации, прекращение вражды между сторонами. Принятие обидчиком ответственности на себя, заглаживание вреда перед потерпевшим. Исцеление потерпевшего. Планирование будущего с целью избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем.
Принципы медиации: добровольность участия сторон, информированность сторон, нейтральность медиатора, конфиденциальность,
ответственность сторон и медиатора.
Тема 3. Конфликты в образовательной организации
Конфликты между участниками образовательного процесса и их последствия для обучающихся, родителей и педагогов. Виды конфликтов. Агрессия. Эмоции и чувства в конфликте.
Примерные критерии принятия ситуаций в работу ШСП.
Модуль 2. Процедура медиации
Цель: формирование у слушателей коммуникативных компетенций и умений в организации процедуры медиации.
Тема 1. Коммуникативные навыки медиатора
Вербальное, невербальное общение. Техники активного слушания: перефразирование, резюмирование. Открытые, закрытые вопросы. Ролевая игра на отработку коммуникативных навыков.
Тема 2. Этапы организации медиации
Получение информации о конфликте, разговор с обидчиком и потерпевшим, мотивирование сторон на участие в программе примирения, определение места и времени встречи, приглашение сторон на встречу, организация предварительных встреч, примирительной встречи, оформление документации и результатов достигнутых договоренностей, анкетирование, анализ медиатором проделанной работы. Презентация.
Тема 3. Предварительные встречи со сторонами конфликта
Цели и задачи предварительной встречи. Организация предварительной встречи: план предварительной встречи. Основные правила на встрече. Вопросы, которые задает посредник на предварительной встрече. Ролевая игра (конфликт с участием несовершеннолетних, организация предварительных встреч с каждой из сторон).
Тема 4. Организация восстановительной медиации
Фазы медиации. Вопросы, которые задает посредник на программе примирения. Обсуждение последствий конфликта с участниками программы примирения. Организация диалога между сторонами. Возможные результаты программы примирения. Ролевая игра (конфликт с участием несовершеннолетних, организация программы примирения).
Модуль 3. Круги сообщества
Цель: формирование навыков хранителя круга и волонтера, необходимых для успешного проведения круга сообщества.
Тема 1. Роль хранителя и волонтеров
Основные правила встречи в круге. Роль хранителя, волонтеров, церемонии. Использование символа слова.
Тема 2. Организация круга сообщества
Этапы работы по подготовке и проведению круга сообщества. Встреча всех участников в круге. Основные темы для кругов. Презентация.
Ролевая игра (групповой конфликт с участием несовершеннолетних).